Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург,8 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Москве завершили свою работу XIV Международные Рождественские образовательныечтения.
В рамках чтений состоялась конференция «Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания».
С докладомна ней выступил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
В докладеговорится:
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства
и Преосвященства, дорогие братья и сестры!
Радостновидеть, что современное общество проявляет все больший интерес к проблемам нашегонационального, духовно-нравственного воспитания, образования и культуры, что постепенно приходит осознание того, что улучшение жизни в стране невозможнобез возрождения нравственности.
Тема XIVРождественских Чтениях «Школа и Церковь — традиции и реформы образования».Не нужно думать, будто традиции и реформы, преобразования исключают друг друга.С течением времени, с изменением жизни неизбежно встает вопрос о необходимостиреформ, в том числе и в сфере образования. Этого не нужно бояться, важно только,чтобы в ходе реформ мы не утратили важнейших, основополагающих ценностей.
Наша русскаяшкола всегда была сильна своей методикой, дисциплиной, хорошо продуманными и простроенными учебными стратегиями. Соборное сознание Церкви также хранит для нас, православных, великие сокровища, в том числе, и в деле воспитания и образования.У Школы и Церкви общие цели и задачи, один народ. Нам есть чем друг друга обогатить.Нельзя не согласиться с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, которыйв одном из своих выступлений сказал: «Центральный вопрос нашего образованиясостоит в том — на каком мировоззрении будет строиться российское образование— или на тысячелетнем фундаменте нашей традиционной культуры или на эфемерныхидеях «общечеловеческих» ценностей. Конечно, после разрухи возвращениек традиционной культуре в образовании — это трудное дело, но оно является судьбоноснымдля будущего России». А наша традиционная культура тесно связана с Православием.Сейчас повсеместно поднимается вопрос о необходимости введения обязательногокультурологического курса «Основы Православной культуры» в нашей системеобразования. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII говорит: «Сегодня раздаются иногда голоса о том, что якобы не нужноизучать Основы православной культуры. Но это увело бы нас от знания своей истории,потому что вся история России имеет своей основой христианскую историю. Прошлоеучит нас многому. Учит, как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлогоне может быть настоящего и будущего. Каждый гражданин нашей страны должен бытьпатриотом своей Родины, должен любить свою историю, знать ее, понимать истокии историю своей культуры, ибо только тогда он может считать себя человеком культурным».
Существуетстереотип и, прежде всего, в нашей церковной среде, о том, что Государственнаясистема образования совершенно закрыта для нас, верующих людей. О том, что нашемуправославному чаду нет места в светской школе, как личности стремящейся и здесьукрепить свою духовную традицию, получить знания и навыки нашей традиционнойнравственности. О том, что руководство государственным образованием не желаетсотрудничать с Церковью.
На самомделе это не так, несмотря на ряд проблем, прежде всего личностного характерасо стороны отдельно взятых управленцев и чиновников. Законодательство РоссийскойФедерации предусматривает возможность ведения занятий по Основам православнойкультуры в государственных образовательных учреждениях вне рамок образовательныхпрограмм. Главная роль при этом отводится родителям, которые имеют право обеспечиватьсвоим детям образование в соответствии со своими религиозными убеждениями.
Господь даетнам удивительные возможности, чтобы наши дети слышали Слово Божие и в школе,чтобы укреплялись в нравственной традиции наших православных предков на факультативныхзанятиях, которые могут быть для них доступны. Нужно только изъявить желаниеи потрудиться, ради того, чтобы в вашем детском саду или школе такие занятиябыли организованы.
Мы не устаемповторять, что главная роль в воспитании принадлежит семье. Именно в семье закладываютсяосновы религиозного, нравственного и гражданского воспитания. Наша церковнаязадача — научить родителей, помочь им осознать, что нельзя потребительски относитьсяк тем институтам Церкви и школы, которые помогают им в образовании и воспитанииих чада: «Я вам ребенка отдал, сделайте его хорошим». Такого не бывает.В деле воспитания необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон — школыи семьи, семьи и Церкви, Церкви и школы.
Помимо организациифакультативных занятий, нужно помнить еще одно. Невозможно отделить школу от религии, как немыслимо отделить религию от нашей жизни, заключить ее в какие-то строгие рамки. Все мы являемся верующими, и в школу тоже педагоги приходят со своими религиозными взглядами. С какими? — Это жизненно важный вопрос. Родителидолжны интересоваться религиозными взглядами учителей, составителей программи учебников, по которым ведутся занятия с нашими детьми.
Нас, верующих,очень много. По статистике, в наших православных семьях детей больше, чем в семьях неверующих. Мы могли бы создать очень благоприятную атмосферу в нашемобществе, если бы были обеспокоены духовно-нравственным образованием и воспитанием.
В настоящеевремя Екатеринбургская епархия осуществляет активную работу по духовно-нравственномувоспитанию подрастающего поколения. Эта работа ведется в различных направлениях:в рамках церковно-приходского образования, в рамках дополнительного образования,в рамках факультативов в системе государственного образования (в детских садах,школах, среднеспециальных и высших учебных заведениях).
Взаимодействиесо светской системой образования в нашей епархии осуществляется через деятельностьКатехизаторского и Учебного отделов.
Основныминаправлениями работы Катехизаторского отдела являются: взаимодействие с органамиУправления Образования (Министерство образования Свердловской области; Управлениеобразования города Екатеринбурга; Муниципальные органы Управления образованием);взаимодействие с учреждениями, занимающимися подготовкой педагогов; методическиеконсультации для православных педагогов; взаимодействие с ВУЗами, техникумами,колледжами; взаимодействие с общеобразовательными школами; курирование деятельностиправославных общеобразовательных школ, Теологического факультета Российскогогосударственного профессионально педагогического факультета; деятельность Свято-ТихоновскогоБогословского Института; проведение конференций по духовно-нравственному воспитанию.
Сотрудничествос органами управления образования осуществляется через заключенные Соглашенияо сотрудничестве (Соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просветительскойдеятельности между Министерством общего и профессионального образования Свердловскойобласти и Екатеринбургским Епархиальным Управлением Русской Православной Церкви,Соглашение о сотрудничестве между Управлением образования г. Екатеринбурга и Екатеринбургской епархией). Осуществляется взаимодействие с учреждениями, занимающимисяподготовкой и переподготовкой педагогических кадров: при Институте РазвитияРегионального Образования Министерства Образования Свердловской области с 2001 г. действует программа повышения квалификации педагогов общеобразовательныхшкол Свердловской области с нагрузкой 144 учебных часа, лекторий для педагоговобщеобразовательных школ при Екатеринбургском Доме Учителя. В рамках методическойработы осуществляется деятельность методического кабинета для православных педагогов,который располагает набором программного обеспечения, фондом литературы, аудио-и видео-фондом для занятий. Издаются сборники методических пособий для педагоговобщеобразовательных школ по темам занятий, которые содержат хрестоматийную и методическую части (варианты разработок уроков и внеклассных мероприятий из опыта работы православных педагогов). Регулярно проводится работа с авторамипо подготовке программ к сертификации в Министерстве образования Свердловскойобласти, в настоящее время изданы 4 сборника сертифицированных программ. В 2004–2005учебном году были созданы методические объединения православных педагогов, однаиз целей создания методических объединений — издание учебно-методических пособийпо предметам. Опыт работы педагогов обсуждается на регулярно проводимых научно-практическихконференциях, таких как ежегодные Екатерининские Образовательные чтения, Богословскаяконференция молодых ученых и аспирантов, Создание социально-педагогических условийдля духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе,Проблемы духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях. В 2005 г.прошел I Областной конкурс по Основам православной культуры для учащихся общеобразовательныхшкол «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия».В нем приняли участие 730 ребятишек из разных городов Свердловской области.
С сентября2005 года регулярная работа ведется с 4 высшими учебными заведениями, 10 колледжами,100 школами, 44 детскими садами, 5 детскими домами. Факультативы ведутся в 2училищах, 47 школах (в том числе 20 школ — православные группы продленного дня(25групп)), 34 детских садах.
Созданныйв 2004 г. Учебный отдел Екатеринбургской епархии в настоящее время осуществляетсотрудничество еще с 100 общеобразовательными учебными заведениями, при этомосновной акцент в его работе делается на воспитательную работу в школах, профилактикузависимостей.
Перед нашимисотрудниками стоят следующие задачи:
- увеличенияколичества светских учебных заведений, с которыми ведется работа,
- повышенияквалификации педагогов и качества преподавания Православной культуры,
- разработкипрограмм и методических пособий для занятий,
- организациидосуга детей.
Помимо этогоесть два еще очень важных момента, возможно самых важных.
Это, во-первых,развитие преемственности православного образования и воспитания. Мы хотим, чтобыдети, которые посещали занятия по Православной культуре, продолжали заниматьсяи в школе.
А во-вторых,создание системы работы с родителями, привлечение их к занятиям и, глубже, к церковной жизни, потому что, как уже говорилось, именно семья — главный участниквоспитания.
Многое делаетсяу нас для решения этих задач. Но еще больше предстоит сделать в самое ближайшеевремя.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
30января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытиеXIV Рождественских образовательных чтений, которые начались с выступления СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ваши Высокопреосвященства,Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур,досточтимые отцы, уважаемые представители науки и высших учебных заведений,дорогие братья и сестры! Сердечноприветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляюс минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящегофорума, – Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
30января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытиеXIV Рождественских образовательных чтений, которые начались с выступления СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II. На церемонииоткрытия присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси,Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председательОтдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и БоровскийКлимент, управляющий делами Московской Патриархии, Воронежский и БорисоглебскийСергий, другие архиереи Русской Православной Церкви и иных поместных ПравославныхЦерквей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.