Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 26 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в очередном выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» 22 ноября.
Наша программа выходит в эфир каждую неделю на телекомпании «10-й канал» в субботу в 09.00 и в воскресенье в 20.00.
У каждого из нас постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы имеем теперь возможность прибегнуть к нашему Архипастырю, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.
- Владыка, сейчас в Екатеринбурге проходят предвыборные кампании, в связи с предстоящими выборами в Государственную Думу и на пост главы города. Очень многие люди спрашивают о том, за кого нужно голосовать. Конечно, мы не можем призывать отдавать свои голоса тому или иному кандидату. Церковь стоит над политикой. Но всё-таки, какими нравственными и духовными качествами должен обладать народный избранник, чтобы православный христианин мог со спокойной душой за него проголосовать?
- Я понимаю, что любой православный христианин хотел бы видеть кандидата на тот или иной пост государственной власти православным, верующим, воцерковлённым, который ходит в церковь, молится, приступает к церковным Таинствам. Это, конечно, было бы очень хорошо. Слава Богу, такие кандидаты есть. Есть и те, кто много помогают Церкви, содействуют её делам в строительстве, социальном служении. Конечно, таких людей хотелось бы иметь во власти для того, чтобы они могли ещё больше помогать людям и Церкви, а тогда и Церковь сможет больше помогать людям. Если Церкви выделят средства на постройку храмов и на социальные нужды, она потом отдаст эти средства нуждающимся, поможет людям в их бедах и скорбях, болезнях и трудах. Такая миссия всегда была у Церкви, и мы стараемся её выполнять. Чем больше власть помогает Церкви, тем больше Церковь сделает добра людям. Мы молимся о том, чтобы Господь послал нам таких людей, которые могли бы с открытой душой идти навстречу тем людям, которые нуждаются в их помощи. Так устроен мир. Одни – богатые, мудрые, способные, и на них лежит обязанность помогать тем, кто не так хорошо устроился в этой жизни. Вот такая взаимопомощь сделала бы наше общество приятным и благодатным.
- “Почему среди русских святых так много правителей? — спрашивает читательница “Православной газеты” одного из районных центров нашей области, — Князья, княгини… С другой стороны, почти все они из средневековой Руси. Из более современных – только Царская Семья. За что в средневековье Церковь канонизировала многих правителей, а сейчас не причисляет к святым почти никого?”
- Сейчас тоже много людей причисляются к лику святых. На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году к лику святых было причислено много наших подвижников, новомучеников и исповедников. В настоящее время идёт процесс причисления к лику святых многих из тех, кто пострадал в годы лихолетья. Действительно, в средневековье мы видим многих людей, находившихся у власти, причисленных к лику святых. Это говорит о том, что жизнь в России тогда строилась на основе нравственности и духовности. Эти князья и княгини старались вести особую духовную жизнь, показать пример в церковной жизни, духовной жизни, жизни по заповедям Божиим. Они старались, насколько это возможно, приблизить свою жизнь к жизни Евангельской, ставить волю Божью выше своей, человеческой, потому что понимали, что человеческая воля – грехолюбивая и склонная к греху и беззакониям. Поэтому они сверяли свою жизнь с заповедями Божиими и с Евангелием. Евангелие тогда было настольной книгой для каждого, главным руководством в жизни. Люди старались советоваться с духовниками, со священнослужителями о том, что им ещё надо сделать для того, чтобы угодить Богу. Духовники, видя жизнь человека со стороны, говорили, что нужно изменить в их жизненном направлении, если что-то в нём не соответствует православному христианскому идеалу. Сонм людей, живущих по Евангелию, привёл к тому, что Россия стала Святой Русью. К сожалению, в современном мире об этом перестали думать. Люди живут по своей воле, по своим нравам. Мало обращают внимание на то, угодно ли что-то Богу. Мы можем это проверить только по Евангелию. Там описано, какими должны быть наши действия и в семейном укладе, и в общественном, и одежда, и внешность. Раньше всё это было регламентировано и правильно направлено, то есть во спасение и на пользу человеку. Тогда люди, бывшие у власти, часто достигали и духовных совершенств. Поэтому мы и помним их, молимся им, просим у них помощи, а они заступаются за нас перед Богом. Если мы сейчас вновь возвратимся к этим принципам и ценностям, то и у нас сейчас люди, находящиеся у власти, тоже могут достигнуть высот в духовной жизни, быть примером для простых людей, чтобы они тоже шли по жизненному пути, угодному Богу.
- Владыка, как Церковь относится к канонизации маршала Жукова и солдата Евгения Родионова? Может ли это когда-нибудь произойти? На каких основаниях, вообще, происходит канонизация?
- В нашей Церкви, в Московском Патриархате, есть Комиссия по канонизации святых, которую возглавляет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Эта комиссия рассматривает всех, кого предлагается канонизировать. Рассматривает очень серьёзно. Если эта комиссия примет решение, что этот человек достиг совершенства в своей жизни и что он достоин быть причисленным к лику святых, тогда она предоставляет на рассмотрение Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Архиерейскому Собору. Если везде этот человек будет признан достойным, тогда произойдёт чин канонизации. Так это было в 2000 году на юбилейном Соборе. Если Комиссия найдёт в жизни Жукова и Родионова что-то такое, почему их можно канонизировать, тогда, может быть, они будут причислены к лику святых.
- А правда ли, что в нашей Епархии скоро появится новый святой? Кто это, и когда это произойдёт?
- 12 декабря в Верхотурье будем совершать чин канонизации преподобного Илии. Это – подвижник нашего Свято-Николаевского монастыря. Наша комиссия, при Епархии, передала соответствующие материалы Комиссии по канонизации святых, в Москву. Патриархия долго исследовала эти материалы и посчитала, что этот человек может быть причисленным к лику святых. Канонизация будет проходить 12 декабря в верхотурском мужском монастыре. Я приглашаю всех на это торжество. Это будет благодатный день.
- Владыка, наверняка есть много необходимых признаков, по которым человека можно канонизировать. Нетленные мощи, свидетельства о праведной жизни, чудеса, почитание в народе. Канонизация идёт, как бы, снизу, от народа до Патриарха.
- Да, конечно, должны быть свидетельства о святости. Человек должен быть известен в народе.
- Люди очень часто думают, что канонизация – простое указание Патриарха.
- Конечно, материалы, предоставляемые на канонизацию, – это свидетельства о праведной жизни человека, о его трудах и подвигах, о чудесах и явлениях, происходящих после его смерти, о помощи, которую он оказывает людям. Люди свидетельствуют об этих чудесах и помощи. Вот отсюда и получаются материалы, предоставляемые потом Комиссии. Они исследуют, смотрят, потом проверяют, удостоверяются. И уже после такой кропотливой работы принимают решение.
- Вопрос от не представившегося радиослушателя епархиального канала «Воскресение»: «Слышал по радио, что на Урале открылся четырнадцатый монастырь. Это ведь даже больше, чем было до революции. Зачем сегодня столько монастырей? Каково их назначение?»
- Монастыри имеют большое значение для России. Они являются для нас как бы островками среди бушующего моря, куда люди могут прийти и отдохнуть душой. Там находятся люди, которые приняли на себя особый подвиг, подвиг воздержания и особенного молитвенного предстательства перед Богом. Подвиг совершенствования, когда, казалось бы, уходят от мира, отрекаются от всех мирских удовольствий, радостей и утешений. А люди из мира приходят в стены монастыря, чтобы получить от монахов помощь и советы по своей жизни. Находясь там, монахи несут особое послушание, особый подвиг, очищая себя от грехов, стараясь духовно совершенствоваться. Конечно, их опыт в духовной жизни может помочь людям, находящимся в этом бушующем море страстей и грехов, если человек запутался в этих страстях и не знает, как выпутаться из своих трудностей. В России была традиция, что родители берут своих детей, хотя бы один раз в году, и всей семьёй едут в монастырь к святыням и старцам, исповедуются там. Более опытные духовники могут посоветовать, дать духовный настрой. Монастыри имеют большое значение для нас. Очень важно, что у нас, слава Богу, есть такие люди, которые хотят жить в монастырях и даже открывать новые. Новый монастырь открылся в селе Тарасково. Не случайно. Там есть святыни, к которым притекает очень много народа. Люди исцеляются от многих болезней, духовных и телесных. Этих людей нужно духовно окормлять, дать им духовное назидание, чтобы они знали, что с ними произошло. Да, совершилось чудо. Они исцелились от тяжких болезней. Но что дальше? Надо дать им наставление, чтобы они и дальше правильно себя вели, не были наказаны Богом за грехи ещё более тяжкими болезнями. Поэтому там открылся монастырь, в котором братья принимают этих людей, общаются с ними, назидают их, окормляют духовно, совершают богослужения, молебны, акафисты и, тем самым, помогают людям определиться в жизни, а также избавиться от тех или иных болезней. Я думаю, что это благо для людей. Важно, что есть такие места. Есть также монастырь в Верхотурье. Многие приходят к мощам праведного Симеона, которые совершают много чудес, исцелений. Люди во множестве приезжают туда, чтобы духовно укрепить свою жизнь. Также есть монастырь в Меркушино. Слава Богу, у нас сейчас много монастырей. Каждый сейчас имеет возможность прийти в любое время, приобщиться к святым местам.
- Владыка, по некоторым социологическим опросам, если бы октябрьский переворот 1917 года происходил сегодня, то на борьбу с большевиками встал бы только один из десяти. Как вы, в связи с этим, можете оценить нравственное состояние нашего общества?
- Да, нравственное состояние нашего общества, конечно, во многом отличается от того, что было почти сто лет назад. Люди раньше были воспитаны, в основном, в духе Православной веры. У них были ценности, идеалы, к которым они стремились. Сейчас, к сожалению, они уже думают, что главное – это земное богатство. И, может быть, это та идея, которая была положена в основе революции – достигнуть «светлого будущего». Люди в течение столетий были воспитаны Православной верой и Церковью Христовой, которые учили, что надо достигнуть вечного блаженства, вечного счастья. Большевики всё повернули, предложили достичь всех земных благ здесь и сейчас. Это сильно подействовало на психологию людей, и они с ревностью взялись за выполнение этого идеала. Решили перенести Царство Божие с неба на землю. Без Бога люди достигли. Сейчас придётся потрудиться, чтобы ту пустоту, которая возникла без Бога в течение этого времени, наполнить, восстановить те ценности, которые были в прошлые века, когда все люди достигали многих совершенств, когда Русь была прославлена во всём мире как Святая Русь, страна, в которой живут особенные люди, с особыми духовными качествами и богатствами. Всё это утеряно. Сейчас необходимо всё возрождать. Всем нам для этого предстоит прикладывать большие усилия, если мы любим наше Отечество и хотим вернуть славу Святой Руси.
- «В центре Екатеринбурга, — пишет посетитель интернет-форума “Православной газеты”, — часто можно увидеть людей в монашеском одеянии. То бабушку, то молодого мужчину, которые, якобы, собирают пожертвования для Православной Церкви. Известно ли вам что-нибудь об этих сборщиках? От Церкви ли они?»
- Те, которые от Церкви, имеют благословение от настоятеля храма или правящего архиерея на то, чтобы собирать пожертвования на строительство храмов или на что-нибудь ещё. К сожалению, некоторые злоупотребляют милосердием наших людей и облачаются в подрясники, прося пожертвования, якобы, от лица Церкви. Тем самым они обманывают и себя, и людей. Печально, что такие люди есть. Это дискредитирует Церковь и обманывает людей, имеющих благое намерение на строительство храма и на церковные нужды. Церковь всегда жила и живёт за счёт добровольных пожертвований верующих. Есть такие приходы, особенно в сёлах, где средства у храма очень маленькие, но есть необходимость в их реставрации. Эти люди просят благословение на то, чтобы они могли приехать в большой город и стоять, собирая пожертвования для своих храмов. У таких людей есть определённый документ, благословение на пожертвование.
- “Как лучше подавать милостыню, — спрашивает прихожанка Иоанно-Предтеченского собора, — деньгами или продуктами?”
- Пожертвования Господь принимает в любом виде. И деньгами, и продуктами, и добрым словом, и помощью ближним в их нуждах. Даже стакан воды приятен Богу и приносит большое благо человеку, который его жертвует. Милостыня важна, особенно если человек даёт эту милостыню от своего произволения, с любовью. Очень важно помогать болящим, нуждающимся бедным, страждущим. Есть люди, которые прикованы к постели. Есть люди в домах престарелых. Хорошо дать им какую-то пищу, чтобы они подкрепились. Будет очень приятно видеть, что православный христианин православен не только по названию, но и по делам, поступает так, как заповедал нам Христос-Спаситель.
- Владыка, сейчас очень часто на дорогах, на центральных перекрёстках улиц можно увидеть инвалида в коляске, и женщину, которая его возит. С одной стороны, это, вроде бы, просьба о милостыне. С другой стороны – всё как-то слишком хорошо организовано. К здесь лучше поступать?
- Жалко, что человеческая доброта играет на какие-то коммерческие цели. Жаль, что люди злоупотребляют милосердием. Конечно, мы видим человека, лишённого ног или рук, жалко оставить его без внимания, хотелось бы ему помочь. А те, кто злоупотребляют этим, совершают тяжкий грех. Люди дают милостыню инвалиду, для того, чтобы помочь именно ему, а другие забирают себе большую часть. Ну и, может быть, ухаживают за этим человеком, а тот и этим доволен. Злоупотреблять больным человеком – грешно.
- Владыка, многие прихожане Иоанно-Предтеченского cобора жалуются на цыганок, которые стоят у ворот и пристают к идущим в храм и из храма. Церковь, вроде бы, плохо относится к гадалкам. Почему их не уберут подальше от храма? А может быть, им тоже нужно подавать, как и нищим?
- Конечно, к гадалкам Церковь относится отрицательно. Если рядом с церковью находятся такие люди, то, конечно, с ними нужно побеседовать, попросить их уйти из этого места, не искушать людей, которые имеют веру в Бога и знают, что только с Божией помощью можно приобрести то или иное из того, что предлагают эти гадалки. Они – гадают, предполагают, что может быть. То, что они говорят, может – будет, а может – не будет. Мы все и всегда находимся под промыслом Божиим. Если Господь не попустит, а попускает Он, чаще всего, по нашим грехам, то с нами ничего не случится. Лучше надеяться на Бога, молиться Богу, чтобы Господь сохранил то, что у нас есть, помог нам достичь большего. Тем более, если мы ходим в церковь и постоянно просим у Бога помощи, заступления, покровительства. Этим людям, если они нуждаются в чём-то, мы можем подать какую-то милостыню, чтобы они не зарабатывали себе на хлеб вот таким греховным путём.
- Владыка, 24 ноября – день памяти Вашего небесного покровителя, святого мученика Викентия. Где Вы будете служить в этот день, чтобы можно было прийти и помолиться вместе с Вами?
- Да, 24 ноября – день памяти святого мученика Викентия. Он – мой небесный покровитель. В этот день я буду служить в Храме-на-Крови в девять часов утра. Там будет совершаться Божественная литургия. А накануне, там же, будет совершаться вечернее и утреннее богослужение. Поэтому те, кто желает прийти на эту службу – приходите. Будем рады.
- Владыка, позвольте поздравить Вас, от имени наших телезрителей, радиослушателей, читателей, с предстоящими именинами, пожелать Вам крепости духовной и душевной, здоровья, сил, и помощи Божией в Вашем нелёгком служении.
- Спаси вас Господи за поздравление! Спасибо за те вопросы, которые задают люди. Раз люди задают вопросы, значит, они интересуются. Слава Богу, что есть интерес к духовной жизни. Божье благословение на всех нас. Чтобы Господь помогал нам своею благодатью в нашей жизни.
Напоминаем вам, дорогие телезрители, что 28 ноября начинается Рождественский пост. Вопросы по посту уже стали поступать на телестудию Епархии. На эти вопросы мы ответим в нашей следующей передаче.
К сожалению, время нашей передачи ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.
Программа «Архипастырь» выходит в эфире телекомпании «10-й канал» в субботу в 9 часов утра и в воскресенье в 8 часов вечера. Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.
С архиепископом Викентием беседовал священник Евгений Попиченко. Расшифровка аудиозаписи — Евгений ЛОГИНОВ. Руководитель программы – игумен Димитрий (Байбаков).
Екатеринбург, 19 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной выпуск православной телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» записан в резиденции архиепископа Екатеринбургского
Екатеринбург, 24 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В минувшую субботу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освящения вновь созданного Свято-Троицкого монастыря в селе Тарасково
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.