Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (354) → Памятники Екатеринбурга

Памятники Екатеринбурга

№33 (354) / 1 сентября ‘05

История

БЫЛИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ И МУШКЕТЕРЫ…

 Одним из таких, утраченных сейчас, сооружений является памятник на месте церкви екатеринбургскогомушкетерского полка. Сооружен он был из белого уральского мрамора. Монументбыл увенчан крестом, вокруг памятника стояла чугунная ограда. На памятнике быланадпись: «на сем месте находился престол полотняной церкви екатеринбургскогомушкетерского полка, квартировавшего в Екатеринбурге с 10 июля 1798 года по 1 июля 1807 года». Установлен был этот памятник в 1859 году, взамен разрушившегосякирпичного сооружения, дата установки которого неизвестна. Сейчас от памятникаосталась только цветная фотография, сделанная известным фотографом Прокудиным-Горскимв 1913 году. Хранится она в США в Вашингтоне (округ Колумбия) в библиотеке Конгресса.До своего разрушения памятник располагался неподалеку от того места, где сейчасразбит сквер Попова.

 Не стоитекатеринбургских мушкетеров представлять как усатых красавцев, лихо размахивающихшпагами, ведь слово «мушкетер» произошло от слова «мушкет» – это старинное огнестрельноеоружие, а мушкетер – солдат с таким оружием. Екатеринбургский мушкетерский полкбыл сформирован в 1797 году по велению императора Павла I из 5-го и 6-го Сибирскихполевых батальонов, ранее квартировавших на Иртышской военной линии. В 1807году, в связи с начавшимися войнами с французами было решено перебросить полкна запад. В 1811 году Екатеринбургский полк из мушкетерского был переименованв пехотный. Полк участвовал фактически во всех войнах, которые вела Россия на протяжении XIX и начала XX веков. Солдаты Екатеринбургского мушкетерского полкавоевали против наполеоновских войск: участвовали в Бородинском сражении, штурмовалиПариж; обороняли Севастополь в ходе Крымской войны 1853–1856 годов; во времяПервой мировой войны полк отметился в единственной в своем роде фронтовой операции,получившей название «Брусиловский прорыв».

ОСНОВАТЕЛИ ГОРОДА

 Некоторыеутраченные памятники были восстановлены в последние годы. Например, памятникПетру Великому. Сейчас он находится в Историческом сквере. От первоначальноговарианта сооружения остался только постамент. Оригинальный бюст находился на Плотинке. Там же располагался памятник Екатерине Первой. Поставили эти памятникив 1886 году. На постаментах были надписи: у Петра – «Основателю горнозаводскогодела на Урале», у Екатерины – «Основательнице Екатеринбурга». Стояли они примернона тех же местах, где сейчас располагаются бюсты уральских писателей Павла Бажоваи Дмитрия Мамина-Сибиряка. После февральской революции, в апреле 1917 года бюстыроссийских правителей были сброшены в городской пруд революционными солдатами,но постаменты остались. Первого мая 1920 года в Екатеринбурге открылись несколькореволюционных памятников. Некоторые из них были установлены на постаменты другихмонументов, на тот момент уже уничтоженных. Так, на постаменты Петру и Екатериневодрузили статуи «Юный землекоп» и «Юный плотник».
 ПамятникПетру Первому был восстановлен в 1992 году, на первоначальном постаменте.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЧАСОВНЯ

 При слове«памятник» нам всегда представляется какая-нибудь скульптурная композиция. Однаков царской России были и памятники-здания. Обычно это были часовни или церкви.Был подобный памятник и в Екатеринбурге – Александро-Невская часовня, возведеннаяна Хлебной площади. Ныне на месте Хлебной площади раскинулся дендропарк – излюбленноеместо прогулок горожан, так что многие из них хорошо знают часовню.
 Александро-Невскаячасовня – это единственный сохранившийся до наших дней дореволюционный памятникЕкатеринбурга. Непривычно осознавать, что памятником является архитектурноепроизведение, а не скульптурная композиция. Но до революции существовала и такаятрадиция – ставить в память о различных знаменательных событиях часовни и дажецеркви. Достаточно вспомнить храм Спас-на-Крови, который возведен в Санкт-Петербургена месте покушения на Александра Второго, царя-освободителя. В последнее времятрадиция ставить на памятных местах религиозные сооружения возрождается: на месте убийства последнего Российского Императора, его семьи и приближенных построенвеличественный Храм-на-Крови. А Александро-Невская часовня, о которой идет речь,стала памятником в увековеченье отмены крепостного права и освобождения крестьян.Заложили ее в 1881 году, а завершили в 1890. Здание выстроено в неорусском стиле,оно является едва ли не единственным сохранившимся представителем этого стиляв церковной архитектуре Екатеринбурга. В нишах в стене, которые хорошо видныпо бокам от входа, были укреплены мраморные доски: на одной из них был запечатлентекст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостного права,а на другой было написано когда, кем и в память чего часовня была поставлена.Часовня относилась к Архиерейскому дому. Закрыта она была на рубеже 20–30-хгодов прошлого века, когда почти одновременно были закрыты все часовни. Послезакрытия она использовалась как сторожка или склад для садового инвентаря. В советское время часовня утратила маковку с крестом, в нишах появились мозаикис изображением трав и цветов. В 1996 году ее отреставрировали и передали общинеНово-Тихвинского женского монастыря.

ЦАРЬ-ОСВОБОДИТЕЛЬ И ЕГО «ПРЕЕМНИКИ"

 Освобождениюкрестьян, а точнее их освободителю, был посвящен и еще один екатеринбургскийпамятник. Он стоял на главной площади города. Тогда она звалась Кафедральной,сегодня это площадь 1905 года. Самый большой и знаменитый памятник Екатеринбургаувековечивал императора Александра Второго, царя-освободителя. Вероятно, нетнеобходимости доказывать, что Александр Второй особо почитался русским народом.Соответственно и памятников ему ставили больше, чем другим российским правителям.В одном только екатеринбургском уезде таковых насчитывалось около десятка. Но вернемся к памятнику, находившемуся на Кафедральной площади Екатеринбурга (площадь1905 года).
 Сбор средствна установку памятника начался в 1886 году по инициативе простого человека,бывшего крепостного Олимпия Клевакина.
 Первый проектпамятника был разработан в 1887 году местным мастеровым Александром Кожевниковым.Однако он был отклонен. Неудивительно, ведь даже в сравнении с произведенияминекоторых современных скульпторов-монументалистов его эскизы изобилуют различнымискульптурными излишествами и поражают своей помпезностью: фигура царя в преувеличенно-величественнойпозе водружена на земной шар. Правая рука императора сжимает древко знамени,левая – свиток с текстом манифеста об освобождении крепостных крестьян. На плечиимператору скульптор решил поместить горностаевую мантию.
 Перебравнесколько возможных вариантов памятника царю-освободителю, городская Дума решилазаказать монумент у скульптора академии художеств господина Попова. Точнее,выкупить право на отливку той модели, которую он создал, у его вдовы. Оригиналпамятника, созданного скульптором Поповым, находился в Москве, в здании Московскогоокружного суда.
 Место для памятника было выбрано на главной площади города, рядом с Кафедральным собором,на углу Главного проспекта и Уктусской улицы (проспекта Ленина и улицы 8 Марта).Помимо постамента для памятника разработали даже специальные фонари. После этогоначалось строительство, которое длилось до 1906 года.
 И вот, 30сентября 1906 от пермского губернатора пришло разрешение на открытие памятника.А еще через несколько дней – 5 октября – после Божественной литургии в Кафедральномсоборе состоялось торжественное открытие. Однако монумент простоял не оченьдолго. После прихода к власти большевиков он был переплавлен, а на постаменте,сменяя друг друга, побывал целый ряд любопытных скульптур.
 В мае 1918года на постамент памятника царю-освободителю поместили «Статую Свободы», котораявнешне напоминала свою заокеанскую тезку. Простояла екатеринбургская «статуясвободы» недолго. В начале 1920-го года ее сняли с постамента, и дальнейшаяистория статуи сейчас неизвестна. На постамент же был установлен бюст КарлаМаркса. Он простоял еще меньше – всего около двух месяцев – до первого мая.В этот день, по некоторым данным, его перенесли на площадь «Народной мести»,что возле Вознесенской церкви. Тогда же, первого мая 1920 года, на постаментпамятника Александру Второму установили памятник «свободному человеку». Статуяпредставляла собой голого мужчину. Возможно, поэтому екатеринбуржцы не принялиэту скульптуру, даже забрасывали ее грязью. Памятник «Свободному человеку» иногданазывают также «памятником освобожденному труду». В народе у него также существуетдва имени: в различных источниках его называют «голым дядей», либо «Ванькойголым». Гибель его так же трагична, как и жизнь. По слухам, в 1926 году статуюраспилили, а куски бросили в городской пруд. А еще через четыре года, в 1930году, постамент памятника Александру Второму был разрушен.

Влад Лоншаков

 При подготовкепубликации использованы материалы Государственного архива Свердловской области.

 
История

Воззвание

«Освяти Господи, любящих, благолепие дома Твоего». Сегодня,в период назревающего социального кризиса, для православных верующих Россииособое значение приобретает мученической подвиг святых отцов Поместного собораРусской Православной Церкви 1917–1918 годов, которые своим святительским трудомположили в основание Церкви все те необходимые защитные механизмы для сохраненияПравославной Церкви в России и ее единства.

 
История

Сестры Ново-Тихвинской обители приняли участие в церковно-исторической конференции «История Православия на Урале»

 Екатеринбург,8 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Екатеринбургская епархия, совместно с институтом истории и археологии уральскогоотделения Российской Академии наук, проводит церковно-историческую конференцию«История Православия на Урале», посвященную 120-летиюЕкатеринбургской епархии. Конференция будет проходить с 31 октября по 2ноября 2005 года.  Предлагаетсяобсуждение проблем по следующим темам: история уральских епархий; святость на Урале; уральское монашество; христианская книжность на Урале; духовное просвещениеи миссионерская деятельность Православной Церкви в регионе; единоверие на Урале;история Екатеринбургской епархии; репрессии против Церкви; возрождение Православияв конце ХХ — начале ХХI в.; православные святыни региона: история, посещение,церковное краеведение; церковное искусство и архитектура Урала: история и современность.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс