Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (330) → Ступени к Великому посту

Ступени к Великому посту

№9 (330) / 1 марта ‘05

Великий пост

Богата Церковь Христова. Но не тем богатством, которого ищет «мир сей». Не золотом и не «зеленью». Многовековой опыт Церкви Христовой дарит нам великие сокровища духа. Никто, нигде и никогда не сможет нам предложить ничего подобного.

Дары эти собрали люди, которых мы называем Святыми — те, кто прошел через земную жизнь путем заповедей Христовых, путем покаяния и терпения. Мы пришли в Церковь уже «на все готовое», но и нам дозволено вкусить от плодов многовековых трудов святых людей. И горе нам, если мы пренебрежем их трудами, оставим их без внимания и не дадим им должной цены.

Одно из этих сокровищ — подготовительные недели перед Великим постом. Сам Великий пост тоже подготовка. Пройдя через труд молитвы и покаяния, утеснив свое тело воздержанием, человек должен лицом к лицу предстать пред Богом, восходящим на Крест.

Таким образом, и подготовительные недели, и сам Великий пост — ступени единой лестницы, на вершине которой водружен Крест Христов. Только взойдя на эту вершину, мы сможем приобщиться и к таинству Воскресения.

Неделя о Закхее
(13 февраля)

Первая неделя, которая напоминает нам о приближении Великого поста, называется “неделя о Закхее”. Евангельское чтение этого дня рассказывает нам о спасении начальника мытарей города Иерихона — Закхея. Спасен он был не из огня и не из пучины морской. Это был богатый и известный человек, правда, известность его была не особенно почетной.

Мытари — это особое сословие, нечто среднее между налоговыми инспекторами и рэкетирами. Собирая налоги для ненавистного иудеям Рима, они не гнушались и сами обогащаться за счет своих соплеменников. Это были люди не бедные, но всеми презираемые (тогда такое еще было возможно).

Так вот, Закхей был не просто мытарь, он был очень опытный, матерый мытарь, что позволило ему стать начальником над мытарями целого города. Он был богат, очевидно, умел хорошо обирать простых граждан. Никто бы никогда и не вспомнил его имени (вороватых чиновников было полно не только в сегодняшней России), если бы однажды не пришел в Иерихон Иисус из Назарета Галилейского со своими учениками.

…Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Слава о Чудотворце из Назарета неслась далеко, и весь народ города вышел навстречу Христу. Движимый любопытством, пошел и Закхей. Но тут возникла проблема: Закхей был низок ростом, а народу полно. И вот солидный, богатый и, очевидно, полный человек лезет на дерево, чтобы взглянуть на Иисуса. Наверное, не одно любопытство двигало Закхеем, очевидно, сознание неправильности своей жизни жило в его сердце. Закхею захотелось хоть одним глазком, хоть издали взглянуть на святость.

Это еще не покаяние. Он сделал к Богу всего один маленький робкий шажок. Но и это не осталось у Бога без ответа. Совсем неожиданно для Закхея Тот, на Кого пришел посмотреть весь город, бросает на Закхея Свой взгляд. Что увидел Господь в сердце матерого мытаря? Люди не видели там ничего хорошего. Но вот Иисус обращается к нему по имени: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Какое потрясение пережил Закхей! Этот Божий человек знает его имя! Он еще не забыт у Бога, еще не закрыт для него путь спасения. Ему оказана честь принять Иисуса в своем доме, в доме, который выстроен на воровстве и обмане.

Пораженный такой честью, мытарь слезает с дерева и с радостью принимает Христа в своем доме. Перед Христом готовы были распахнуться двери любого дома в Иерихоне, но его выбор пал на жилище грешника, и весь народ стал роптать на Иисуса. Однако поведение самого Закхея удивило окружающих не меньше, чем странный выбор пророка из Назарета.

Мытарь менялся на глазах. Может, он, просидев вечер рядом со Христом, по-другому посмотрел на себя и свою жизнь? Неожиданно для всех Закхей встал посреди трапезы и сказал: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Это уже не робкий шажок, это уже серьезный акт покаяния. Закхей подвел черту под своей прошлой жизнью и решил начать другую. И эти слова не остаются без ответа. Иисус сказал: Ныне спасение дому сему. Потому что и сей есть сын Авраама. Вчерашнему грешнику благовествуется спасение. Вчерашний грешник объявляется сыном и наследником величайшего праведника. Закхею за его решимость прощается вся его прошлая жизнь.

И как бы обращаясь уже не к Закхею, а к тем, кто будет через века читать эту историю, Господь добавляет: Ибо пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшее.

Вот почему не захотел остановиться Христос в доме священника или старейшины. Вот почему он пошел в жилище грешника – взыскать и спасти погибшее. Так входит Он и к нам. Приходит неожиданно мысль о тщете нашей суеты земной, о смерти, неминуемо приближающейся. Впору задуматься человеку: не пожалеет ли он, разрешившись от уз телесных, о своих суетливых трудах земных? Не покажется ли ему прахом и грязью то, за чем он гонялся всю жизнь, часто попирая законы Божии и человеческие, растрачивая впустую драгоценное время?

Господь готов ответить человеку на самое маленькое движение души, на самый маленький шажок к Нему, как ответил Он на движение души Закхея, начальника над мытарями города Иерихона, захотевшего хоть одним глазком взглянуть на святость.

Неделя о мытаре и фарисее
(20 февраля)

Следующее воскресенье — “неделя о мытаре и фарисее”. Теперь уже другой мытарь, другой грешник будет учить нас покаянию. В этот день на вечерней службе Церковь первый раз будет петь предпостные песнопения: “покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче…”. На Литургии мы услышим притчу Христову о мытаре и фарисее. О том, как зашли двое помолиться в Храм Божий. И один был фарисей, а другой мытарь.

Со словом фарисей в иудейском народе связывались самые похвальные понятия: благочестие, святость, праведность. Слово мытарь ассоциировалось с самым отъявленным нечестием, беззаконием, грехом. Господь специально приводит две противоположности. И оказывается, что праведным или грешным человека делают не столько его добрые или злые дела, сколько его внутреннее отношение к этим делам. Внутреннее отношение к себе самому.

Фарисей преуспел во внешних делах благочестия, он для многих и многих образец, эталон правильной, богоугодной жизни. Но вот что он говорит в храме – и кому говорит? –Самому Богу: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Всех людей на свете он поделил на четкие категории: грабители, обидчики, прелюбодеи. Всех он поставил ниже себя. Никого не назвал для себя примером.

В чем трагическая ошибка фарисея? Он исполнил требования закона Моисеева. Но он не понял, что это в первую очередь нужно не Богу и не окружающим, а ему самому. Не понял, что он сам, как и все люди, болен смертельной болезнью под названием “грех”, и то, что он иногда принимает от этой болезни лекарство, не дает ему право гордиться и осуждать.

Фарисей не просто видит себя выше всех, он видит своим должником Самого Бога!

Это ведь и про нас. Долгие годы мы жили без Бога. Грешили, как умели. Наконец, пришли в Церковь, исполнили одну миллионную долю из того, что должны исполнить для своего же здоровья, и готовы, подобно фарисею, с осуждением глядеть на тех, кто еще в Церковь не пришел.

В качестве примера отношения к себе и своим делам Господь предлагает нам мытаря. Это и вправду грешник. Он грешит каждый день. Но вот он в храме предстал перед Богом и не смеет поднять глаза на небо и, бия себя в грудь, молится: Боже, будь милостив ко мне грешнику!

Действительно, нам ли считаться с Богом? Нам ли заявлять о своих заслугах перед Ним? Какие дела наши могут нас оправдать? Они нужны нам самим, они лекарство для наших же душ. И счеты наши с Ним только такие: не вниди в суд с рабы твоими! Ибо если дойдет до суда, то не оправдится перед ним всяк живый.

Мы просим у Бога не справедливости, но милости. Но чтобы ее получить, мы должны эту милость явить прежде своим ближним. Мытарь осудил себя, воззвал к милости Божией, и вышел из храма оправданным этой милостью.

Неделя о блудном сыне
(27 февраля)

Следующее воскресенье — “неделя о блудном сыне”.

Если в предыдущих чтениях Церковь показывала нам то, какими бы желал видеть нас Бог наш, то в это воскресенье она устами Самого Господа рассказывает нам еще и о том, каков Он Сам. Эта притча – откровение Нового Завета о Боге. Она трехсоставна. Первая ее часть — диагноз.

…У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

В коротких словах Христос описывает нам историю жизненного пути каждого из нас и историю всего человечества. Вытребовав у еще живого отца наследство (как бы у уже умершего), сын уходит жить по своей воле, туда, куда влечет его падшее сердце. На “свободе”, живя распутно, он расточает без пользы, впустую все свое достояние. Став нищим, блудный сын попадает в рабство к некоему жестокому господину и живет, завидуя его свиньям.

Это ли не путь человечества? Оставив Бога, восхотев стать яко бози, первые люди (да и каждый из нас) ищут самостоятельности. Они чувствуют в себе силы (наследство Отца) не просто жить самостоятельно, но “горы своротить”. Однако силы расточаются впустую, дарования души и тела отнимает служение себе, своим страстям, греху. Неминуемо в конце этого пути человек становится из мнимого господина над собой и всем миром, явным и постыдным рабом самого себя, своих страстей, соблазнов окружающего мира, а затем, неминуемо, и диавола.

С высоты образа Божия и сына Всевышнего человек ниспадает до подобия скотского. Он живет подобно скоту и завидует животным, так как они счастливы сытым корытом, а он все же человек, и у сытого корыта продолжает оставаться несчастным.

Это наш диагноз. Далее начинается рецепт.

…Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

Блудный сын приходит в себя и вспоминает, что в доме отца последние рабы имеют обильное пропитание. Очень многое означают слова: приходит в себя. До этого он был не в себе, кто им властвовал и управлял? Блажен тот, кто увидел себя рабом греха, ибо, только увидев свое рабство, можно сделать шаг к свободе.

И вот, у свиного корыта, он осознает, наконец, кем он был и кем он стал. Он и сам не верит в возможность вернуть прошлое. Он об этом и не мечтает. Он понимает, что преступление слишком велико, что пропасть, по его вине разделившая его жизнь на две части, слишком глубока, чтобы ее можно было преодолеть. Ему и в голову не может прийти, что эту пропасть преодолеет не он.

Блудный сын, однако, решается возвратиться в дом отца – просить, чтобы его приняли не сыном, нет, – наемным рабочим. Он смирился и осудил сам себя. Он сам себя приговорил в рабы. И этого рабства он ищет как милости. Вот рецепт. Так должны вести себя мы перед Богом. Смириться, осудить и приговорить себя.

Далее наступает самая удивительная часть притчи — обещание. Собственно здесь дает Господь наш откровение о Себе.

…И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Отец выходит навстречу блудному сыну, раскрывает ему свои объятия, принимает не как раба или наемника, но восстанавливает в сыновнем достоинстве. Отец не вспоминает сыну грехов его, Он радуется о том, что сын его был мертв грехом и ожил покаянием.

Может ли для христианина — странника и пришельца в этом мире, лежащем во зле, сквозь скорби и искушения века сего ощупью ищущего узкую и тернистую тропу в Небесное Отечество, быть что-либо утешительней этой притчи? Этой вести и этого обещания о том, что его ждут. Что Отец Небесный не забыл никого из своих блудных детей. Что Он готов выйти навстречу любому искренне кающемуся.

И Он вышел навстречу людям. Когда Господь наш говорил эту притчу, Он стоял на земле заблудившегося человечества. Он вышел из Своей запредельной недосягаемости, чтобы принять людей в Свои объятия. Церковные песнопения рассказывают нам каждое воскресное богослужение, что объятия эти Он раскинул на Кресте.

Неделя о Страшном Суде
(6 марта)

Следующее воскресенье называется “неделя о Страшном Суде”. Страшным этот суд назван потому, что он — последний. Еще он страшен тем, что Слава Божия, та полнота Божества, которая пребывает в естестве Богочеловека Христа, откроется полностью. Мы помним, что Господь приоткрыл завесу своей плоти перед учениками на горе Фавор и явил им отблеск славы Своего Божества. На Страшном Суде явится Господь во всей славе Своей: в страшной славе Агнца, закланного за грехи мира, Победителя смерти. Кто сможет взглянуть на Него? Сами Силы Небесные поколеблются.

Перед лицом этой Славы и Святости произойдет последний суд. Хотя евангельское чтение этого дня приводит нам слова, обращенные Господом к праведникам и грешникам и их ответы Ему, многие Святые Отцы пишут, что на Страшном Суде не будет произнесено ни одного слова обвинения или оправдания. Каждый человек сам увидит в Свете Божества себя, свои грехи и душевные недуги.

Мы живем и не подозреваем того, что мы ужасно больны. Нас буквально разъедает грех. Тот, кто сподобился великого дара — видения греха своего при жизни, кто сумел омыть его покаянием – блажен и счастлив.

Каждый человек неминуемо увидит себя, но будет поздно — это будет Страшный Суд. В ослепительном свете сияния Божества мы увидим страшные гнойные раны греха на своих душах. Страшный стыд охватит грешников нераскаянных. По сравнению с этим стыдом стыд наготы — ничто. Счастлив будет тот, кто уже открыл свои духовные гнойники на исповеди, кто уже понес тяжесть стыда на земле, у кого хватит смирения не прятаться от обнажившего его Света, но признаться в душе: “Да, Господи, я такой, спаси меня!”.

Те, кто прожил свою жизнь во грехе, кто противился истине, отвергал голос совести, просто убегут от этого Света во тьму кромешную. Вечные муки отчаяния и нестерпимые угрызения совести станут для них червем неусыпающим и огнем неугасимым.

Вострепещут и праведники — те, кто стремился к Богу в своей жизни. Кто, падая и спотыкаясь, возможно и отступая иногда, искал все же Бога, слушал свою совесть, увидел себя грешным и погибшим и взывал о спасении. Они вострепещут, но не убегут. И примет их Господь. И будет для них Страшный Суд началом вечной радости.

Еще одно важное поучение этого дня: Господь обещает, что все наши поступки по отношению к окружающим нас людям Он будет на Суде расценивать как поступки, совершенные по отношению к Нему. То есть, делая окружающим добро или зло, мы должны помнить, что Христос обещал принять это на свой счет.

Воспоминание Адамова изгнания
(13 марта)

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется “Воспоминание Адамова изгнания”. Оно еще носит название “Прощеное воскресенье”. Чтение евангельское этого дня напоминает нам о великом законе духовном: как вы относитесь к окружающим, так и Господь отнесется к вам.

Когда-то Адам — первый человек, отступил от своего Создателя и оторвал от него свое будущее потомство. Мы все – дети падшего Адама, все грешники, все больны. Все мы одинаково нуждаемся в милости Божией и поэтому должны жалеть и любить друг друга. Перед вступлением в Великий пост Церковь считает для своих чад необходимым примирение со всеми ближними. Перед Великим постом не должно остаться врагов. Прежде чем обратиться к Богу с молитвой о прощении грехов, христианин должен сам всем простить, и сам испросить у своих ближних прощение. Это предлагает нам сделать Сам Господь в последнем евангельском чтении перед началом Великого поста.

Игумен Игнатий (Душеин)

 
Архипастырь

Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в прямом эфире телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз» 17 февраля 2005 года

Екатеринбург, 2 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». -Владыка Кирилл, здравствуйте! Тему нашего разговора, я думаю, мы обозначим послетого, как узнаем цель Вашего визита на землю Уральскую, расскажите.

 
Великий пост

Сырная неделя

 Сырнаянеделя — «Широкая масленица» — один из древнейших праздников, имеющий еще языческиекорни. «Прошло уже около тысячи лет с тех пор, как наша русская земля просветиласьсветом Христова учения, про языческих богов давным-давно забыли на Святой Руси,но остатки языческого бесчиния до сих пор сохраняются у нас в шумном разгулена сырной неделе», — так писала газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости»в конце XIX века.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс