Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Что нужно знать о лампадном масле православным христианам

Что нужно знать о лампадном масле православным христианам

№3 (372) / 15 января ‘06

Азы православия

В наше время люди, возжигающие лампады перед иконами, обычно не задумываются над тем, какое масло нужно употреблять в лампадах. Считается, что лампадное масло может быть любым – лишь бы хорошо горело, не сильно пахло и было достаточно дешевым. В продаже появляются разнообразные масла для лампад: растительные, минеральные, технические, разноцветные, ароматизированные, – от подсолнечного до трансформаторного. И все это называют лампадным маслом. Не так давно в продаже появилось масло достаточно дешевое и не очень высокого качества, которое почему-то стали называть “деревянным”. Это древнее название у многих вызывает недоумение: некоторые считают, что деревянное масло добывают чуть ли не из дерева. Многие слышали, что раньше, до революции, в России в лампадах употребляли именно деревянное масло. Что же такое настоящее деревянное масло, и почему оно так называется? Какое масло нужно возжигать в лампадах по уставу Православной Церкви? Как отличить поддельное масло от настоящего? Постараемся ответить на эти вопросы.

История лампадного масла восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: “И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (Лев. 24, 1–4). “И велели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время” (Исх. 27, 20). Елей, который Господь заповедал возжигать в светильнике, также называют деревянным маслом (1 Пар. 27, 28). Вот как говорит о нем Полный православный богословский энциклопедический словарь: “Елей — молодая маслина, деревянное масло, елей … Иаков возлил елей на камень (Быт. 28, 18), который (елей) был у него для пищи и для намащения своего тела. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде — благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных – в Таинстве елеосвящения, произнесением слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает ко Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших”.

Итак, елей и деревянное масло — разные наименования одного и того же масла — оливкового. Деревянное масло, в отличие от растительного, получают из плодов, растущих на дереве, а не из семян и трав, — отсюда и название.

Почему же теперь мы называем “деревянным” масло, не имеющее к оливковому маслу никакого отношения? Это произошло потому, что постепенно был утрачен первоначальный, истинный смысл этого названия и заменен другим. Причиной такой подмены явилось постепенное оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк. 8, 15). Лампада для многих – лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения, – и только. И какое масло в ней горит – неважно, лишь бы “подешевле”.

Подделка деревянного масла в нашей стране началась еще в 70-х годах 19 века. До этого времени в Россию завозилось более миллиона пудов в год настоящего деревянного масла. Однако нужно заметить, что уже тогда это масло было самого низшего сорта, отличалось неприятным запахом и было абсолютно непригодным для пищи. Уже тогда различали три сорта оливкового масла: оливковое, прованское и деревянное. Фактически в качестве лампадного использовались отходы от производства оливкового масла (их получали из выжимок химическим путем, перегоняя с сернистым (!) углеродом). Зачастую такое масло разбавлялось уже в стране-производителе. В качестве примера приведем цитату из известного литературного произведения середины 19 века достаточно ярко характеризующую деревянное масло низкого качества: “Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается. Я удивляюсь, как не обратит на это внимание Англия. Делает ее хромой бочар, и видно, что дурак, никакого понятия не имеет о луне. Он положил смоляной канат и часть деревянного масла; и оттого по всей земле вонь страшная, так что нужно затыкать нос (Н.В. Гоголь. Записки сумасшедшего). Таким образом упадок благочестия повлек за собой изменение терминологии.

Но, несмотря на плохое качество, стоимость даже низкосортного деревянного масла оставалась достаточно высокой. Благодаря развитию промышленности, его стали подделывать в огромных масштабах. Для фальсификации деревянного масла применялись растительные масла: кокосовое, рапсовое, касторовое, а также вазелиновое масло, керосин, рыбий жир. В эту смесь иногда добавляли немного оливкового масла, а иногда оно и вовсе отсутствовало. В Московском регионе на конец 19 столетия существовало 13 крупных заводов, которые производили около 843 000 пудов фальсифицированного деревянного масла в год. Кроме этих заводов были еще многочисленные кустарные производства, располагавшиеся в частных квартирах, при весьма несложном инвентаре. Московский фабрикант Давыдов, взявший патент на выделку искусственного деревянного масла, назвал его “гарным маслом”. Оно предназначалось для сжигания в осветительных лампочках. В конце 19 – в начале 20 столетий в продаже появились многочисленные руководства приготовления “гарного” масла в домашних условиях. Постепенно стиралось различие между гарным и деревянным маслом, и фальшивое деревянное “гарное” масло стало проникать в храмы.

В конце 80-х годов XIX века ситуация дошла до последней крайности, поэтому было необходимо принять энергичные меры к снабжению церквей чистым лампадным маслом. По распоряжению Святейшего Синода в 1888 году был произведен химический анализ 27 образцов масла и о результатах было сообщено в “Церковных ведомостях” (№ 1; 2 за 1888 г.), причем епархиальным властям было предложено озаботиться выпиской лампадного масла прямо из-за границы и устройством в епархиях особых для него складов при монастырях и епархиальных свечных заводах. Но это мало помогло. Экономические соображения взяли верх над благочестием, в России начала формироваться т.н. “рыночная экономика”, которая затронула и земную часть Церкви.

После революции 1917 г. вопрос о лампадном масле был временно снят, как и многие другие вопросы, касающиеся обрядовой стороны богослужения. В советский период приходилось использовать то, что можно было достать, особо выбирать не приходилось. Говоря простым языком, было “не до жиру”.

Но теперь, когда вновь появился выбор, следует возобновить вопрос о типе и качестве лампадного масла. Основным аргументом использования плохого масла является его дешевизна. Но не надо забывать, что “елей и воск, как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святаго Имени Божьего (Исх. 27, 20). Елей же, в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи Жениха (Мф. 25, 3, 4), т.е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только (ср. Пс. 44, 8)” (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви К.Никольского, Спб., 1874). Какое же усердие людей может обозначить дешевое, но не чистое масло? Какую чистоту и искренность? Неужели для встречи Господа Иисуса мы возьмем светильники с плохим маслом из соображения экономии, оправдываясь тем, что нам не на что было купить хорошего? В Ветхом Завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: “Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: чем мы бесславим Тебя? — Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф” (Мал. 1, 7–9). Не является ли нечистое масло подобием жертвенного животного слепого и хромого? И, если мы выбираем подарок человеку, от которого зависит наша жизнь (например, врачу), то неужели мы будем руководствоваться соображением дешевизны, а не качества? Тем более, если этот человек ясно дает нам понять, что он хотел бы получить в подарок. Никанор, епископ Херсонский и Одесский, так говорил в своем поучении: “Давно ли мелко корыстное лукавство стало благоприятной жертвой Богу? Давно ли потеряло смысл русское присловье (“На Тебе, Боже, что мне негоже”), которым схвачена и метко очерчена эта непривлекательная черта наших доморощенных фарисеев. Ведь еще в Ветхом Завете в разъяснение того, что не пригоже приносить в жертву Богу то, что нам самим негоже, заповедано (Лев. 22, 21–22). А ты, православное чадо Нового Завета, христианская душа, а не жидовин, приносишь к жертвеннику Господню не вола, не овцу, не козла, а только грошовую свечку, да и тут норовишь, чтобы она была даже не грошовой, а копеечной. Кого же ты обманываешь, подобно Анании и Сапфире? Сущее твое не с тобой ли было?”.

В обители преподобного Феодосия Киево-Печерского однажды произошел следующий случай: при приближении праздника Успения Пресвятой Богородицы не было деревянного масла, чтоб налить на этот день в кадила, и церковный строитель задумал выжать масла из полевых семян, налить им кадила и зажечь. Спросив о том преп. Феодосия и получив его позволение, строитель поступил, как задумал. Когда же он собирался уже лить масло в кадила, увидал упавшую в масло, уже мертвую, плавающую там мышь. Тогда он поспешно пошёл к преподобному и объявил ему, что он со всякою осторожностью накрыл сосуд с елеем и не знает, как туда влезла и утонула мышь. Преподобный же, поняв, что это случилось по Божию усмотрению, осудил своё неверие и сказал ему: “Нужно нам, брат, иметь надежду на Бога и уповать, что Он силён подать нам нужное; а не делать по неверию то, чего не следовало. Иди, вылей масло то на землю, и, молясь Богу, потерпим немного, и Он подаст нам сегодня масло в изобилии”. Когда преподобный отдал строителю это приказание и помолился — был уже вечерний час. Один богач в это время привёз большую бочку, наполненную деревянным маслом. Видя это, преподобный прославил Бога, что Он так скоро услышал молитву его. Маслом наполнили все кандила, и ещё большая часть его осталась. И на другой день светло отпраздновали праздник Пресвятой Богородицы.

Православным христианам не следует экономить на святыне – употреблять в качестве жертвы Творцу не самое чистое и лучшее, а плохое дешевое техническое масло, зачастую “сдобренное” различными парфюмерными примесями, чтобы отбить запах нефти и керосина. Церковь никогда не благословляла ароматизировать лампадное масло, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент. Чистота – главное требование, предъ-являемое Священным Писанием к лампадному маслу. Нечистое масло при помазании у многих вызывает аллергию, а уж об употреблении в пищу его не может быть и речи. При горении запах керосина “пробивает” все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая.

Как отличить фальшивое масло от настоящего? Настоящее оливковое масло при температуре ниже +8 градусов меняет свой цвет на белый, не теряя своих качеств, имеет слегка жгучий вкус, характерный привкус и зеленоватый цвет. Оливковое масло поставляется в Россию из Испании, Греции, Турции и Израиля. Наиболее качественное – испанское.

Если совсем нет возможности достать хорошее оливковое масло, нужно по крайне мере помнить, что в лампадах можно употреблять только чистое масло, без добавок и примесей, хотя бы в какой-то мере соответствующее указанию Священного Писания. В качестве такого масла епископы некоторых Поместных Церквей благословляют использовать минеральное медицинское вазелиновое масло, которое благодаря современным технологиям проходит тщательную очистку, либо смесь оливкового и медицинского масел. Медицинское масло горит даже лучше оливкового, дает меньший нагар, не имеет примесей и запаха. При помазании оно, как и оливковое, благотворно воздействует на кожу, может употребляться внутрь как лекарство. Медицинское масло вполне соответствует требованию чистоты. В качестве лампадного его на сегодняшний день употребляют около 10% православных епархий, в основном северных, во всем мире.

Медицинское масло сегодня также подвергается фальсификации. За медицинское часто выдают белые технические масла, а иногда его разбавляют индустриальными маслами. Как правило, такое масло продают без документов. В соответствии с действующим законодательством России на упаковке и в сопроводительных документах любого продукта должны присутствовать обязательные сведения о нем, включая сведения о производителе, точное название, подробное описание, сведения о продавце. Медицинское масло обязательно должно иметь гигиеническое заключение Минздрава и сертификат соответствия, а также паспорт качества, выданный заводом-изготовителем. Кстати, единственным заводом, вырабатывающим медицинское масло на территории СНГ на сегодняшний день, является только Ярославский НПЗ им. Менделеева. Никакой другой завод в России медицинского масла не производит. А хорошее импортное масло стоит значительно дороже. Для проверки качества масла можно попросить поставщика выпить немного масла. Если масло настоящее медицинское, то его можно безбоязненно принимать внутрь.

И все же, настоящее лампадное масло — это деревянное (оливковое) масло, которое уже несколько тысячелетий употребляет Святая Церковь. Только чистое оливковое масло, без примесей и добавок, должно приноситься в жертву Творцу и Богу нашему, как и было заповедано Самим Господом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

Интернет-страница «Тропинка к храму»
http://tropinka.orthodoxy.ru

 

В других номерах:

Азы православия

Великая агиасма (Слово о святой воде)

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания, как об этом повествуется в Святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 6). И в третий день изрёк Творческий Глагол: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 9–10).

 
Азы православия

Освящение квартир, домов

 Мызнаем, что над всем миром есть Ангел Хранитель: над каждой страной, над каждымгородом, над каждым селом. Освящая квартиру и дом, священник с помощью молитвпризывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс