Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В гости к родной истории
Старыйуральский город встретил юных паломников патриархальной тишиной. Теплый ветерласково подхватил разноцветные ленты в косах девочек, любуясь цветастыми подоламисарафанов, одобряя узоры на кушаках мальчиков.
Дети в народных костюмах как-то органично влились в пейзаж Невьянска, стали завершающим звеном, подчеркиваяи одухотворяя гармонию родного края. Будто и не было века потрясений и разрухи:величавый Спасо-Преображенский собор сияет золотом куполов на фоне высокой синевынеба; почтительно склонилась перед ним старая башня.
Настоятельхрама отец Игорь Титов благословляет гостей из Екатеринбурга и с упоением рассказываето возрожденном великолепном соборе. А затем вместе с детьми и экскурсоводоммузея поднимается на чудо-башню, — ведь так естественно детское желание прикоснутьсяк ее древним беленым кирпичам, ступить на металл лестниц, что хранят стольконеразгаданных тайн!…
Винтоваялестница ведет выше и выше, и вот она – легендарная комната. Вошедшие разбегаютсяпо разным углам, чтобы скорее убедиться самим, как тихий шепот друга, произнесенныйв углу комнаты, слышен в противоположном громко и ясно. Говорят, была и такаятайная комната, откуда хозяин мог услышать разговоры из всех уголков башни,выведать все секреты, что таят его гости.
Лестница,сужаясь, ведет все выше. Но здесь комната заперта. Открыть ее дверь может толькоСергей, он смотритель башенных часов, а комната – часовой механизм невьянскойбашни. Как вовремя подошли гости! – Громадный вал, усеянный шпеньками и соединенныйс часовыми колоколами, начинает вращаться, и колокола оживают, их звуки соединяютсяв торжественной мелодии. Каждые полчаса крутится часовой вал, – около 40 мелодийв памяти часов невьянской башни.
Старая башняснисходительно приоткрывает свои секреты, заставляя юных гостей то замеретьв удивлении, то рассмеяться от восхищения. Но ответы на множество загадок онаупорно скрывает даже от ученых-историков, архитекторов, искусствоведов. Чьяидея заставила на века застыть в поклоне невьянскую чудо-башню, – не падать,как знаменитая итальянская, а поклониться изначально? Не известны ни дата закладки,ни дата окончания строительства, — лишь на главном часовом колоколе значится— 1732 – год отливки его на невьянском заводе. А где были изготовлены сами башенныечасы? – только на станинах вала обнаружены швейцарские клейма… Ходят легендыо славном булате, — тайна этого металла так до конца и не раскрыта, — а здесь,в конструкции связей невьянской башни, применены кованый металл – предвестникбулата. Будят воображение не одного поколения и загадки подземных ходов…
…Наконец-то,после непривычно узких винтовых лестниц – открытая площадка! Осторожно, одинза другим, дети выпорхнули на нее, под ясное солнышко, на летний ветерок, ухватилисьза нагретые металлические перила. Чудный вид открывается с высоты почти 50 метров(всего высота башни с колокольней – 65)! Золотится рябью воды широкая излучинареки Нейвы. Низкие строения по берегам ничем не выдают, какой нынче век на дворе.Так же величаво смотрится с высоты, сияя всеми пятью куполами, красавец-собор.У подножия башни, на постаменте, застыли две фигуры из металла – Петр I и Демидов,– рядом с царем – кузнец, он же дворянин, князь Сан-Донато, легендарная личностьуральского края, на гербе своем начертавший: “Делами, не словами”.
Саму невьянскуюбашню, ставшую символом гения русской технической мысли, творчества уральскихмастеровых, называют еще и памятником роду Демидовых. А также визитной карточкойгорода: на гербе Невьянска – башня и артиллерийский снаряд. Сам город начиналсяс железоделательного завода, что основан за счет казны в самом конце XVII века.А в 1701 году завод передали Демидовым, которые обязались в течение 15 лет поставлятьснаряды казне. Так более трех столетий назад начиналась славная история Невьянска,его работа на оборону Отечества.
Сначала башня,а затем отстроенный храм, возвышаясь над городом, открывали путь на заводскуютерриторию и объединяли собой не только новые корпуса завода, но и жизнь невьянцев.
После революцииесли башню оставили в запустении, то Спасо-Преображенский собор взрывали, разбиралипо кирпичикам, а затем на устоявшие стены на уровне нижних окон навели крышуи использовали как котельную. Слава Богу, все это в прошлом. И сегодня невьянцыи гости старинного уральского города видят Спасо-Преображенский собор поистинепреображенным, во всей красе.
Отец Игорьи матушка Клавдия вводят юных гостей из Екатеринбурга под своды собора, делятсясвоей несказанной радостью: еще два года назад здесь все было в разрухе, а сейчасвнешнее величие возрожденной монументальной классической архитектуры собора,созвучной столичной, продолжается во внутреннем убранстве храма. Вошедшие детитихо рассыпаются по мозаичному полу, устремляя взгляды на светлые, легкие, невероятнойкрасоты фаянсовые иконостасы 5-придельного храма. В дореволюционной России фаянсовыхиконостасов было 100, их изготавливали в подмосковном Димитрово, на заводахбратьев Кузнецовых. До наших дней из них сохранился единственный, в подмосковномхраме. Лишь фрагменты той работы хранятся в музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила,Шадринска. Но не перевелись уральские мастера, и этот феномен сумели возродитьименно они, на Сысертском заводе, под руководством профессора Уральской архитектурно-художественнойакадемии В.Семиненко. Первый фаянсовый иконостас уральской работы украсил Свято-НиколаевскийВерхотурский мужской монастырь. Второй был выполнен для Храма-на-Крови в честьВсех Святых, в Земле Российской просиявших. Третья работа – для невьянскогоСпасо-Преображенского собора – была не менее сложна: иконостасы для пяти приделоввыполнены в едином стиле.
Радостью,надеждой, просветленным упованием на помощь Божию дышал молебен под сводамивозрожденного собора. А после службы прихожан ждал подарок: после слов молитвзазвучали духовные стихи в исполнении юных гостей из Екатеринбурга – православногофольклорного коллектива “Сылышки”. Лики со святых икон, казалось, тоже внимаютбезыскусным словам, что сложили православные уральцы в давние времена, и яркиеобразы благодаря детскому исполнению зримо связали прошлое и будущее роднойземли:
…Не есть ли тот птах –
Есть ли СынБожий?
Есть ли СынБожий,
Людей намножил.
Хлеба уродил,
Людей насытил.
Лилуя – алилуя,
Людей насытил…
А потомматушка Клавдия усадила детей в маленькой трапезной под самыми сводами. Ещене подключили электричество (много хлопот у батюшки с матушкой), и столы осветилисвечи, чему дети только рады. Отец Игорь благословляет нехитрую пищу. А послетрапезы все вместе, при тонких колеблющихся язычках пламени, благодарят Господаза все: за храм, что чудным образом возродился из руин, за то, что еще кто-то впервые раскрывает сердце святым молитвам. Что произошел этот маленький праздник– встреча, и традиции благочестивых уральцев продолжаются. За то, что преображаетсяи лицо, и духовный облик Невьянска.
В 22-й день октября (по старому стилю) 1764 года управители, приказные служители,мастеровые Березовского и Пышминского золотопромывальных заводов составили особыйдокумент – “приговор”, в котором выразили добровольное свое согласие и желание“быть при здешнем Березовском золотопромываленном заводе церкви во имя ИльиПророка и трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого,а построить оную мирским коштом живущими при Березовском и Пышминском заводахразного звания людьми…”. Далее будущие прихожане определили свои обязательствапо отношению к духовенству: “…а священник, когда прислан будет от Его Преосвященства,то оного с причетники содержать будем на руге деньгами…”.
Два события – общий праздник Дата28 августа в Невьянске вот уже второй год отмечалась особо. Спасо-Преображенскийсобор и чудо-башня отмечают в этот день каждый свое событие.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.