Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющегоделами Московской Патриархии, на XIV Рождественских образовательных чтениях
Христианскоепонимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласнокоторому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления,достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.
В содержательномотношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.
Согласноэтому идеалу, подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность,имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию,профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачуне столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другимлюдям и обществу в целом.
В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности,нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного.Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремилсяк внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образованиеохватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальнуюэтику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладениекак теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональныминавыками.
В процессеобразования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировойкультуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературеи искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатамнаучного познания и технического прогресса.
Другими словами,образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.
Особое значение,данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы,охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека —гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами техническоймысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовноеначало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования,то многое из задуманного может просто не реализоваться.
Возьмем любойпроцесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствованияи предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствуетинтересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжатьсяупор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот,а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанныес защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь:«Чти отца твоего и матерь твою» не станет нормой общественного сознания в стране,то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Еслиребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий»,то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия всебольше будет погружаться в демографический кризис.
Не случайноРождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и КрещенияГосподня, что даёт нам возможность особо понять, что главная ценность человеческойжизни — есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующаягреху, а помогающая избавиться от него.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколениякак никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодоепоколение добрым, честным и трудолюбивым.
Эта задачане только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древнихвремён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствоваласозданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.
Вчитайтесьв произведения русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни однойбесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи егосемейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русскаялитература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетийнеобыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутогонравственным просвещением.
Странными,в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных плановуходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротойи лёгкостью вводятся предметы типа «планирования семьи», разрушающие личностьребёнка.
Школа занимаетособое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формированияличности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый,хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненныхустановок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковьимеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделенбессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемусянакопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренниймир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.
Известно,что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и оченьважно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование.Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерамишкол и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретныхпредложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.
Историческийопыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование былонеотъемлемым делом Церкви. Изначально все школы в Российском государстве былицерковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образованиеобеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школойбыла Славяно-греко-латинская академия, которую основали греческие ученые братья-монахиИоанникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положиланачало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства,но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинскойакадемии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII веков, в томчисле и основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедистМихаил Васильевич Ломоносов.
Вообще христианствокак мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светскойнауки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир,стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познанияБога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «зачем этот мир устроен?»и «каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни – физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь— духовные и нравственные законы.
Основнымпринципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственноговоспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе и образовательная,имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственноесовершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог — ИисусХристос… у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие — целью воспитанияс обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианствапроистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Темболее и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Егои идти Его путем в Его Царство.
Из этих положенийпроистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имелаустремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже послеотделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей странепроцесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств.Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского — это звенья однойцепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженногои ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних,ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественнойвойне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил последесятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вереотцов.
Сегодня Россияопределяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируютсяновые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитанияподрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем«Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотельподчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственныминормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшниедети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знанияи умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценностии мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за времяучебы.
На примересегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлогостолетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, посколькувзрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений.В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропагандапорока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результатемолодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь,и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремится сделатьсебя не творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этогосуществует даже профессия имиджмейкера, которая помогает человеку казаться кем-то и не быть самим собой.
Современнаяшкола также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения.Она относится к учащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимымиметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьнуюпрограмму такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственномуи физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственноговоспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительскогосознания и остатком советской идеологии в современной школе.
Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, котораяиграет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И делоне только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когдав учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеруили материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательномуровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подходав процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно.Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.
Народноеобразование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально былопронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики, как Жан-ЖакРуссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в школе.Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле.«Жить — вот ремесло, которому я хочу научить», — писал Руссо, определяя принципысвоей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удаленаиз школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподаваниеЗакона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.
Сегодня западныймир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальномизмерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическоеблагополучие, утрата христианской духовности порождает в Западном мире все новыепроблемы — и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельскихнорм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространениеполучили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностьюисчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеванийот неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизньнашего общества. Назову только часть — наркомания, распад семьи, демографическийкризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа,сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогическогопроцесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.
Нормальнаяжизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опытпредыдущих поколений — и положительный, и отрицательный — дан живущим сегоднякак маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективете непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги,которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали4 ноября прошлого года. День Народного единства объединяет не только всех живущихв нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российскогогосударства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвигадля защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалыверности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданскойответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашегоОтечества, выработанные сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.
Не так давномолодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретови ограничений. В то время как Православие — это не свод запретов, а норма жизни.Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам,молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того,что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достиженияи хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает емуограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидациядуховной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодымилюдьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведетк врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение,не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиознойили национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень,который всегда присутствовал в образовании России.
Со стороныЦеркви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основыправославной культуры», который дает возможность современным школьникам помимоприобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатитьсвой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строитьсвою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником являетсяне только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон — например,наркоман или лжец или человеконенавистник.
В ряде областейпредмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы среднихшкол. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живутправославные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введенв программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников.Отсутствие преподавания основ православной культуры лишает детей возможностиизучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскимипринципами жизни.
Пользуясьтем, что на Рождественских чтениях присутствует министр образования и науки,хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: «Не бойтесь того,что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его вниманияокажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм,игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, еслине в школу, то через виртуальный мир в их душу». Ведь в современном мире молодогочеловека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание основ православнойкультуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того,чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобынаше общество получило надежду на будущее.
Пора понять,что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходимобществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающиереальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемамобщества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобынаучить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образованияявляется умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковьимеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходереформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должнаостаться неизменной.
30января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытиеXIV Рождественских образовательных чтений, которые начались с выступления СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия II. На церемонииоткрытия присутствовали постоянные члены Священного Синода Русской ПравославнойЦеркви митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси,Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председательОтдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и БоровскийКлимент, управляющий делами Московской Патриархии, Воронежский и БорисоглебскийСергий, другие архиереи Русской Православной Церкви и иных поместных ПравославныхЦерквей.
Выступление митрополита Минского и Слуцкого Филарета, ПатриаршегоЭкзарха всея Беларуси, на XIV Рождественских образовательных чтенияхВаше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,досточтимые отцы, братия и сестры, участники и организаторы очередных международныхРождественских образовательных чтений! Тема нынешнегозаседания весьма обширна, ибо содержит в себе выражение важнейшей церковнойзадачи, которая поставлена перед Святой Церковью ее Создателем и Главою. Вечный вопросв мире людей Воспитаниеличности — это воистину вечный вопрос и вечная проблема в мире людей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.