Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 12 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Великая и благодатная радость пришла на нашу уральскую землю. После долгих трудов Комиссии по канонизации святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в воскресенье, 11 января, в монастыре Спаса Всемилостивого города Екатеринбурге состоялся чин канонизации нового святого земли уральской — преподобного Василиска Сибирского.
Преподобный Василиск (в миру — Василий) родился в середине 18-го века в Тверской губернии, в семье крестьянина. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях.
Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и особенно в молитве Иисусовой.
Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни.
Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, — отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: «Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место».
Чистота сердца и глубокое смирение перед Богом и ближними привели Василиска к возвышеннейшему духовному преуспеянию.
Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой в рукописи «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска», которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием.
Ища все большего удаления от мира, Василиск и Зосима избрали местом своего дальнейшего жительства сибирские леса. В 1798 году они поселились неподалеку от реки Томь в районе города Кузнецка. В пятидесяти верстах от Кузнецка пустынники нашли себе удобное место, с помощью благодетелей построили две кельи и стали вновь жить отшельнически. Ходить друг к другу воздерживались они до субботы, особенно в среду и пяток хранили уединение. А воскресение и праздники проводили вместе в чтении и духовных дружеских беседах, прогуливаясь по пустынным окрестностям. Весною же, когда травы еще не велики, недели по две не возвращаясь, ходили по разным лесным местам, по горам и долинам, взяв с собою огниво, котелок и сухарей.
Добрые христолюбцы изредка посещали пустынных старцев, делая им приношения. Однако денег они решительно ни от кого не брали, а только — лишь самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния.
Причем старались воздавать и за них своим рукоделием: отец Василиск делал посуду глиняную, а отец Зосима — деревянную. Таково было их житие внешнее. Но невозможно описать то, что совершалось в глубине их душ.
Здешнее их житие напоминает жительство великих пустынников Египта первых веков христианства, только вместо жары им приходилось терпеть морозы.
Так — в телесных лишениях, но несказанных духовных радостях — они прожили 24 года, думая, вероятно, и окончить там свои дни. Однако, «зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит она всем в доме». Господу было угодно, чтобы стяжав высокие добродетели, они послужили теперь делу спасения ближних.
Некая мещанка города Кузнецка, Анисья Котохова, пожелала начать иноческую жизнь. Поблизости монастырей не было, а в Россию ехать было далеко, и она решила прибегнуть к духовному руководству пустынников. Получив их согласие и доверив им свою волю, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томи, к ней стали проситься в сомолитвенницы и другие девицы.
Старец Василиск часто посещал их, окормляя и наставляя в иноческой жизни, иногда посылал к ним и отца Зосиму. Очень скоро стало очевидным неудобство монашеского жития среди мирян — надо было хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевший монастырь в городе Туринске.
Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь, близ которого и провел в уединении последние свои годы преподобный Василиск. По старости лет нередко подолгу проживал он и в самой обители.
Блаженная кончина старца Василиска последовала 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами «Господи Иисусе Христе» — испустил дух, словно уснул.
За четыре дня, прошедших до приезда старца Зосимы, вид почившего не только не сделался хуже, но стал еще благовиднее. Тело его было мягким, как у спящего. Отец Зосима приказал написать с него портрет, ибо по глубокому смирению своему при жизни старец на это никак не соглашался.
Перед погребением, состоявшимся на седьмые сутки, когда стали вынимать тело старца из гроба, чтобы спеленать в мантию, оно оказалось гибким, как у живого.
Святой подвижник был погребен близ алтаря монастырского собора. Почитая праведника, в 1913 году жители Туринска возвели над его могилой часовню. В советское время и храм, и часовня были уничтожены, на их месте же построены гаражи.
Святые мощи преподобного были обретены на месте захоронения в 2000 году и ныне покоятся в Спасском монастыре Екатеринбурга. Уже известны случаи исцелений и духовной помощи после молитвенного к обращения к преподобному Василиску Сибирскому.
Прославление преподобного Василиска состоялось на Божественной литургии, 11 января, в мужском монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга.
Чин канонизации в сослужении большого числа духовенства и стечении мирян совершил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
Мощи святого будут находиться в Спасском монастыре, а их частица — в монастыре города Туринска.
День памяти преподобного Василиска будет совершаться отныне ежегодно 11 января.
В день Крещения Господня скажем в наше назидание несколько слов о нашем крещении.Для чего мы крещаемся? Во оставление грехов, — ответствует сама Церковь, — крещаемся для освящения оскверненного грехом естества нашего, для восстановления в нем образа Божия, для возвращения ему первобытной невинности и способности к добродетели и блаженству. Но что очищает и освящает нас в крещении?
Аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное, – сказано Господом, и многим, на первый взгляд, это кажется легким для исполнения. Но лишь редкие избранники Божии, и среди них Василиск Сибирский, достигли своим подвигом и непрестанной Иисусовой молитвой духовного младенчества – полного незлобия, совершенного
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.