Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (346) → «России важно сохранить свои самобытность и своеобразие». Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом

«России важно сохранить свои самобытность и своеобразие». Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом

№25 (346) / 1 июля ‘05

Церковь и общество

Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитомКалужским и Боровским Климентом.

 Отечествонаше возвращается к своим историческим корням.

Процесс непростой. Россия поднимаетсяв окружении скрытых и явных недоброжелателей, которые всеми способами навязываютнам чуждые идеалы.
 Чем закончится этопротивоборство?
 Об этом беседа с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и БоровскимКлиментом.

 – На протяжениитысячи лет, и особенно в годы тяжелых испытаний, – говорит Владыка Климент,– Церковь всегда была со своим народом. И сегодня России при выборе пути дальнейшегоразвития важно сохранить свои самобытность и своеобразие. Необходим духовныйи нравственный стержень бытия.
 В течениевеков весь уклад жизни, мировосприятие и быт русского народа строились на основеПравославной веры. И те нормы бытия, которые Русская Православная Церковь предлагаетвернуть в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, – это нечто большее,чем часть отечественной культуры или дань традиции.
 Да, Россия– светское государство. Но это не означает, что оно автоматически становитсяатеистическим и богоборческим. Отношения Церкви и государства можно строитькак партнерское сотрудничество. Государство заботится о стабильности в обществе,обеспечении безопасности страны. Церковь же должна помогать народу духовно формироваться,чтобы нравственные нормы были основополагающими в жизни каждого человека.
 Над намиболее семидесяти лет ставили атеистический эксперимент, а затем навязали западныеценности. Именно в наше неоднозначное время Церковь должна показать народу,особенно молодежи, то, что представляет истинную ценность, научить жить по Евангелию.
 СоработничествоЦеркви, государства и общества должно быть продолжено. На Архиерейском Соборе2004 года были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество,укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитаниеподрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинахи заключенных, поддержка национальной культуры.
 – Владыко! Выне только управляющий делами Московской Патриархии. 20 июня исполнилось 15 лет,как Вы возглавляете Калужскую епархию. Поздравляем Вас с этим юбилеем. Как епархиальныйархиерей, что Вы можете сказать о взаимодействии Церкви и государства на областномуровне и, в частности, о работе с молодежью?
 – В Калугеесть понимание нужд верующих, и многие инициативы Церкви поддержаны губернаторомАнатолием Артамоновым.
 Среди основныхсобытий после нашего определения на Калужскую кафедру – передача епархии и восстановлениеСвято-Троицкого кафедрального собора, а также значительного числа приходскиххрамов в Калуге и области, возвращение монастырей и открытие новых.
 При храмахоткрылись воскресные школы для детей. Затем мы организовали два просветительскихцентра. Один из них сочетает различные формы и направления миссионерской и духовно-просветительскойработы среди молодежи наукограда Обнинска. А в православном молодежном центре«Златоуст» за летние смены отдыхают и обучаются началам христианской жизни сотнидетей со всей области. Мы готовим его к круглогодичной работе.
 Нам возвратиликомплекс бывшей духовной семинарии, и мы вновь открыли в областном центре духовнуюсеминарию, а затем и другие учебные заведения.
 В епархиидве православные гимназии. Есть потребность в увеличении их количества, но остаютсяи серьезные трудности экономического свойства.
 – Как подчеркивалосьна церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографическогоразвития России», демографический кризис в России имеет духовные корни. Каковаможет быть роль Церкви в преодолении этого кризиса?
 – Стремлениек получению удовольствия, ставшее основной целью современного человека, исказиловзаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. В православном пониманиисупружеский союз прообразует таинственный союз Христа и его Церкви, а семьяпредставляет собой домашнюю Церковь, в которой все ее члены достигают духовногосовершенства через отказ от себялюбия в жертвенной любви и служении друг другу,через хранение верности и взаимопомощь во всех жизненных обстоятельствах, черезпослушание детей родителям и ответственность родителей перед Богом. Особенноважны для укрепления и возрождения семьи целомудренные представления о супружествев обществе. Любые добрачные и внебрачные сожительства наносят непоправимый вредбудущим супругам и их потомкам, делают их не способными к созданию благополучнойсемьи.
 Надо, чтобыне только представители Церкви, но и педагоги, СМИ, депутаты Госдумы были единыв нравственной оценке взаимоотношения полов. Это должно стать частью молодежнойполитики государства уже сегодня. Завтра может быть поздно.
 – В случае есликризис рождаемости не удастся преодолеть, не повторится ли в России второе Косово?
 – В конце2004 года Москву посетила делегация из Сербии. На встрече президента Сербиии Черногории и Святейшего Патриарха Павла со Святейшим Патриархом Алексием IIбыл затронут вопрос о положении в Косове. Я спросил сербских братьев: какуючасть населения в Косове составляют сейчас сербы? Они ответили: 10 процентов. А несколько лет назад было 25 процентов. Тогда я спросил: а какое соотношениесербов и албанцев в Косове было сто лет назад? Они ответили: наоборот, 75 процентовсербов и 25 процентов албанцев. Я поинтересовался: а какие семьи у албанцеви сербов? Они ответили: у албанцев, как правило, семьи имеют по 10–12 детей,а у сербов – по 2–3 ребенка. Вот корень современных проблем в Косове – сербына своей исторической земле стали национальным меньшинством.
 Тот народ,который не исполняет воли Божией, сам себя определяет на вымирание. Политическиеразделения наступают тогда, когда люди отходят от своей веры, отвергают Богаи Его Церковь. Те тяжелые испытания, которые переживает наше общество, могутобратить людей к вере, как это уже было на Руси в период Смутного времени, и мы должны помочь им раскрыть свою душу для стяжания мира Христова. Это единственныйпуть к возрождению политического могущества и экономического роста. Надеюсь,что и Россия, и братский сербский народ обретут путь к Богу и вновь вернутсяк своим духовным корням. Тогда нам не будут страшны процессы глобализации, насне ассимилируют другие народы, тогда мы не вымрем.
 Россия историческисуществует как многонациональная и многоконфессиональная страна. Ментальностьрусского человека сочетает веротерпимость по отношению к другим исповеданиями преданность Православию. И сегодня, несмотря на сокращение территории страны,это положение сохраняется и воспринимается разными конфессиями как историческаяданность. Конфликтные ситуации между религиозными центрами возникают в случаепрозелитической деятельности – когда на территории той конфессии, которая историческисуществует в данной местности, начинает вести миссионерскую деятельность другая,не имеющая здесь своей паствы.
 В Россииактивно работает Межрелигиозный совет, в который входят представители традиционныхконфессий. Эта организация занимается совместным решением социальных задач,в том числе противодействием терроризму и экстремизму.
 – Безнравственностьрекламы, заполонившей все и вся, стала притчей во языцех. Как бороться с этимзлом и как уберечь от него людей, особенно молодежь, которые хотят прийти к вере в Бога?
 – Если проанализироватьсодержание рекламы в России, очевидно: она направлена на формирование потребительскогоотношения к жизни, которое само по себе безнравственно. Апостол увещает насне превращать в похоть заботу о теле (Рим. 13, 14), а реклама, наоборот, увеличиваетжелания. Уберечь молодежь от влияния рекламы должны мы все вместе, начиная от семьи, заканчивая Церковью. В рекламном бизнесе «работают» большие деньги, поэтомуреклама на телевидении сразу не исчезнет. Но в наших силах повлиять на сознаниелюдей, выработать у них скептическое отношение к рекламным роликам.
 Телевидениестало частью восприятия обществом чего-то нового. Мы должны не только боротьсяс его негативным влиянием, но и добиваться введения положительной рекламы: пропагандироватьна телеэкране здоровый образ жизни, социально значимые духовные ценности и нравственныенормы, показывать фильмы православных авторов. На мой взгляд, у людей, которыесмотрят телевизор, должен быть выбор, что им смотреть.
 – Некоторые гражданеРоссии зачастую признают себя верующими, но не живут церковной жизнью. Православиеими воспринимается как нечто внешнее, как культурная традиция. Что нужно сделатьчеловеку, чтобы Православие вошло в его жизнь?
 – Раздвоенностьхарактеризует советский тип человека. Десятки лет людей приучали говорить и поступать в соответствии с советской материалистической идеологией. Внешне людитак и жили, а внутри они были другими. Сегодня такое состояние раздвоенностичеловека сохраняется. Еще глубоко в его сознании материалистические идеи. Нужноизменить понимание основ бытия и смысла жизни. Здесь требуется подвиг. Недостаточнотолько признавать учение Христово, чтобы считать себя верующим, надо в своихпоступках следовать тому, что написано в Евангелии. Недостаточно изредка заходитьв храм, чтобы заявлять о своей православности, надо жить во Христе. Но все этотребует от человека усилий и борьбы со своим себялюбием.
 – Ваше Высокопреосвященство!Недавно было заключено бессрочное соглашение о сотрудничестве между ОАО «Российскиежелезные дороги» и Московской Патриархией Русской Православной Церкви. «Опытсотрудничества между Русской Православной Церковью и Российскими железными дорогамив прошлом уже накоплен немалый, – подчеркнул при подписании этого документаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – поэтому сейчас задачасостоит в том, чтобы продолжать и развивать этот опыт». Предстоятель РусскойПравославной Церкви считает, что «необходимо возродить часовни и храмы на вокзалах».Как известно, Божие благословение в дорогу и благодарность Всевышнему послевозвращения – это старая добрая русская традиция…
 – И сегоднясреди благочестивых людей живет традиция обращаться к Богу перед началом и по окончании пути. В этом смысле конструктивный диалог между ОАО «Российские железныедороги» и Московской Патриархией Русской Православной Церкви – веление времени.
 Пожелаю всемне забывать о том, что вся жизнь человека – это Путь, а каждый день, каждоедело – отрезки этого большого Пути. Дорогие братья и сестры, не забывайте обращатьсяс молитвой к Богу каждое утро и вечер, при начале и по окончании ваших повседневныхдел, да и в продолжение их не оставляйте память о Боге. Через это будет освящатьсяжизнь каждого человека и окружающего мира, и в нашей жизни будет больше позитивныхсобытий, больше добра и мира.

Николай Головкин

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 11 июля Седмица 4-я по Пятидесятнице. Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Сщмч. Василия диакона (1918).

 
Церковь и общество

«Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона „O свободе совести и о религиозных организациях“, то почему об этой роли молчит школьная программа?»

 Москва,22 июня. В своем интервью порталу «Интерфакс-Религия» Святейший ПатриархАлексий изложил отношение Церкви к преподаванию «Основ православной культуры»и православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс