Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
30января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытиеXIV Рождественских образовательных чтений, которые начались с выступления СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ваши Высокопреосвященства,Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур,досточтимые отцы, уважаемые представители науки и высших учебных заведений,дорогие братья и сестры!
Сердечноприветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляюс минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящегофорума, – Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом годуосновная тема Чтений – соотношение и взаимодействие образовательных и церковныхинститутов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образованияи получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ.
Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможнобез развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободныйдоступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
ПравославнаяЦерковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человекусуммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в созданииусловий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованиемпонимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее,цель которого — обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуальногои культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Образование,как одна из функций общественного развития, определяет эффективное взаимодействиевсех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозныхорганизаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегоднякак никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающихпоколений.
На наш взгляд,христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования,составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемымдостоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государствопризнает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем,оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности,возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственноеи общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаваниюв школах предмета «Основы православной культуры и этики», а дипломы выпускниковбогословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях,по-прежнему не признаются государством?
Нам уже неоднократноприходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению,в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практическиполностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования,в том числе и религиозного. Как результат, в России, в отличие от большинстваевропейских стран, не разработаны правовые основы государственного признанияи поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знанийо религии в школе.
Кому-то покажетсястранным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержкусвоих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфераобразования — это один из важнейших элементов становления гражданского обществав России, а священнослужители и верующие граждане России — это его интегральнаячасть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественноепризнание своей деятельности.
Мы глубокоубеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделенаот попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовкивысокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающихмощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскуюнауку на международном уровне.
Апостол Павел,обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное,держаться исключительно доброго (ср.: 1 Фесс. 5, 21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особойвнимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образованияи воспитания и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.
Вполне очевидно,что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательнаясистема, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокойи взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которойвозрастало величие русского народа.
Наиболееярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого сталоторжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явившихнеразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян, и нашедшее живой отклику широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда сталиюбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летияКуликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первоепразднование Дня народного единства.
Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что историческийопыт и героическое прошлое нашего Отечества положительно воспринимаются молодымпоколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашегообщего будущего.
В то же время,выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимостьперестройки системы ценностей — это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она недостаточно осмыслена, и поэтому существенна самаее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.
При этоммы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «новогомира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что «мы наш новыймир построим», — всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства.Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрестикакие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положеныв основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни,к которому и призывает Православная Церковь.
Поэтому,когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания,мы не должны понимать под этим только восстановление исторически существовавшихформ православного образования — таких, как воскресная школа, православная гимназия,духовная семинария и академия и т. д. Сегодня нельзя понимать православное воспитаниеи образование только в узком смысле и ограничивать эти понятия только специальнымобразованием — традиционным духовным или современным теологическим. Необходимопризнать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образованияявляется формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющегочисла жителей страны.
Можно сказать,что в наше время традиционные социальные институты, такие, как семья, школаи религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формированиемировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формированиясистемы ценностей современного информационного общества имеют средства массовойинформации. Не учитывать этого фактора нельзя, в противном случае все усилияизменить нравственную ситуацию в сфере образования и воспитания будут сведенына нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельностьСМИ соответствовала национальным интересам России и других стран ближнего зарубежья.
Поэтому когдамы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметьв виду не только дальнейшее развитие исторически существовавших форм, о которыхуже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства духовно-нравственныхценностей Православия нынешнему поколению наших современников. По сути дела,сегодня речь идет о формировании новых традиций православного образования, использующихсовременные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие установкисовременных людей.
В наше времяочень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасностигосударство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующихбезнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанносовершать выбор духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении,традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.
Неотъемлемойчастью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, являетсясемейное и общественное воспитание. Если ребенок в семье встречает к себе полноеравнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознанииотсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатовв духовно-нравственном становлении личности, а в молодежной среде будут привлекательнымитакие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, половая распущенность.
Семья, школаи духовно-нравственное состояние общественной жизни – вот очевидные приоритетыдля Государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд,сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры,направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальномуинституту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи.В духовном образовании мы видим серьезную государственную задачу подготовкибудущих священнослужителей, способных повлиять на нравственную атмосферу в приходскойобщине, а через нее в семье и обществе, способных быть духовными лидерами для молодых людей.
Учебные заведения— государственные и церковные — это место, где будущие члены общества и Церквиполучают образование и воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемойстабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди, обучающиеся в разныхтипах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будутучащимися единой национальной системы образования.
К сожалению,сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определеннойчасти наших сограждан от духовных ценностей, традиционно присущих русскому народуи оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего мироощущениянаших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этих тревожных симптомовявляется стремление некоторых средств массовой информации и общественно значимыхперсон к внедрению в сознание наших современников одностороннего, ущербногопонимания фундаментальной характеристики российского государства, зафиксированнойв Конституции и определяемой термином «светскость». Несмотря на очевидную противоречивостьатеистического толкования данного понятия, вступающего в прямое противоречиес принципом свободы совести, зафиксированном в том же Основном законе, подобныетенденции продолжают играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферусоциальной напряженности и становясь причиной мировоззренческой и этническойнетерпимости.
Посеянныйтаким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церквипо приобщению молодого поколения к духовно-нравственным основам нашей страны,Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для достиженияположительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.
Убежден,что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укреплениягосударства и стабильного экономического роста страны, позволит каждому человекуи всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную системуценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.
Наряду с перечисленными выше проблемами, важнейшее значение имеют вопросы, требующиеобсуждения в ходе работы Чтений на пленарных заседаниях и отдельных конференциях,к которым, прежде всего, необходимо отнести вопросы соотношения роли школы,семьи, общества и Церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различныеисторические аспекты становления образования в православном пространстве, обсудитьварианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще просвещения.
Особого вниманиязаслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а такжетема взаимоотношения Церкви с такими областями жизни человека, как культураи наука.
Вместе с тем, необходимо самым пристальным образом рассмотреть вопрос о взаимодействииЦеркви, Армии и иных силовых структур. Деятельность духовенства в воинских подразделенияхдолжна стать залогом ответственности, внутреннего мира и взаимопонимания в армейскихколлективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошлов Челябинске, была совершенно исключена из жизни военнослужащих.
Надеюсь,что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашемОтечестве и по сложившейся за последние годы традиции станет значительным событиемв церковно-общественной жизни страны.
Молитвенножелаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудовна благо Церкви Христовой и наших народов.
КомиссияОбщественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести призвала мусульманРоссии проявить «мудрость и терпение» в ситуации, сложившейся в связи с публикациейкощунственных карикатур на пророка Мухаммеда. В специальномзаявлении по этому поводу члены комиссии просят приверженцев ислама избегать«призывов к ответному насилию».
Екатеринбург,8 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Москве завершили свою работу XIV Международные Рождественские образовательныечтения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.