Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (22) → Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири

Житие Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и всея Сибири

№9 (22) / 9 января ‘95

Жития святых

Святитель Иоанн родился в декабре 1651 г. в Нежине, Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был страшим. Сын Григорий был протоиерей, а остальные пять служили в малороссийском войске в офицерских чинах. Имя матери было Ефросиния. Иоанн выделялся из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению. Закончил свое образование Иоанн в Киевской академии — единственной в то время на Руси школе высшего богословского знания. По окончании учения оставлен был при академии учителем, но душа его от юности стремилось к Господу. Прослужив 8 лет — с 1668 по 1676 г. — в академии, Иоанн, желая посвятить себя иноческой жизни, принял в Киево-Печерской Лавре пострижение с именем Иоанна же, затем был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, за свой выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника и был затем любившей его монастырской братией избран на ответственную должность эконома Лавры. В тиши монастырского уединения Иоанн упражнялся в молитвенных духовных подвигах, подготовляясь под воздействием благодати Божией к высшему святительскому служению.

Черниговский архиепископ св. Феодосии Углицкий, зная Иоанна Максимовича как человека строгой подвижнической жизни и предчувствуя близость своей кончины, вызвал его к себе в Чернигов и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени сам управлял, готовя в новом архимандрите достойного себе преемника на святительскую кафедру в Чернигове. Вскоре (5 февраля 1696 г.) Святитель Феодосий почил о Господе. Преемником ему народом и властями единогласно был избран архимандрит Иоанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 г. в Москве патриархом Адрианом в архиепископа Черниговского.

Святитель Иоанн благоговел к памяти Святителя Феодосия, веруя в силу молитвенного его представительства пред Господом. И не тщетна была его вера: он получил благодатное исцеление в тяжкой болезни по молитвам Святителя Феодосия. Святитель Иоанн тяжко заболел, и болезнь быстро усиливалась. Вдруг в самом разгаре болезни Святитель призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а наутро приготовить все потребное для его служения в хроме. Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, Святитель, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружающим, что накануне ему явился Святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». В благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия св. Феодосия написанную по тогдашнему обычаю стихами «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». Поразительное чудо исцеления Святителя Иоанна послужило началом чествования Святителя Феодосия, кок благодатного чудотворца и угодника Божия. 14 лет управлял Святитель Иоанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренному светильнику Христову, благоговейное почитание от паствы.

Святитель Иоанн прилагал особые заботы о распространении духовного просвещения. С этой целью открыл в Чернигове особую школу (коллегиум), по образцу которой впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

В марте месяце 1712 года состоялось назначение архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича в Тобольск с возведением его в звание Митрополита Тобольского и всея Сибири. Выбор духовного начальства и Государя Петра I остановился на Черниговском архипастыре Иоанне Максимовиче потому, что еще от 18 июня 1700 г. Петр I, желоя просветить светом Евангелия не только сибирских язычников, но и сопредельные с Сибирью неверующие народы, дал указ о том, чтобы на Сибирскую митрополию возводимы были мужи не только благочестивые, а вместе с тем и ученые. А Иоанн, архиепископ Черниговский, вполне обладал этими качествами, которых Император требовал от кандидатов в архипастыри Тобольские: он сиял и добродетелями христианскими, был образованным человеком и известен был как писатель и переводчик назидательных и душеполезных сочинений.

Кроме того, он умудрен был в делах церковного управления, имея уже более 60 лет от рождения.

Святитель Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года и остановился сначала в Знаменском монастыре на берегу реки Иртыша. На другой день, в праздник Успения Божией Матери, утром, он торжественно, с крестным ходом, сопровождаемый многочисленным народом и войском, вступил в нагорную часть г. Тобольска, отслужил сначала на площади молебен и, благословив народ, вошел в кафедральный собор и совершил Божественную литургию. Так начал свое служение Святитель Иоанн в новой для него обширнейшей тогда Сибирской епархии, в состав которой входили нынешние епархии: Екатеринбургская, Омская, Томская, Иркутская и части других. И здесь он, как и в Чернигове, сразу же приобрел себе народную любовь. Проводя тихую и скромную жизнь, старец-Святитель подвизался в усердной молитве, особенно в ночное время, когда становился свободным от епархиальных.дел и когда уже ничто земное не могло оторвать его помыслов от неба и духовного мира. Народ не видел этих уединенных, келейных подвигов Святителя, но знал, что он — истинный подвижник Христов, ибо Митрополит Иоанн отличался необыкновенным милосердием и щедростью, благотворя беднякам, особенно вдовам и сиротам. Иногда он сам объезжал в городе бедных людей и оказывал им необходимую помощь, иногда же совершал дела христианской благотворительности и милостыни через своих служителей или близких лиц. Бывали по временам в Тобольске и такие загадочные случаи: в ночную темную пору вдруг в доме бедняка раздается стук в двери или окно. Встревоженный хозяин убогого домика приотворяет дверь и слышит необычные для себя слова:

— Примите во имя Иисуса Христа.

Недоумевающий бедняк не успеет еще сообразить, в чем дело, а загадочный посетитель уже исчезает во мраке ночи, оставляя у окна или двери бедняка деньги или какие-нибудь вещи.

Долгое время не знали, что за таинственный благодетель появляется неожиданно то там, то здесь. Наконец, узнали: это был Митрополит Иоанн. Часто видали Святителя среди узников в местных тюрьмах, куда вместе с милостынею приносил он заключенным и духовное утешение. Вообще любвеобильное сердце Святителя Митрополита Иоанна сильнее стремилось туда, где было больше бедности и скорбей и, пламенея любовью к Богу, радостно занято было всецело человеколюбием и состраданием. Указывая путь жизни другим, как истинный евангельский пастырь, он шел впереди, научая свою паству словом и делом и представляя собою живой пример добродетелей.

Летописец о Митрополите Иоанне замечает и ту особенность, что он во все время пребывания своего в Тобольске ни у кого не бывал в гостях и что только один раз ездил на обед к сибирскому губернатору, князю Гагарину, да и то по особенно усиленной просьбе последнего. Так предан был уединению и исполнению пастырских своих обязанностей и дел благочестия Святитель Христов Иоанн. Несмотря на кратковременное управление Тобольской епархией, Святитель Иоанн много помог здесь делу умножения святых храмов Божиих и особенно делу проповеди света Христова учения среди многочисленных инородцев местного края — вогул, остяков и татар. Особливые заботы приложил Святитель к просвещению юношества. Существовавшую в Тобольске славяно-латинскую школу, в которой обучались кандидаты на священно-церковно-служительские места и на содержание которой от казны совсем не отпускалось средств. Святитель Иоанн обеспечил обращением на ее содержание части монастырских доходов. Немало тратил на эту школу Святитель и своих личных средств.

Святитель Митрополит Иоанн погребен был, как было выше сказано, у северной стены Успенского собора, в алтаре придельного храма в честь преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Но в 1741 г. этот придел пришел в крайнюю ветхость и потому был разобран. Могила Святителя Иоанна оказалось под открытым небом. Жители г. Тобольска, благоговейно чтившие память Святителя Иоанна, были недовольны этим обстоятельством. К тому же Святитель Иоанн, кок существует в Тобольске предание, несколько раз являлся Тобольским Митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому) и со скорбью говорил им: «Могила моя оставлена в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел».

Тогда на собранные пожертвования почитателями памяти праведного Святителя воздвигли новый придельный храм, освященный в 1753 г. во имя Иоанна Златоуста, как ангела Святителя Митрополита Иоанна. Могила Святителя Иоанна пришлась на правой стороне алтаря, а теперь, по перенесении алтаря на другое место, могила находится не в алтаре, а в средней части храма, видимо для всех приходящих в придельный Златоустовский храм для молитвы.

Окончив чреду своего земного служения, Святитель Иоанн не оставил своей паствы, возлегши своим нетленным телом в соборный храм, не оставил своим благословением всех, прибегающих к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства. Долгое время не записывали этих чудотворений.

В первый раз было записано чудо, совершившееся в 1798 г. В тот год приехали в Тобольск из Барнаульского уезда Томской губернии две крестьянские женщины — мать и дочь — и просили соборный причт служить в Златоустовском приделе литургии ежедневно в продолжение 6 недель.

На расспросы соборян о том, что побудило их предпринять такое далекое путешествие, мать рассказала следующее. 20- летняя дочь ее была в течение пяти лет сумасшедшей. В первые годы своей болезни она бегала по лесам, билась, кричала, дралась, неистовствовала так, что приходилось сажать ее на цепь. Потом изредка стала приходить в себя. И вот однажды, во время такого просветления, она неожиданно стала просить свою мать, чтобы та ехала с ней на богомолье в Тобольск. Мать в недоумении спрашивает: для чего же это? Мне явился какой-то архиерей, — отвечала дочь. — Он сказал мне, что я до тех пор не выздоровею, «пока не помолюсь в Тобольске на его гробе». Отец и мать, никогда не видавшие архиереев, подумали, что дочь их бредит в припадке своей болезни и не придали ее словам никакого значения. Между тем дочь снова впала в сумасшествие, а когда пришла в сознание, опять рассказала своим родителям о бывшем ей видении. Но и на этот раз они оставили слова дочери без внимания. Наконец, после нового припадка сумасшествия дочь в третий раз заявляет своим родителям о явлении ей архиерея, который уже стал грозить ей наказанием, если она не поедет в Тобольск. После этого оно опять подверглась страшным припадкам сумасшествия. Тогда родители решились наконец отправить ее в Тобольск.

В дальний путь с больной отправились мать и работник. Вывезли ее из деревни связанною, так как она была в состояний буйного помешательства. Но по мере приближения к Тобольску больная становилась спокойнее и наконец совсем пришла в сознание, только чувствовала себя весьма слабою. В Тобольске обе женщины усердно молились, посещая каждый день Златоустовский придел, где по их просьбе служили в течение шести недель литургии. Болезненные припадки у дочери в Тобольске не возобновлялись, и домой она отправилась уже совершенно здоровой. Прошло около восьми лет, и одному из соборян, бывших свидетелями исцеления сумасшедшей девицы (протоиерею Василию Кузнецову), пришлось проезжать по Барнаульскому уезду и случайно остановиться в той сомой деревне, где жила исцелившаяся. Она находилось в полном уме и цветущем здоровье, была замужем и имела уже детей. Вместе со своими родителями она благодарила Бога за дарованное ей исцеление, прославляя в то же время и Угодника Его Святителя Иоанна.

В памятной книге Тобольского кафедрального собора записаны многочисленные случаи чудесных исцелений по предстательству Святителя Иоанна. Для обследования чудотворений по молитвам Святителя Иоанна по распоряжению Святейшего Синода в городе Тобольске учреждена под председательством Епархиального Преосвященного особая Комиссия. В состав Комиссии входят Тобольский вице-губернатор, Настоятель и Ключарь кафедрального собора и Благочинный градских Тобольских церквей. Этой Комиссией путем производства формального следствия обследовано уже до сорока случаев чудесных исцелений от болезней по молитвам Святителя Иоанна.

Дивен Бог во святых Своих…

С 1826 г. честные мощи Святителя Иоанна почивают в новом месте — в том же придельном соборном Златоустовском храме, но у левой стороны его придела. Над могилою Святителя от фундамента и далее вверх по сводом образовалась трещина, от времени увеличивавшаяся. Являлась необходимость в капитальном ремонте. При ремонте стены пришлось бы потревожить почившего Святителя. Тогда архиепископ Тобольский Евгений заблагорассудил переложить гроб Святителя в новый каменный склеп, устроенный возле левой наружной стены придела. 5 сентября 1826 г., в день воскресный, после литургии состоялось перенесение гроба Святителя в новый склеп. В память того, где прежде покоились св. мощи, на стене собора изображен Святитель Иоанн красками, в рост, в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.

Прошло после этого перенесения мощей Святителя Иоанна почти 75 лет, и преосвященный епископ Тобольский Антоний (Коржавин) в твердой надежде на будущее открытие и прославление мощей блаженного Святителя устроил в 1900 г. над могилой его красивую серебряную раку. Средства на заведение этой раки изысканы открытым тем же Архипастырем Попечительством о нуждах кафедрального собора. Рака поставлена на мраморный пьедестал под резною золоченою сенью. С 16 октября 1914 г. нетленные и благоуханные мощи Святителя уже покоятся в этой серебряной раке: Преосвященный епископ Тобольский Варнава, движимый чувством особенного благоговейного почитания Святителя Иоанна, как избранного сосуда благодати Божией, с подобающей честью, сопровождаемой усердною молитвою, переложил св. мощи Святителя Иоанна из склепа в указанную серебряную року. Текут к сей роке со своими болезнями, горестями, печалями, невзгодами житейскими богомольцы из разных мест Сибири и Европейской России. В лице праведного Митрополита Иоанна горит светильник Христов, и текут к сему светильнику из мрака греховной земной жизни труждающиеся и обремененные с верою и надеждою и получают исцеление, облегчение и утешение.

Радуйся, страна Сибирская, удостоившаяся, по великой милости Божией, явить миру новый светильник Христов — Святителя и чудотворца Митрополита Иоанна, силу молитвенного предстательство которого свидетельствует сам Батюшка-Царь. На всеподданнейшем докладе Святейшего Синода о причислении Святителя Иоанна к лику угодников Божиих и о признании честных его останков святыми мощами Государь Император 21 января 1916 года собственноручно изволил начертать: "'Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь православную».

Слава Богу, дивному во святых Своих!

Ключарь Тобольского кафедрального собора
протоиерей Григорий ТУТОЛМИН.
(Печатается по изданию типографии Тобольского Епархиального Братства, 1917 год.)

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

Разрушенные храмы, утерянные реликвии

В последнее время православным верующим начали возвращать храмы, которыми они когда-то владели. Не буду особо останавливаться на вопросе, в каком виде их возвращают, — это особая тема. Достаточно напомнить, что та же Свято-Троицкая единоверческая церковь (больше известная нынешнему поколению как ДК автомобилистов) лишилась в результате владения ею безбожниками куполов и колокольни.

 
Мир сект

Православные, задумайтесь!

Русская Православная Церковь неоднократно выражала свое отношение к сектантской книге «Мой мир и я». Это отношение однозначное и крайне отрицательное.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс