Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (372) → Великая агиасма (Слово о святой воде)

Великая агиасма (Слово о святой воде)

№3 (372) / 15 января ‘06

Азы православия

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания, как об этом повествуется в Святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 6). И в третий день изрёк Творческий Глагол: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 9–10).

Являясь жизненно необходимой в повседневной жизни, вода имеет более высшее значение, ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Цар. 5, 14). Об этом же говорится в Евангелие от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 4). В купальне Силоам по слову Христа Спасителя, исцелившись, прозрел слепорождённый (Ин. 9, 2).

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью 19 января в праздник Крещения Господня. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

В этот праздник в православных храмах совершается Чин освящения воды. Церковь молится: «Сотвори ю (её) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «Великая агиасма», т.е. великая святыня.

В отличие от великого освящения воды, имеется ещё малое – совершаемое в обычные дни на молебнах, оно несколько короче. Освящается также вода при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трёх освящениях: «Обратите внимание, что в чинопоследованиях Водосвятия – великого и малого, и крещального освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и тёмных сил и из облагодатствования её, то есть сообщения ей духовных энергий».

Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к которым шли люди как к большой святыне. Описывая время преподобного Сергия Радонежского, замечательный русский историк В.О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы».

Действительно, в обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать также на примере жития канонизованного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского. В 1528 году, ещё будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить всё святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.

Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к святой воде было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом мы узнаём из книги «Домострой», написанной современником Святителя Макария священником Благовещенского собора – Сильвестром. Он пишет: «Если Бог пошлёт на него болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божьею милостью да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием… И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей…».

Эти реалии весьма актуальны в наши дни, когда с одной стороны – эти традиции утрачены, а с другой стороны – так интенсивно пропагандируется в нашей прессе магия, восхваляются экстрасенсы, последние «заряжают» газеты, воду и пр. Поэтому мы чаще должны прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.

Обычно верующими людьми более ценится крещенская вода. Её по утрам, после прочтения утренних молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т. е. через святую воду, прикоснуться к святыне, не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и своё жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах её проявления. Это хорошо знали и наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться.

Архимандрит МАКАРИЙ

Интернет-страница «Тропинка к храму»
http://tropinka.orthodoxy.ru

 

В других номерах:

Азы православия

Таинство покаяния (исповедь)

Для того, чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Христианская Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ.

 
Азы православия

Что нужно знать о лампадном масле православным христианам

В наше время люди, возжигающие лампады перед иконами, обычно не задумываются над тем, какое масло нужно употреблять в лампадах. Считается, что лампадное масло может быть любым – лишь бы хорошо горело, не сильно пахло и было достаточно дешевым. В продаже появляются разнообразные масла для лампад: растительные, минеральные, технические, разноцветные, ароматизированные, – от подсолнечного до трансформаторного. И все это называют лампадным маслом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс