Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (24) → Где учат на батюшку. О Екатеринбургском Духовном учидище

Где учат на батюшку. О Екатеринбургском Духовном учидище

№11 (24) / 11 января ‘95

Екатеринбургская епархия

ДРУГОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Если сравнить жизнь воспитанника духовного училища с жизнью университетского студента, то в общих чертах найдется немало сходства: лекции, экзамены, конспекты, самоподготовка, общежитское братство… Но по сути своей это два совершенно различных подхода к жизни, ее ценностям, смыслу. Я поняла это после встречи с ребятами из духовного училища. Внешнее поведение и внутренний сердечный настрой воспитанника так взаимосвязаны, что любая неискренность, игра, надуманность, столь привычные в студенческом кругу, в их среде — не приемлются. Из разговора с моими новыми знакомыми стало ясно, что молодые люди в строгих черных послушнических подрясниках критично и требовательно относятся к себе. Силу их словам придавала убежденность в правильности выбранного ими пути. Без тени какого-либо позерства они говорили о своем желании стать истинными пастырями, о стремлении духовно переродить себя. «Найди ключ к собственной душе, тогда отопрешь этим ключом души всех», — советовал в письмах Н. В. Гоголь. Это духовный труд для любого православного христианина, тем более для будущего батюшки. Воспитанники духовного училища не считают священнический сан обычной профессией. Это призвание, дар Божий, осуществление которого не в их воле. Тот идеал, к которому стремятся молодые люди, обязывает их быть немного другими, непохожими на остальных. Они чутко уловили ту иномирность, которая отличает священника от обычных людей. Следовать же этой иномирности, подражая Христу, нелегко в современном мире, который не умеет прощать.

«ТИХИЙ ЧАС» ОТМЕНЯЕТСЯ

Духовное училище открылось в Екатеринбурге осенью прошлого года. Около тридцати человек стали первыми его воспитанниками. Желание приобрести духовные знания, укрепиться в вере объединило людей самого разного возраста, уровня образования: вчерашнего школьника, студента, рабочего. У каждого был свой путь к православной вере, свой, пусть небольшой, опыт духовной жизни. Кто-то пришел к вере горьким путем познания скорбей, невзгод. Чье-то детство было согрето теплом бабушкиной веры, и память сохранила слова первой молитвы. Сердце другого, как иссушенная земля в ожидании дождя, было давно готово к принятию слов откровения со страниц книг или из уст людей, имеющих дар убеждать.

Поступить в училище, по мнению ребят, не составляло особого труда. Но не всем удалось гармонично войти в режим его будней и праздников, выдержать насыщенные учебой и послушаниями дни. Ведь воспитанник — это прежде всего послушник. Пусть на первых порах непутевый, не всегда в ладах с дисциплиной, с прилежанием в учебе. Трудно сразу расстаться с привычным образом жизни, проникнуться иным бытовым укладом, воспринять поток новой информации. Проректор училища, отец Валерий, считает, что для воспитания хорошего батюшки нужен режим, уплотненный распорядок дня. Свободное время воспитанника практически сводится к нулю. Подъем в семь утра, общая молитва в храме, завтрак, занятия. После обеда — послушания, подготовка к урокам. Ежедневно ребята помогают на службе в соборе. Ездят служить и в свою домовую церковь во имя Кирилла и Мефодия на Уралмаше. Находится работа в издательском, катехизаторском отделах епархии.

Своих традиций получения духовного образования в Екатеринбурге не сложилось. Сам о. Валерий — выпускник Тобольской семинарии. Именно ее учебно-воспитательный план и внутреннее устроение жизни училище взяло за основу, став первым опытом подготовки в нашей епархии священно- и церковнослужителей.

ЭКЗАМЕН ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Изучают воспитанники предметы, названия которых далеко не у всех на слуху: катехизис, литургика, Ветхий и Новый завет, церковное пение, сектоведение, церковнославянская грамматика, церковная архитектура и иконопись. По авторской программе читается курс русского языка и литературы. Обучение ведут как священники, так и светские преподаватели. Но я согласна с мнением воспитанников, что главные уроки мы получаем, как правило, вне школьного расписания. Книжная премудрость не всегда гарантия восхождения по духовной лестнице. Можно быть ученым богословом, вещать истины, учить народ, но так и не стать добрым пастырем, врачевателем человеческих душ. Не случайно «батюшкой» зовут далеко не каждого священника. Для этого нужно достичь определенных духовных высот, той иномирности, о которой говорили мои собеседники. Настоящий батюшка — это свет, видя который хочется быть лучше, это носитель живой христианской совести, вся жизнь которого уже сама по себе — проповедь.

Среди воспитанников училища немало моих ровесников — мальчишек, не так давно окончивших среднюю школу. Атмосфера, в которой они росли, учились тогда, сильно отличается от атмосферы их сегодняшней учебы… Но мир остался прежним — просто увиден он другими глазами. Передать это спасительное зрение людям, которые так мало доверяют друг другу можно только личным примером нелицемерного свидетельства истины Христа.

Надежда ПЕТРОВСКАЯ,
корреспондент «Православной газеты»

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
Послания Преосвященного Епископа Никона

Очистите город рядом с собой! Послание Губернатору Свердловской области Страхову А.Л., главе администрации г. Екатеринбурга Чернецкому А.М.

Мы, клирики Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, прибывшие на общеепархиальное собрание, с глубокой печалью в сердце видим современный облик нашего областного центра. Мало того, что он заполнен рекламой на иностранных языках, словно мы уже не в России.

 
Церковь и медицина

Святой Целитель Пантелеимон

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ПАНТЕЛЕИМОН(в пер. с греч. — всемилостивый) жил во время последних страшных гонений на христиан, в 303 г., при императоре Диоклетиане, когда уничтожалось самое имя Христа. Он наследовал языческую веру своего отца, но сердцем был христианин: особая милосердная любовь ко всем людям отличала его с раннего детства. Не зная иного способа помогать ближнему, он выбрал себе профессию врача. Но Господь вел своего избранника, и однажды старый пресвитер Ермолай открыл Пантелеимону тайны христианской веры.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс