Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (327) → Священник Иоанн Посыпкин (Памяти моего прадедушки)

Священник Иоанн Посыпкин (Памяти моего прадедушки)

№6 (327) / 8 февраля ‘05

История

 СвященникаИоанна Посыпкина в нашей семье всегда помнили, хотя подлинные факты его жизнипредпочитали не разглашать – и они постепенно забылись. Только несколько летработы в архивах и с публикациями Екатеринбургской епархии, переписка с егодочерью – моей двоюродной бабушкой – помогли мне восстановить, пусть и не полностью,обстоятельства его жизни.

 ИванИванович Посыпкин родился в 1885 году где-то в Ядринском уезде Казанской губерниив семье подрядчика. Отец его погиб в результате несчастного случая на работе,когда Иван и два его брата были еще совсем маленькие. Хозяин, на которого работалотец, устроил Ивана в Казанскую духовную семинарию. По окончании ее Иван Посыпкинженился на дочери священника Анфисе Константиновне Орининской, такой же, как и он, сироте – отец ее тоже рано умер.
 В сентябре1904 года отец Иоанн стал священником церкви села Уксянское Шадринского уездаПермской губернии Екатеринбургской епархии, но уже в декабре 1904 года был переведенсвященником Василие-Амасейской церкви села Кунгурское Екатеринбургского уезда.При церкви было восемь десятин земли, что позволило ему стать избирателем на выборах 1-й Государственной думы.
 В 1906 годуотец Иоанн был переведен в Сысертский завод. Завод принадлежал Соломирскомуи наследникам Турчаниновых. В заводе было две церкви – Симеоно-Аннинская, основаннаяеще в XVIII веке, возле которой находилась усыпальница Турчаниновых и которуюпосещал во время поездки по Уралу Александр I, и Успенская, построенная ужев XIX веке в рабочих районах завода. Именно в Успенской церкви отец Иоанн сталсначала священником, а с 1907 года – настоятелем. Приход считался богатым: помиможалования от завода настоятель получал проценты с капитала и муку, а завод предоставлялеще и сенокосные угодья. Двадцать пять десятин принадлежащей церкви земли давалинастоятелю возможность быть избирателем 3-й Государственной думы. В 1907 годуотец Иоанн был катехизатором по 4-му благочинному округу Екатеринбургского уезда,в 1910/11 годах – духовным следователем 4-го благочинного округа. Еще в концеXIX века было основано Сысертское церковно-приходское попечительство, оказывавшеематериальную и иную помощь рабочим, его председателем в 1909 году стал отецИоанн.
 6 августа1912 года во время поездки по церквям Екатеринбургского уезда Его ПреосвященствоЕпископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан прибыл в Сысерть. Несмотря на поздний час (было около десяти вечера) Успенская церковь была полна народу.Владыка сказал поучение, благословил присутствующих, а затем отправился ночеватьна квартиру настоятеля Успенской церкви – священника Иоанна Посыпкина. 9 сентября1912 года священник Иоанн Посыпкин был награжден скуфьей за выдающуюся усерднуюпастырскую службу.
 Еще в 1905году в селе Кунгурском родился его первенец – сын Геннадий, а в Сысерти в 1907году – дочь Елизавета. Восприемниками ее стали священник Симеоно-Аннинской церквиЕвгений Никаноров Львов и его дочь Екатерина.
 Успенскойцеркви в Сысерти, как и Василие-Амасейской церкви села Кунгурское, сейчас нет.Успенская церковь была снесена в 30-е годы, а на ее фундаменте построена средняяшкола № 6, действующая и поныне.
 С декабря1912 года отец Иоанн – настоятель Николаевской церкви села Кургановское Екатеринбургскогоуезда и законоучитель Кургановского и Раскуихинского народных училищ. Отец Иоаннстал членом Братства Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. 22 сентября1914 года по ходатайству инспектора народных училищ 2-го района Екатеринбургскогоуезда священнику Иоанну Посыпкину было преподано Архипастырское благословение«за весьма добросовестное исполнение законоучительских обязанностей и хорошиеуспехи по преподаванию Закона Божия». Жизнь в Кургановском хорошо помнила егодочь – моя бабушка Елизавета. Она вспоминала, что отца Иоанна прихожане оченьуважали, он был общительным, добрым и веселым по характеру. Матушка Анфиса былабольшая искусница в области кулинарии и всегда тепло встречала благочинных,останавливавшихся в их доме. Она же принимала и готовила для Епископа Митрофана.Сейчас место Николаевской церкви, также давно разрушенной, отмечает только полукругтополей, стоявших когда-то у алтаря.
 Летом 1918года большевики города Невьянска провели серию расстрелов «классово чуждых элементов»,от их рук погиб священник Спасо-Преображенского собора города Невьянска ПетрИоаннов Иевлев. На его место в ноябре 1918 года был переведен отец Иоанн, емуеще пришлось отпевать тела последних найденных жертв большевистского террора.Спасо-Преображенский собор – единственный уцелевший храм, священником которогобыл прадедушка.
 В 1932 годухрам был закрыт и долгое время был цехом невьянского машиностроительного завода,но в 2003 году реставрирован. А вот дом священника на ул. Кошелевка, 14/16 (нынеулица К. Маркса) не сохранился – там сейчас новые кварталы.
 После окончательногоутверждения советской власти священники Невьянска сполна ощутили на себе отношениенового режима. 27 октября 1921 священник Иоанн Посыпкин поставил свою подписьна акте реквизиции церковных ценностей Спасо-Преображенского собора. В 1925году он и второй священник Спасо-Преображенского собора Николай Николаев Яблонский(за чьего сына вышла замуж Елизавета Ивановна) с семьями были лишены избирательныхправ как «служители религиозного культа». В конце 1929 или в начале 1930 годаотец Иоанн был сослан на Вишеру – на север современной Пермской области. А 30ноября 1930 года матушка Анфиса умерла в Невьянске от воспаления легких. Ни мужа, ни детей в городе не было, так что хоронить пришлось ее сватье (материжены ее сына Геннадия) – невьянской купчихе Дарье Владимировне Карпенковой –такой же «лишенке», как и матушка Анфиса. Последние годы жизни Иоанн Посыпкинпровел в Краснокамске, где вынужден был работать бухгалтером на писчебумажномкомбинате. Хоть чем-то пытаясь помочь своей внучке, он во время войны, когдабыло плохо с бумагой, посылал ей тетрадки. Умер он 22 сентября 1944 года.
 Его детидолжны были скрывать свое происхождение, однако зять его, Евгений НиколаевичЯблонский, был в 1937 году расстрелян, а Елизавета Ивановна сослана. Она однав ссылке в Магадане сумела сохранить эту фотографию, на которой ее отец изображенсовсем еще молодым.

Наталья КРУЧИНИНА

 
Семья

В Тугулыме состоялась межрайонная конференция в защиту материнства и младенчества

Екатеринбург, 19 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Группа из пяти человек, членов православного общества «Колыбель», созданного на территории Восточного церковного округа приняла участие в работе епархиального семинара, на котором обсуждались демографические проблемы Свердловской области, вопросы безнравственности абортов, увеличивающееся количество прерывания беременности и снижение рождаемости.

 
История

Четыре храма. И пятый?

СОБОРНЫЙ «ПРИГОВОР» Чутьбольше десятка лет после основания Березовского завода просуществовало поселениебез храма. Добираться в Екатеринбург по своим церковным нуждам приходилось то по тряской, то по топкой грунтовой дороге.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс