Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (346) → Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

№25 (346) / 1 июля ‘05

Церковь и общество

ВВЕДЕНИЕ

 В концеXX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многимистранами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека(ВИЧ).
 Сегодня этаэпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное населениеи требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболеесерьезных угроз для стран СНГ.

 Питательнойсредой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальныхи аморальных форм поведения: потребления инъекционных наркотиков и беспорядочныхполовых контактов. В то же время нередки случаи, когда заражение происходитиз-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверностисупруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание,первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватываетвсе более широкие слои общества.
 Русская ПравославнаяЦерковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемиейвируса иммунодефицита человека / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа)и в преодолении ее последствий.
 Сознаваясвою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочереднымдолгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинскиефакторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являютсяпричинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричинойи источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданныхпрежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальныхдуховных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительныепроцессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество,которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабнойкатастрофе.
 Церковь ясносвидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемоебольными отчуждение и презрение со стороны окружающих, — это последствия греха,пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних.Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердияв отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основнуюгруппу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированныевсе чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.
 ПризваниеЦеркви в ситуации эпидемии ВИЧ/ СПИДа не отличается от веками исполняемого еюслужения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемиейВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику,связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальнымипоследствиями, а также с масштабом эпидемии.

ЧАСТЬ 1. БОГОСЛОВСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БОЛЕЗНИ

 1.1. Достоинствои предназначение человека
 Христианскоеутверждение о достоинстве человека основано на учении о сотворении мира и человекаБогом, а также на учении о воплощении Сына Божия. Согласно Божественному Откровению,выраженному в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божию (Быт.1, 26), что поднимает его на высочайшую ступень бытия. Ценность человека связанатакже с воплощением Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Будучи единосущным БогуОтцу по божеству, Сын Божий стал единосущным нам по человечеству, во всем подобнымнам кроме греха.
 В святоотеческойтрадиции подобие принято рассматривать в том числе как задачу по реализациизаложенного в человеческой природе образа Божия, то есть как уподобление Богув праведности и святости. В православном богословии стяжание человеком подобияБожия называется также обожением, то есть достижением такого состояния, когдачеловеческая природа по благодати приобретает свойства божественного естества.Именно в обожении, по учению Церкви, состоит высшее предназначение каждого человека.

 1.2. Грех и его последствия
 Грехопадениеесть духовный разрыв человека с Богом. Оно значительно ослабило возможностьчеловека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменениесостояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телеснуючасти человеческого существа. В результате греха телесному существованию человекаот рождения до смерти сопутствуют болезни (Быт. 2, 17; 3, 16–19; Рим. 5, 12;6, 16; 8, 6; 1 Кор. 15, 56; Евр. 2, 14–15; Иак. 1, 15). В болезнях проявляетсявласть смерти над человеком (ср. Рим. 5, 14; 1 Кор. 11, 28–32).
 Будучи причинойразрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членамичеловеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению,соперничеству и вражде (Быт. 3, 12; 4; 11, 1–9).

 1.3. Христос— Искупитель человека от греха, болезни и смерти
 «Бог не сотворилсмерти» (Прем. 1, 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть(Иез. 18, 32), но чтобы он жил (Прем. 1, 13 сл.; 2, 23). Хотя человек сотворенне бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможнатолько как пребывание человека в общении с Ним.
 Согласноучению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховныхстрастей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим.Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9, 13; Лк. 5, 8). Сделавшисьза нас «грехом» (2 Кор. 5, 21) и «проклятием», которые навлечены грехом, Христос«искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13).
 Исцелениеот болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти — суть плодыпобеды Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12, 31;Евр. 2, 14; Откр. 7, 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезаетс лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действуетна земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечествообретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа ИисусаХриста открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечногоспасения от смерти.

 1.4. Христианскоеотношение к болезни и врачеванию
 «Попечениео человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви»,— говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — Приэтом Церковь всегда помнит библейские слова о том, что «от Вышнего врачевание»(Сир. 38, 2)».
 Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху.Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь можетнаучить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности,единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как НебесномуОтцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть– не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединениес Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа,Победителя смерти.
 ПравославноеПредание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страданияявляются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательныдля достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедейБожиих.
 Святые отцыне считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личнымгрехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: «Не думай, что всякаяскорбь находит на людей за грехи». Предостерегает от поспешных выводов о причинахболезней и святитель Иоанн Златоуст: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так былои с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты ещемало наказан (Иов. 33, 27)». Такова же позиция в этом вопросе и святителя ФиларетаМосковского: «Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кторешится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?»

 1.5. Больныеи Церковь
 Люди, страдающиеот различных заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются предметомособой заботы Церкви. Церковь совершает ежедневные соборные молитвы о дарованииболящим здравия и спасения.
 Евангелиепризывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлениюлюбви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальнойподдержке нуждающихся.
 В отношениик страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви,встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми,проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую.Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными,изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участиеи любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, — исконно христианская, евангельская добродетель.Ибо Спаситель Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»(Мф. 9, 13).
 Образ Божийв человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грехне может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувствоненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу:«Ненавидь грех, но люби грешника».
 В ситуацииэпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встреченыхолодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДомпризван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью.
 В современномобществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому,поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статусаи присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словоми проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие,жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этическойценностью.

ЧАСТЬ II. ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКОВНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ,ЖИВУЩИМИ С ВИЧ/СПИДОМ, И ИХ БЛИЗКИМИ

 2.1.Приходскойуровень. Роль и задачи пастыря

 а) СтроениеТаин Божиих
 Священническоеслужение — это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созиданиеи укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий.Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центромее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырскаязабота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, черезкоторую они вступают в общение с Богом, «составляя одно тело во Христе» (Рим.12, 5).
 Тем, ктоуверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен входв Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участияв Таинстве Евхаристии.
 Это же касаетсяи других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открываютсвое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять ТаинствоКрещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принесяпокаяние Богу, воссоединиться с Церковью.
 Важной задачейпастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскуюжизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургическийритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участияв церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоватьсяследующим.
 С медицинскойточки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нетпрепятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходскомбаптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными ТаинствМиропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащенияВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.
 С уважениемотносясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение — это не «прием общей ванны», но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается.То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщениявысочайшей Святыни — Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многихпоколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную КровьХристову, невозможна.
 Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особыемолебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению.В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существуеттрадиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущихс ВИЧ/СПИДом.
 б) Церковнаяпроповедь
 При рукоположениив священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты ЦерковногоПредания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованиюЕвангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедьдолжна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешатькоторые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.
 Ситуацияс эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение обществак больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к даннойтеме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиесяподлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаиватьна святоотеческом принципе «ненавидь грех, но люби грешника», обличая фарисействои греховный навык осуждения других.
 Непременнымэлементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителяо деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным,отверженным.
 в) Пастырскоедушепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом
 Важнейшимоснованием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвеннаялюбовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образомпастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово).«Врачевание» души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностейтех, кто нуждается в таком врачевании.
 Следует помнить,что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которыхобратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированныйможет оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относитьсяк ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либосерьезным заболеванием.
 Человек,живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно труднопереносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе.Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств — отвержениемсо стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлятьмаксимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важнопомочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыряпри общении с ВИЧ-инфицированным — дать ему возможность обрести подлинный смыслжизни, встретиться со Христом.
 Священникдолжен призывать человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому себе и к своим близким. В отношении самого себя больному следует заниматьсялечением и вести здоровый образ жизни, в отношении близких — делать все возможноедля предотвращения их заражения. Больной также может принести пользу обществу,в частности, помогая тем ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке,чтобы справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.
 Для священника,окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностейпротекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодолениятрудностей, связанных с социальной адаптацией.
 г) Пастырскоепопечение вне прихода
 Священникуследует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе — особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значениебудет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особеннонедостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многиес опытом употребления наркотических веществ.
 В случаеинфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбедетей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
 Важна пастырскаяработа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степеньюраспространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большоезначение приобретает подготовленность священника для работы с данной категориейлиц.
 д) Вопросы семейнойэтики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом
Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказываетсясерьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского вниманияи такта. Особый случай — вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано,а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущихсупруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существуетриск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следуетсделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временнойэмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.
 Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачиВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровыхдетей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуацияхследует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.

 Диаконическая(церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
 Там, гдеэто необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовнойи психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работеэтих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители.В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологическойподдержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.
 Приходскиепатронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому,могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты,работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовнуюподдержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлениемработы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могутсоздаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие приприходах и монастырях.
 Все эти видыслужения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальнойподготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечениеВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включениеих в жизнь прихода.

 Образованиеи катехизация на приходском уровне
 Священнослужительна приходе должен вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и лиц,живущих с ВИЧ/ СПИДом, сообщая прихожанам объективную и достоверную информацию.Эту работу следует вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей. Образовательнаяи воспитательная работа с детьми в отношении ВИЧ-инфекции может проводитьсяв рамках приходских воскресных школ, специализированных приходских детских и молодежных программ, летних лагерей. Основная цель этой работы – воспитаниев духе христианских нравственных принципов, усвоив которые, дети смогут самостоятельнои ответственно контролировать свое поведение. Образовательная и воспитательнаяработа на приходе должна учитывать те опасности, с которыми сталкивается современнаямолодежь, и учить противостоять им. Следует с раннего возраста воспитывать детейв духе семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия, милосердия и сострадания,отвержения наркотиков и других греховных искушений.

 2.2. Монастыри
 В силу организациии внутреннего уклада жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для реабилитациилиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при монастырях целесообразно создание центровреабилитации ВИЧ-инфицированных. В подобные центры для наркозависимых целесообразнопринимать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

 2.3. Специализированныецерковные организации
 Полезно созданиеспециализированных церковных организаций по оказанию различной помощи ВИЧ-инфицированными их близким. Эти структуры могут взять на себя также задачу обучения приходскихдиаконических тружеников работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Работа с ВИЧ-инфицированнымиможет вестись и на базе существующих церковных организаций, например, душепопечительскихцентров по реабилитации наркозависимых, уже действующих в ряде городов. Притаких центрах могут создаваться специализированные подразделения по духовно-психологическойреабилитации ВИЧ-инфицированных, организации паллиативного ухода за больнымина дому.

 2.4. Епархиальныйуровень
 Социальнымотделам епархий Русской Православной Церкви следует включить в сферу своей деятельностиработу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, координируя и поддерживая эту деятельностьна приходах, в сестричествах и братствах, в монастырях и специализированныхцерковных организациях.
Необходимо вести разъ-яснительную работу среди священнослужителей в отношенииВИЧ, о необходимости и способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным, особенностяхлитургической практики и душепопечения в отношении таких людей.

 Епархиальныепастырские совещания
 Вопрос пастырскогопопечения о ВИЧ-инфицированных и весь комплекс связанных с этим проблем долженстать предметом обсуждения и изучения на епархиальных пастырских совещаниях— от получения объективной научной информации о ВИЧ-инфекции, путях зараженияи профилактики, психологических особенностях ВИЧ-инфицированных, и до анализанакопленного опыта разрешения сложных нравственных, пастырских и церковно-практическихвопросов.
 Епархиальныепастырские совещания могут стать инструментом налаживания сотрудничества приходовв организации совместных диаконических инициатив в помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом,и их близким.

 Курсы по подготовкепастырей и мирян для работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
 Важное значениев организации участия Церкви в борьбе с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДаимеет специальная подготовка и переподготовка как будущих, так и уже несущихсвое церковное послушание священнослужителей.
 В связи с этим следует считать необходимым в рамках учебного процесса в Духовных школахчтение специальных курсов и проведение иных образовательных мероприятий по различнымаспектам пастырского попечения о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом. Также следуетсчитать целесообразным проведение регулярных епархиальных, межъепархиальных,общецерковных пастырских курсов для священнослужителей, где они могли бы получатьнеобходимые сведения о болезни ВИЧ/СПИД, о принципах и методах пастырского попеченияо ВИЧ-инфицированных. Следует считать полезной организацию диаконической подготовкимирян для служения милосердия и заботы о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.

 Координацияи информация
 Для эффективнойработы по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, необходима координациясоответствующих инициатив как на епархиальном, так и на общецерковном уровне,а также обмен различной, в том числе методической, правовой и медико-психологическойинформацией между ними.

 2.5. Общецерковныйуровень
 Социальнаяи образовательно-воспитательная деятельность Церкви по противодействию распространениюэпидемии ВИЧ/СПИДа, а также по пастырской и диаконической работе с ВИЧ-инфицированными,осуществляемая в епархиях и в специализированных церковных организациях, должнакоординироваться на общецерковном уровне. Это позволит обеспечить единые подходык решению сложных канонических и пастырских проблем, способствовать выработкеобщецерковной позиции во взаимоотношениях со светскими организациями, охватыватьвопросы обеспечения информационной и методической базы для организации тех или иных форм помощи ВИЧ-инфицированным, обучения священнослужителей и мирян.

ЧАСТЬ III. СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ

 3.1. Взаимодействиев деле нравственного воспитания
 Основнымсредством противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа является укреплениедуховных и нравственных норм в обществе, реализуемое посредством духовного воспитания.
 Церковь и воспитание подрастающего поколения
 Русская ПравославнаяЦерковь традиционно играла ключевую роль в деле воспитания нравственности, патриотизма,гражданственности и социальной ответственности молодежи, содействуя утверждениюв обществе ценностей духовно-нравственного ряда. И в современных условиях Церковьспособна авторитетно и ясно говорить молодежи о сложных вопросах этико-экзистенциальногои ценностно-смысложизненного характера, тем самым всемерно содействуя укреплениюнравственного и физического здоровья нации.
 Церковь открытак сотрудничеству с государством и обществом в сфере духовно-нравственного воспитанияи образования детей и молодежи; развития образовательной и просветительскойработы по профилактике ВИЧ и наркомании среди детей и подростков; созданию церковныхи совместных с общественными и государственными организациями образовательныхи обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИДа.
 При этомРусская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческихсхем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацеяот всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросахпрофилактики СПИДа. Церковь не считает возможным сотрудничество с теми общественнымисилами, которые, эксплуатируя тему СПИДа и ВИЧ-инфекции, отстаивают образ жизни,поведенческие нормы и этические взгляды, неприемлемые для христианской морали.Подобная принципиальная позиция не исключает готовности Церкви к открытому диалогупо всему спектру сложных аксиологических, медицинских, социальных проблем, возникающихв контексте проблематики ВИЧ/СПИДа.

 Церковьи СМИ
 Учитываяособую значимость средств массовой информации в деле формирования общественнойнравственности в условиях информационного общества, Церковь полагает целесообразнымсвое активное участие в деятельности СМИ — самостоятельно или в сотрудничествес общественными организациями и государственными структурами (см. Основы социальнойконцепции Русской Православной Церкви, гл. XV).
 Современныетенденции развития политики СМИ не способствуют укреплению общественной нравственности.Так, современное телевидение, благодаря бесчисленным фильмам и программам, пронизаннымкультом насилия, вседозволенностью, безнравственностью, распущенностью, несетнемалую долю ответственности за разрушение нравственных устоев общества.
Средства массовой информации, в первую очередь телевидение, могли бы стать важнымсредством борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Но при этом информационные кампаниипо профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании не смогут быть эффективными, оставаясьвне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам,пороку, бездуховности. Усилия государства, общества и Церкви должны быть совместнымипри формировании государственной информационной политики, направленной на пропагандутвердых духовно-нравственных ориентиров, личной и социальной ответственности.Немалую пользу в деле нравственного просвещения может принести такое средствокоммуникации и информации, как интернет, являющийся для многих людей постояннойсредой общения, получения знаний и информации.

 3.2. Диаконияи социальное служение
 Важнейшиминаправлениями работы Церкви по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботыо ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где возможно сотрудничествос общественными организациями и государственными структурами, являются:
 - созданиецерковной анти-СПИД сети, призванной осуществлять координацию православных инициативв сфере профилактики и борьбы со СПИДом;
 - поддержкацерковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служби телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;
 - содействиесоциальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
 - правоваяконсультация ВИЧ-инфицированных и их близких;
 - психологическаяпомощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях — больницах, клиниках,роддомах, в местах заключения и так далее), а также их близким;
 - уход за детьми-сиротами, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей;
 - патронажи уход за ВИЧ-инфицированными детьми-сиротами;
 - патронажи уход за взрослыми ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;
 - работав заведениях пенитенциарной системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными.
 Эффективнаяцерковная работа невозможна без организации системы подготовки и переподготовкисвященнослужителей, а также церковных социальных работников, занимающихся проблемамиСПИДа. Учитывая медицинскую и социальную специфику эпидемии, целесообразно такжесотрудничество Церкви в данной сфере с государственными и общественными организациями.
 Основныминаправлениями в этой сфере являются:
 - медико-психологическаяподготовка священнослужителей, призванных духовно окормлять людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (в том числе в условиях пенитенциарной системы);
 - подготовкасоциальных работников (например, патронажных сестер) и консультантов (телефоныдоверия, консультационные центры) для работы с ВИЧ-инфицированными и их близкими;
 - проведениесеминаров, «круглых столов», тренингов и прочих методических, образовательныхи просветительских мероприятий, посвященных различным проблемам профилактикии борьбы со СПИДом;
 - изданиеметодических пособий для священнослужителей и церковных социальных работников,работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими, осуществляющих патронаж и уходза больными с ВИЧ/СПИДом;
 - консультированиепо методам православного социального служения в сфере профилактики и борьбысо СПИДом.

 3.3 Социальноепартнерство Церкви и государства
 Необходимымусловием эффективной борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа должно статьсоциальное партнерство Церкви, государства и общества.
 В сфере церковно-государственногосотрудничества в данной работе Русская Православная Церковь признает приоритетнымсотрудничество с федеральными и региональными министерствами, ведомствами и другими организациями, их структурными подразделениями как в соответствии с ранее подписанными соглашениями, так и исходя из вновь достигаемых договоренностей.Развивая социальное служение в сфере профилактики и борьбы со СПИДом, РусскаяПравославная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственныхи межсекторальных советов и комитетов по выработке и реализации государственнойполитики по вопросам ВИЧ/СПИДа, в том числе в деятельности Консультативногосовета по ВИЧ/СПИДу Российской Федерации.

 
Церковь и общество

Верующие Саратовской епархии собрали 14 тысяч подписей в поддержку замены валеологии курсом «Основы православной культуры»

 Саратов,21 июня, «Благовест-инфо». Преподаватели предмета «Основы православной культуры»(ОПК) и их добровольные помощники из числа верующих Саратовской епархии РусскойПравославной Церкви собрали порядка 14 тыс.

 
Царские дни

Ансамбль «Багренье» собирается на фестиваль «Царские дни»

 Екатеринбург,13 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На Урале началась подготовка к фестивалю православной культуры «Царские дни»,организуемому Екатеринбургской епархией.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс