Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для чего же нужен предмет «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» в церковно-приходской школе? Как могут влиять занятия по этому предмету на духовно-нравственное воспитание ребёнка?
Впервые, в этом году, на семинаре руководителей и преподавателей церковно-приходских школ была проведена секция преподавателей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На заседании этой секции мы постарались рассмотреть ответы на поставленные выше вопросы.
Содержание христианской педагогики – это, прежде всего, введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли. Сам Господь Иисус Христос в притче о талантах указывает нам на то, что мы не должны оставлять без развития дарованные нам способности. Блаженный Феофилакт даёт такое толкование этой притчи: “Кто, приняв дар для того, чтобы приносить пользу другим, не употребляет его для этой цели, тот теряет этот дар; а проявивший больше усердия приобретёт и больший дар”.
У святых отцов часто находим рассуждения о том, что душевно и физически правильно развивается только человек трудящийся. Вспомним, что святые подвижники Церкви бодрствовали, упражняясь в молитве и рукоделии, которому, в свою очередь, придавали немалое значение в борьбе со страстями как средству от уныния, расслабления и праздности. Об этом повествуют нам древние патерики и достопамятные сказания о подвигах святых отцов: ум и сердце заняты молитвой, а руки делом.
Трудовое воспитание должно начинаться с раннего детства. Здесь можно указать мудрое наставление народной педагогики, что ребёнку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку и нести пищу из тарелки в рот. Достигнуть этого можно не иначе как через привлечение детей к занятиям и ремёслам, соответствующим их возрасту.
Важность рукоделия в том, что можно созидать полезное и прекрасное своими руками. Как говорит преподобный Варсонофий Великий, “делая вещь, надо стараться, чтобы она выходила чистой и красивой, ибо и Господь радуется о всякой чистоте. Однако не иметь пристрастия к этой вещи”, — т.е. не делать из вещи кумира и идола. В Священном Писании говорится: “И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков” (Кол. 3, 23), – т.е. тщательно и добросовестно.
В этом году на XI Рождественских чтениях Патриарх Алексий II в своём выступлении обратился к преподавателям воскресных школ с пожеланием, чтобы они не ограничивались только преподаванием в школах Закона Божьего, но и вводили ремесленные мастерские.
Что же всё-таки дают нашим детям занятия по декоративно-прикладному искусству в церковно-приходской школе?
Во-первых, развитие творческих и умственных способностей ребёнка. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Во-вторых, развитие таких христианских добродетелей как терпение, трудолюбие, ответственность и доведение начатого дела до конца. В-третьих, многие родители стараются приводить своих детей в те школы, где, кроме знания по Закону Божиему, детям преподают уроки и по рукоделию. Многие родители на уроках с удовольствием занимаются рукоделием вместе со своими детьми. В-четвёртых, детям очень нравится дарить подарки, которые они делают своими руками. Здесь незаметно идёт тонкая духовная работа. Дети, делая подарки своими руками, прославляют Бога Творца, потому что стараются в своих работах отобразить самое лучшее, что создано Богом. Дети каждую работу стараются сделать красивой, в свои произведения вкладывают частичку своей души. Когда они дарят свои работы, то научаются делиться с ближним самым дорогим – тем, что сделали своими руками, приложив для этого немало усилий. В-пятых, если при церковно-приходской школе открываются ремесленные мастерские, которые ведутся мастерами своего дела, то дети приобретают ремесло на всю жизнь.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы занятия по рукоделию в церковно-приходской школе не считались пустой тратой времени, а наоборот приветствовались. Чтобы они проводились в каждой церковно-приходской школе. Владыка Викентий дал своё благословение на то, чтобы церковно-приходские школы привлекались для социального служения. Можно было бы предложить вам, чтобы подарки к праздникам, которые дети делают своими руками, получали в домах инвалидов, детских домах, домах престарелых и т.д. Пусть это будет маленький подарок, но сделанный от чистого сердца, он порадует людей, которые нуждаются во внимании и заботе.
Руководитель секции изобразительного
и декоративно-прикладного искусства
Софрыгина О.В.
Филателист Алексей Кузьминых собрал уникальную коллекцию “Православие, или История христианства” Когда в дом приходит письмо от друга или родственника – это всегда радость. Если же на конверте изображен храм, монастырь или просто часовенка у излучины реки
Светло, радостно, празднично, как в детстве, — так передают ощущения посетители православных выставок изобразительного искусства, что регулярно проводятся в галерее «Пушкина, 12». Вот уже десять лет галереей заведует Лидия Александровна Кустарева, которая убеждена, что оказалась здесь
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.