Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В последнее время православным верующим начали возвращать храмы, которыми они когда-то владели. Не буду особо останавливаться на вопросе, в каком виде их возвращают, — это особая тема. Достаточно напомнить, что та же Свято-Троицкая единоверческая церковь (больше известная нынешнему поколению как ДК автомобилистов) лишилась в результате владения ею безбожниками куполов и колокольни.
Гораздо печальнее то, что многие замечательные храмы Екатеринбурга нам уже не суждено увидеть. Прежде всего речь идет о кафедральном Богоявленском соборе, находившемся на главной торговой площади (ныне площадь 1905 года), напротив Гостиного двора. Красивое двухэтажное здание в стиле русского барокко, заложенное еще в 1771 году, это было самое высокое здание Екатеринбурга, с высотой колокольни около 66 м. По элегантности общего силуэта, изысканности форм храм был выдающимся архитектурным памятником эпохи.
В Богоявленском храме были погребены три екатеринбургских епископа: Мелхиседек (ум. в 1845 г.), Ириней (ум. в 1860 г.) и Поликарп (ум. в 1891 г.).
Где сейчас находятся их останки? Вполне возможно, что погребены под брусчаткой площади, и мы топчем их своими ногами.
Напротив екатеринбургского окружного суда (нынешний Дом союзов) стоял Екатерининский собор — уникальное здание, построенное в византийском стиле. Сейчас на его месте нелепый аляповатый фонтан «Каменный цветок».
Это было еще более древнее здание, заложенное в 1758 г. В нем хранилась часть святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.
На углу Покровского проспекта и улицы Уктусской (ныне улиц Малышева и 8-е Марта) возвышался первый каменный храм Екатеринбурга — Свято-Духовская церковь, особо любимая горожанами. Она была заложена в 1755 г. «на оставшийся после смерти купца Филиппа Сокольникова пожиток».
Эти три собора придавали центру Екатеринбурга совершенно неповторимый облик. Во многом благодаря им наш город когда-то считался одним из красивейших в России.
Славны были екатеринбургские храмы и своими уникальными реликвиями.
В Богоявленском соборе имелся Святой Крест с частицами святых мощей 28 угодников Божиих, пожертвованный около 1819 г. Крест этот был вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Броневым икону с изображением ликов этих угодников. Кроме того, в ризнице имелось несколько панагий, Евангелий и крестов, украшенных уральскими камнями. В Екатерининском соборе находился топазовый потир, дискос и звездица, а также массивная дарохранительница из уральских камней. А за правым клиросом хранилось знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное ему к 100-летнему юбилею. В 1869 г., после расформирования батальона, это знамя было передано на хранение в собор.
В Крестовоздвиженской церкви хранилась частица Животворного древа Креста Господня и 6 частиц мощей святых угодников: патриарха Павла, святого великомученика Пантелеимона, святых мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгении. Известно, что частица древа Креста Господня находилась в напрестольном кресте, а святые мощи — в кипарисовой доске, на аналое около правого клироса.
В Спасской единоверческой церкви (тоже уничтоженной, сейчас на ее месте корпус факультета иностранных языков пединститута) хранились частицы святых мощей святого Иоанна Предтечи, первомученика архидиакона Стефана, Иакова Персянина и Меркурия Смоленского. Кроме того, в храме находились особенно чтимый старообрядцами крест, поступивший из бывшего раскольничьего скита в селе Шарташ, и древняя Библия, напечатанная в 1581 г.
В Свято-Троицком храме особенно чтились образы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Кроме того, прихожане этого единоверческого храма гордились древним Евангелием, нижняя и верхняя доски которого были обложены серебром с позолотой и драгоценными камнями. Замечательной также была дарохранительница из драгоценных металлов и камней, весившая 52 фунта.
Таков далеко не полный список того, что потеряли православные верующие Екатеринбурга. Здания храмов ныне возвращаются, правда с превеликим шумом и далеко не все. Например, не слышно что-то ничего о возвращении верующим замечательного храма на ВИЗе во имя Успения Божьей Матери, заложенного в 1831 г. Ныне в нем расположен хлебозавод. Но почему-то не решается вопрос о возвращении верующим православных реликвий. Понятно, что драгоценные церковные предметы давно исчезли в казне или просто за бесценок проданы всяким Хаммерам (который, кстати, имел концессию в Асбесте и наверняка многое что прикарманил из уральского антиквариата).
Но не верится, что все эти бесконечно дорогие христианские символы исчезли бесследно. Что-то все равно должно остаться в запасниках музеев. Может имеет смысл извлечь их оттуда?
С. АГЕЕВ
Екатеринбург
Святитель Иоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был страшим.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.