Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (330) → Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в прямом эфире телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз» 17 февраля 2005 года

Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в прямом эфире телекомпании Екатеринбургской епархии «Союз» 17 февраля 2005 года

№9 (330) / 1 марта ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 2 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 -Владыка Кирилл, здравствуйте! Тему нашего разговора, я думаю, мы обозначим послетого, как узнаем цель Вашего визита на землю Уральскую, расскажите.

 Митрополит Кирилл:
 - Я приехалпо приглашению Владыки Викентия для того, чтобы принять участие в конференции«Семья и будущее России». Это мой второй визит на территорию Екатеринбургскойепархии. Первый был три года тому назад. Помимо участия в конференции я такжеимел возможность принять участие в торжественном акте, посвящённом 120-летиюЕкатеринбургской епархии и в замечательном гала-концерте, который сегодня тожеимел место в Екатеринбурге. Поэтому визит связан также с празднованием круглойи почтенной даты в истории Епархии.
 - По теме семьисегодня у меня выступал в прямом эфире екатеринбургский батюшка, он сказал таккрасиво: «Семья – это маленькая церковь». Раньше мы называли семью ячейкой общества.А как нужно относиться к этому понятию, Ваша точка зрения?
 Митрополит Кирилл:

 - Правильнои то, и другое. Семья – это не столько маленькая церковь, сколько домашняя церковь.Церковь – это община, община единомышленников. Община тех, кто связан однойидеей, одной верой в данном случае. Очень важно, чтобы семья всегда была общинойединомышленников. Если происходит разделение людей по убеждениям, по взглядам:одни верующие, другие неверующие, одни признают, другие отрицают, – тогда не может функционировать семья как община, она распадается.
 И второеопределение – ячейка общества – правильное, потому что если не будет этих ячеек,то общество развалится. Семья играет огромную цементирующую роль в формированииобщественной солидарности, вообще в том, чтобы общество оставалось обществом.Именно поэтому, я думаю, очень разумно тема семьи была связана с темой будущегоРоссии в конференции, которую организовал Владыка Викентий.
 - Владыка Кирилл,какие главные вопросы обсуждались на конференции? Может быть, какие-то вопросыжители Урала задавали лично Вам ?
 Митрополит Кирилл:

 - Мне многовопросов было задано. Сегодня была интересная пресс-конференция с молодыми,энергичными журналистами, а затем было выступление на радио «Воскресение»,в прямом эфире. Конечно, основные вопросы сводятся к тому, что мы все усталиот слов: Боже мой, чего только мы не говорили и не говорим, и какие только конференциине проходят в России! И у многих такое впечатление: ну вот, и Церковь теперькакие-то конференции проводит, а что в результате-то? Вообще, можно ли что-то изменить или нет? А изменить нужно очень многое, потому мы не теоретически обсуждаемтему семьи, а мы говорим о трагедии семьи. Мы говорим о том, что сегодня современнаякультура, – я называю это псевдокультурой, – бросает вызов семье и традициямсемейной жизни, потому что многие люди на западе считают, что вообще не нужносоздавать семью, или создают ее тогда, когда уже детьми поздно обзаводиться.А у нас, к сожалению, каждый второй брак, заключённый молодыми людьми, заканчиваетсятрагедией. И всё это разворачивается на фоне демографической катастрофы, потомучто невозможно описать то положение, которое у нас сейчас имеет место. И поэтомулюди понимают, что тема-то очень важная, она злободневная: от того, будет или не будет развиваться Россия и увеличиваться её население, зависит очень многоеи в судьбах людей. С другой стороны, многих интересует вопрос: а что Церковьможет практически сделать? Может быть, это разговор «по случаю»? И я думаю,то, что мы сегодня с Владыкой Викентием пытались сказать и по телевидению, и по радио, и обращаясь к аудиториям, можно свести буквально к следующему: Церковьне просто произносит слова по случаю. Вообще, если Церковь входит в обсуждениепроблем, имеющих общественное и политическое значение, значит, у неё есть свойрезон войти в эту проблему. А какой может быть резон у Церкви? Церковь ведьпризвана бороться с грехом, возвышать духовность человека. И то, что сегодняпроисходит с семьёй, имеет глубокую и, я считаю, очень фундаментальную причину,которая обуславливается кризисом нравственного начала в человеке. Вот почемураспадаются семьи – потому что нравственность наша падает. Нравственность –это способность отличать добро от зла, нравственность – это способность пожертвоватьсобой всегда, это ясная система ценностей, в которой мы живём. И когда разрушаетсяэта система ценностей, то человек способен на любые поступки, потому что граньмежду добром и злом стирается. Если вернуться в прошлое и сказать о том, как раньше было, то раньше ни при каких условиях, никогда люди не разводились. А сейчас расходятся, извините, из-за того, что не понравилось, как он стал галстукзавязывать, или, что очень распространено, «не сошлись характерами». И это принимаетсякак достаточное основание для развода.
 - Владыка Кирилл,проблемы обозначены, это самое главное, за это и надо быть благодарными ПравославнойЦеркви. Но надо искать и пути их решения. Каковы же они? Как видит Церковь этипути решения?
 Митрополит Кирилл:

 - Во-первых,конечно, нужно дать людям понять, что происходит с родом человеческим, не толькос Россией, а с Россией в том числе. Отчего у нас ослабляется нравственное начало,почему? Нас с вами кто-то учит чему-то непристойному, систематически, как учатдетей азбуке в школе? – Совсем нет. А ведь человек соблазняется на грех и разрушаетсвоё начало в силу того, что греховный образ жизни становится для него привлекательным.Ведь грех, как говорит Слово Божие — это смерть, и, в общем-то, нужно шарахатьсяот греха и бояться. А страха перед грехом нет, есть даже желание идти по путигреховной жизни, потому что это приятно, интересно. Но ведь, если исчез страх,значит человек сформировался в убеждениях, которые этот страх исключают. И этопроисходит под влиянием, я бы сказал, псевдокультуры, которая сегодня формируетмассовое сознание. Здесь большой грех на телевидении – за то, какую картинужизни телевидение предлагает людям. Вся эта огромная индустрия рекламы, модныежурналы, создающие виртуальный мир, совершенно с нереальными, нежизненными ценностями,когда стирается грань между добром и злом, между грехом и правдой. То, что когда-то считалось недопустимым, предлагается как один из вариантов жизни, и говорится:«А почему «нет»?». И люди воспитываются в сознании того, что всё дозволено,всё возможно. Помните, как у Достоевского сказано: «если Бога нет, то всё дозволено».А что означает «всё дозволено»? Это означает то, что человек теряет свою человечность,он приближается к зверю. А звериное стадо – это нежизнеспособный коллектив,это не община единомышленников. И опасность заключается в том, что человеческоеобщество может превратиться в эту звериную стаю.
 Другая проблемасвязана с той, о которой мы сейчас говорим, это проблема криминала, проблемапреступности. Ведь все же охают и ахают: «На улицу не выйти – отнимают сумочкии бьют по голове; влезают в квартиры». Начинаются социологические исследованияэтой проблемы, мобилизуются ресурсы, чтобы что-то сделать, увеличиваются штатымилиции, которой платится зарплата, и говорится, что сейчас всё будет хорошо.Нет – все хуже, хуже и хуже. Почему? Потому, что если не существуют для человекаразграничения между добром и злом, он может выйти на улицу и совершить любоепреступление. Вот почему я говорил, что греховная цивилизация – нежизнеспособнаяцивилизация. И задача Церкви заключается в том, чтобы сказать людям: путь жизнии путь греха несовместимы. Хочешь быть счастливым, хочешь иметь счастливую семью,хочешь сказать: «Да, я счастлив, я наслаждаюсь жизнью, у меня полнота жизни»,– уйди с пути греха. И Церковь должна очень ясно сегодня это сказать и предостеречьлюдей.
 Звонок в студию:
 - «Добрый вечер,у меня такой вопрос: почему наше Православие не исследует апокрифическое Евангелие?Почему не исследуется детство Иисуса Христа, как Он достиг таких вершин, как Он обучался, где путешествовал? Ведь это великий светоч всего учения православногои вообще христианства. Почему это не исследуется, просто отвергается? Ведь многоинтересных притч, рассказов духовных, интересных, которые могут быть духовнополезны для человека?»
 Митрополит Кирилл:

 - Хорошийвопрос. Я бы сказал, что «отвергается» и «не исследуется» – это два разных понятия.Очень даже исследуется, в духовных академиях изучаются апокрифы, и мы хорошознаем, что из себя представляют апокрифы, они все научно исследованы, и отвергаютсяони именно потому, что не являются подлинными, это не аутентичное свидетельствоо Иисусе Христе, – это научно доказано. Это одна из каких-то фантастическихверсий на тему Иисуса Христа. Может быть, кто-то, как наш телезритель, что-то полезное для себя там нашёл. Ну, и с Богом, если так. Но Церковь не может поддержатьэти версии своим авторитетом, потому что исследования этих текстов абсолютнодостоверно свидетельствуют о том, что сами тексты не являются подлинными. Чащевсего, это очень поздние версии, созданные в результате совершенно конкретныхобстоятельств и не имеющие никакого отношения ко времени Иисуса Христа.
 - Уважаемый Владыка!Чтобы решить проблему семьи, Церковь должна работать совместно с государством,чтобы государственные мужи задумались, поняли всю боль, которую сегодня обозначилаПравославная Церковь. Есть ли такое взаимодействие?
 Митрополит Кирилл:

 - Во-первых,я говорил о том, что главная задача конференции – это разбудить сознание, поднятьпроблему и сказать, как Церковь на неё смотрит, дать какой-то ориентир верующимлюдям и тем, для кого голос Церкви не безразличен. А второе – вообще подуматьо практических шагах. Мы с вами начали разговор о том, что слишком много слов,люди устали от слов. И если Церковь ограничится только словами, это будет не только малоэффективно, но в каком-то смысле опасно. Мы не можем позволить простооставаться на уровне дискуссии, мы должны обязательно начать реализовывать конкретныепрограммы, в том числе и на финансовые средства, собираемые Церковью. Вот, в частности, обсуждали с Владыкой такую возможность, и у него замечательная естьидея и план поддержки, и материальной и моральной, одиноких женщин, которымпришлось выбирать между абортом и сохранением ребёнка. Ведь чаще всего обстоятельстважизни толкают девушку на то, что она идёт на такой страшный грех. Почему? Потому,что она оказывается вдруг брошенной, одинокой, оставленной, под давлением подружек,может быть, даже ее мать неправильно разбирается во всём этом, толкает сделатьто, что она не должна делать как христианка. Где же ей найти опору? Да ещё плюссамая мрачная – материальная перспектива. Так как же в этой связи Церковь можетпроповедовать и говорить: «Пожалуйста, не делайте аборты, это грех», – и ничемне помочь. Это, конечно, лицемерие, и Церковь себе такого позволить не может.Поэтому, я думаю, что в ближайшее время, по мере развития этой темы, будет организовыватьсякакое-то практическое действие, направленное на поддержку и не только того,о чём я сейчас говорил, а может быть действительно на поддержку молодых семей.Но сделать это Церкви самостоятельно или изолированно от государства невозможно.Поэтому, конечно, вы правы: возникает на повестке дня вопрос по взаимодействиюЦеркви и государства, и эти темы также сегодня обсуждались на конференции. Я очень надеюсь, что в Екатеринбургской епархии, в условиях довольно доброжелательногоотношения властей к тому, чем занимается Церковь, такое сотрудничество будетуспешным.
 Звонок в студию:
 - «Как относитсяПравославие к высоконравственному учению живой этики?»
 Митрополит Кирилл:

 - Вы знаете,Православие отрицательно относится к различного рода сектантским этическим системами синкретическим этическим системам. Что такое синкретическая система? Это система,заимствованная из разных учений, но которая, как окончательный продукт, являетсярезультатом человеческой фантазии и человеческой мысли, а божественное откровение– Священное Писание, Евангелие, Ветхий Завет – не является результатом человеческойдеятельности. Мы говорим о том, что Священное Писание боговдохновенно: авторомидеи, заложенной в Писании, является Сам Бог. Автором, написавшим текст, являетсячеловек. Именно поэтому человеческий элемент в Священном Писании может бытьуязвим, с точки зрения критики – человек писал. А вот религиозная идея безошибочнаи неуязвима. Священное Писание открывает нам путь жизни, потому что это словаБожии, и это даже сопоставлять нельзя с тем, о чём нас сейчас спросил телезритель.И наша задача, русских людей, воспитанных Православием, принадлежавшим Православнойвере тысячи лет, заключается в том, чтобы эти принципы божественного откровенияуметь приспосабливать к запросам современной жизни или на этих принципах строитьответы на вызовы современности.
 Звонок в студию:
 - «Я был сегодняна конференции в Екатеринбурге, приятно слушать Вашу зажигательную речь. Многаялета Вам, спасибо, что посетили многострадальный Урал. У меня к Вам два небольшихвопроса. Слушал сейчас вас, и у меня возник вопрос: почему Господь попускает,чтобы человек превращался в зверя? И второй вопрос: как можно уйти от греха,если человек невоцерковлен? Какие бы Вы предложили способы? Спасибо вам большое!»
 Митрополит Кирилл:

 - Второйвопрос, может ли невоцерковлённый человек уходить от греха. Может! При условии,если в нём не разрушен голос совести. Бог в каждого из нас заложил нравственнуюприроду, это Божий дар, который проявляет себя голосом совести. Если человекживёт по совести, он живёт по Божьему закону. И в этом смысле, когда меня спрашивают:«Нерелигиозный человек, он непременно погибает?», – я никогда не могу сказать,что он погибает, потому что есть множество примеров беззаветного подвига во время войны. Но не все же там верующие люди творили героизм и чудеса, были какие-то люди, наверное, и неверующие. Как к этому отнестись, что – это подвиг второгосорта? Перед лицом Божиим такого нет, Господь принимает всё так, как есть. Значит,человек, живущий по голосу совести, может спастись. Почему же нужна тогда вера?А вот почему: голос совести – хрупкий инструмент. Каждый из нас знает – сделалчто-то плохо, и голос совести заговорил. Какая реакция – либо услышать этотголос, внимательно к нему прислушаться и поступить в соответствии с этим голосом, либо убедить себя в том, что голос совести тут что-то не то делает. Как мы обычнореагируем: «Я поступил плохо. А Маня, соседка?! Бог ты мой, она ж в сотни разхуже меня живёт, и вот эти хуже меня, а я совсем не такой уж и плохой (не такаяплохая)!» Или проще – налил стаканчик, выпил – вроде, голос совести успокоился.Голос совести можно разрушить или, как говорит апостол Павел, сжечь. Есть такоепонятие – сожженная совесть. Когда совесть разрушается, никакой возможностижить по Божьему закону не остаётся. Для чего нужна вера, и для чего нужно воцерковление?– спрашивает наша телезрительница. Для того, чтобы поддержать себя в правильномпонимании того, что есть добро и зло. И если даже ты свою совесть разрушил,вера тебе помогает восстановить всё, читая слово Божие, ты понимаешь, чего нельзяделать, а что можно делать. Это рациональная система координат, о чём мы сегодняуже говорили. Не духовная, не эмоциональная, а рациональная, дающая нам возможностьвосстановить и свою совесть и своё нравственное чувство. А воцерковлённый человек,плюс ко всему, получает ещё дар благодати Божией, Божественной энергии. Мы частоговорим: «человек подзаряжается космической энергией». Я не очень в это верю,что «космической энергией» можно подзарядиться. Но совершенно очевидно, что человек подзаряжается Божественной энергией. Может быть, кто-то называет еёкосмической, но это Божественная энергия, Божественная благодать. И что такоевера, что такое религия? Это способность эту энергию привлечь, способность разрушитьпреграду между мной и Богом, чтобы питаться этой энергией. И эта энергия даётнам силы и способность избегать грех, преодолевать грех или раскаиваться в грехе.И оставаться в рамках того, что называется человеческой жизнью, не превратитьсяв зверей.
 Звонок в студиюиз г. Усть-Ильинск Иркутской области:
 - «Владыка Кирилл,Вы вели очень хорошую рубрику, которая была в газете «Комсомольская правда».Вы вообще верите в то, что сейчас говорите?»
 Митрополит Кирилл:

 - Если быне верил, то и не говорил бы. А если б не верил и говорил, то все бы это почувствовали.Если не все, то очень многие. Сказали бы: «О-о, ты что-то не то говоришь!».Невозможно быть священником и не верить. Это всё равно, что быть врачом и не верить в знания медицины, которые ты получил в институте. Всё равно, что бытьскалолазом и не верить в то, что система, которую ты используешь, выдержит тебяи ты не упадёшь и не рухнешь. Это всё равно, что быть парашютистом и не веритьв то, что парашют раскроется. Можно тысячи примеров привести. Бывают исключения,но тогда и люди разбиваются, и хирурги плохо делают операции, и священники моментально«проваливаются», – и народ это чувствует.
В отношении рубрики: я веду эту рубрику. Только помимо этого я ещё езжу, воти в Екатеринбург приехал, поэтому моя рубрика не является таким систематическимявлением и не печатается в каждом номере.
 Звонок в студию:
 - «Расскажите, пожалуйста,о себе, как Вы стали митрополитом?»
 Митрополит Кирилл:

 - Я училсяв школе, а в 15 лет решил жить самостоятельно, ушёл из дома, стал учиться и работать. Закончил школу и поступил в семинарию – хотел стать священником. Потомпринял монашеский постриг и стал священником. Жизнь сложилась так, что мне пришлосьработать за границей. А затем в течение десяти лет быть ректором Духовной академии,профессором, преподавать богословский предмет. Затем священноначалие направиломеня в качестве епископа на Смоленскую землю, а после решили сделать митрополитоми пригласить в Москву работать. Вот и всё.
 - А вера у Васбыла с детства?
 Митрополит Кирилл:

 - С детствабыла, и я с детства хотел стать священником. Это была моя мечта. В три годая уже начал служить, у меня уже было детское облачение, и я служил, причём,как некоторые говорили, молебен и панихиду служил наизусть.
Звонок в студию из Нижнего Тагила:
 - «Я являюсьначальником участка на крупном предприятии, и хотел бы задать Владыке такойвопрос. Есть на моём участке люди верующие, сам я отношусь с уважением к их вере, но они отказываются получать паспорта нового образца, пропуска, мотивируятем, что на них есть штрих-код, а это происки дьявола. Как Вы могли бы это прокомментировать?»
 Митрополит Кирилл:

 - Вы знаете,у многих людей есть опасения, что в штрих-коде, – который наносится на документыдля того, чтобы они могли подвергаться потом компьютерной обработке, – что в этих штрих-кодах присутствуют три шестёрки. Три шестёрки – это цифра антихриста,согласно откровению Иоанна Богослова, и многие люди не хотят принимать такогорода документы, не желая себя связывать с этой цифрой. Священный Cинод уже несколькораз по этому поводу высказывался и предупредил всех верующих, что код не нужносмешивать с печатью антихриста, потому что печать антихриста будет даватьсяв обмен на отказ от Христа. Отказавшемуся от Христа даётся печать, а вместес печатью – возможность жить, иметь работу, получать продукты, ходить в магазини так далее. Ничего подобного сейчас не происходит. Никто не даёт этого документав обмен на отказ от вашей веры, и это ясно сказал Священный Синод, у людей не должно быть страхов. Но, с другой стороны, если значительная часть людей в нашемобществе (не только на вашем участке) не хотят иметь документ такого образца,возникает вопрос: гражданин для документа или документ для гражданина? Неужелинельзя разработать такую систему документа, которая безоговорочно принималасьвсеми? Почему нужно вводить в документ то, что многие люди не желают принимать?И в этом смысле, ещё раз хочу подчеркнуть, что это никакая не печать антихриста,но я с уважением отношусь к позиции тех людей, которые из-за религиозных соображенийне хотят иметь документ такого образца. Поэтому наша задача заключается в том,чтобы представлять интересы и меньшинств (а в данном случае это, конечно, меньшинство)и помочь государству осознать, что это реальная проблема для очень многих. Почемунужно вводить в конфликт лояльность государству с лояльностью своим религиознымубеждениям?
 Звонок в студию:
 - «Я бы хотел узнать,как мне дойти до истинной веры, как мне её не перепутать с сектантской?».
 Митрополит Кирилл:

 - Очень хорошийвопрос. С сектантской не нужно путать Православную веру. Нужно ходить в православныйхрам, нужно читать Священное Писание и нужно жить религиозной жизнью, т.е. бытьчленом христианской православной общины, это очень важно. И тогда вы ничегоне перепутаете. Опасность нашего времени, которое я часто называю лукавым временем,в том, что под правдой часто скрывается кривда, а иногда и прямая ложь, смываетсяразличие между добром и злом, и часто христианская идея используется не для спасения людей, а прямо для их погубления. Мы же знаем, иногда некоторые богословыза рубежом в своих изысках богословских заходят так далеко от христианской веры,что если бы Христос явился, Он бы, наверное, ничего не узнал и не понял. Почемунадо быть православным? Да потому, что та вера, которую Христос передал апостолам,сохранялась в течение двух тысяч лет в Православной Церкви, в этой общине веры,и дошла до наших дней. И эта вера в себе несёт такой огромный духовный и интеллектуальныйпотенциал, что, опираясь на неё, мы можем отвечать, как я уже сказал, на вызовысовременной цивилизации, одним из которых является проблема семьи.
 - Владыка, давайтевсё-таки вернёмся к вопросу: почему Бог попустительствует превращению человечествав звериную стаю?
 Митрополит Кирилл:

 - И не только.А войны? А безобразия, которые творятся? Убийства, гибель неповинных детей?И многие люди, задумываясь над этим, говорят: нет, это не соответствует вообщепредставлению о Боге! Либо Бог какой-то злой, либо его нет. Логика разрушается.И для многих проблема человеческого страдания является камнем преткновения.А на самом деле всё объясняется достаточно логично и убедительно. Объяснениевот какое: Бог, конечно, мог создать мир и «запрограммировать» его на добро,– вас, меня, Владыку, – так, как мы заводим будильник на семь утра. Он мог насвсех так «завести» на добро. В этом бы мире не было бы «волчьей стаи», не было бы войн, ничего бы не было, но это были бы не люди, несущие в себе образ Божий.Потому что в образе Божием присутствует свобода. Бог свободен. И Он по Своемуобразу создал человека, вложив в него дар свободы. А свобода – это всегда способностьвыбирать, вы можете выбрать одно или другое, путь жизни и путь смерти, можетеукреплять семью, создавать её или разрушить вообще этот институт. Вы можетеответить на обиду разумным словом, доброжелательной улыбкой. Или развернутьсяи, простите, по физиономии «вмазать», – но когда вы это сделали, непременнополучите такой же ответ, и начнётся эскалация зла. У нас каждый день есть возможностьи право выбирать. И в этом человеческое достоинство. Мы люди, мы свободные люди.И Бог не ведёт нас за ручку, не дёргает нас, как марионеток кукловоды в театре,мы имеем свободу – великий дар Божественный. Но, дай Бог нам эту свободу правильноиспользовать, чтобы всё-таки человечество не превращалось в «волчью стаю».
 - Заканчиваяпрограмму, хотелось бы вернуться к главной теме разговора – к семье. Настройтекак-то уральцев на нужный лад.
 Митрополит Кирилл:

 - Я бы хотелпожелать всем побольше друг друга жалеть, побольше отдавать себя друг другу,быть более снисходительными друг к другу, научиться принимать друг друга такими,какие мы есть. И совместно стараться преодолевать трудности жизни. Вот эта школажизни, школа человеческого мужества очень непроста, но именно на этом человеческомпути мы приобретаем счастье. Я бы хотел именно такого – реалистического счастьяпожелать людям, в формировании которого решающую роль играют они сами, и по их молитвам этому счастью, несомненно, содействует Божья благодать. Я хотел бы пожелать людям устроить своё счастье и опираться на этом пути на силу благодатиБожией.
 - Владыка, благословитеземлю уральскую!
 Митрополит Кирилл:

 - Я хотел бы призвать Божие благословение на всех, кто нас слышит, видит. Господь, Творецмира, явил великую силу во всём, что нас окружает, мы можем видеть присутствиеэтой силы. И созерцание великого Божиего творения – этого разумного мира должнонас укреплять в том, что Бог всемогущий может помочь и нам. Так пусть помощьБожия будет пребывать со всеми вами и с землей уральской.
 - Спасибо за интересную беседу.

 С гостем беседовала журналист Юлия Башкирцева. Расшифровка аудиозаписи — ТатьянаПепеляева.

 
Событие

В Екатеринбурге состоялись торжественные мероприятия, посвященные 120-летнему юбилею Екатеринбургской епархии

 Екатеринбург,18 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В нынешнем, 2005 году, миряне и священнослужители Екатеринбургской епархии отмечают120-летие со дня ее основания.

 
Великий пост

Ступени к Великому посту

Богата Церковь Христова. Но не тем богатством, которого ищет «мир сей». Не золотом и не «зеленью». Многовековой опыт Церкви Христовой дарит нам великие сокровища духа. Никто, нигде и никогда не сможет нам предложить ничего подобного.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс