Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Царские дни в этом знаменательном году заставили всех нас особенно волноваться в ожидании приезда иерархов Русской Православной Церкви и освящения Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. К этим дням готовились все. Готовились и ко Второму фестивалю православной культуры, что приурочен к этому событию.
Алексеевский дом
Как правило, рассказывая о событиях фестиваля, мы называем имена. На этот раз мне хотелось бы начать с рассказа об интереснейшей творческой площадке Екатеринбурга, что в эти дни будет особенно уместно, — о Музее “Литературная жизнь Урала XIX века”, что находится совсем близко от Храма, в Литературном квартале (ул. Толмачева, 41). Этот дом принадлежал Алексеевой и Мамину-Сибиряку и был свидетелем создания первого романа писателя. Здесь находили радушный прием Алексеевой и Дмитрия Наркисовича представители творческой интеллигенции города, читали стихи, музицировали. И сегодня здесь благодаря сотрудникам музея и его директору Людмиле Алексеевне Чесновой возрождается эта забытая интересная традиция культурной жизни России XIX века – домашние вечера. Как когда-то, здесь находят радушный прием потомки старых уральских фамилий (например, Кюхельбекеров и Дельвигов) и все, кто неравнодушен к культуре и истории России и уральского края, кто хотел бы не просто внимать артисту со сцены, а пообщаться с единомышленниками в непринужденной обстановке. “Ходят друзья дома, — рассказывает Марина Юрьевна Кряжевская, научный сотрудник музея, — и мы очень рады видеть новые лица. К нам с удовольствием приходят студенты, особенно гуманитарных факультетов, школьники. Им нравится, что здесь они узнают не просто даты жизни известных людей прошлого. В нашем музее “классики” становятся живыми людьми, которые проводили свой досуг в кругу родных и друзей. Так разрушаются стереотипы и родная история обретает плоть и кровь”.
Но в Царские дни музей – не просто одна из уже излюбленных творческих площадок Екатеринбурга. Дело в том, что алексеевский дом был единственным свидетелем трагических событий истории России 85-летней давности: окна этого дома обращены в ту сторону, где находился дом инженера Ипатьева…
«Помолись за нас и за Родину»
Этими словами из письма заточенных в Ипатьевском доме Царственных узников можно объединить три программы Заслуженной артистки России Т.Н. Ворониной: “Лебединый стан”, “Константин Романов”, “Последний Царь”, которые увидели зрители – гости Музея “Литературная жизнь Урала XIX века”.
Первый концерт Тамары Ворониной был посвящен творчеству поэта Марины Цветаевой. Судьба Цветаевой, разделившей судьбу своего мужа, русского офицера Сергея Эфрона, так тесно связана с судьбой России, что просто не могла не сложиться трагично. Литературоведы за эту поэму окрестили Цветаеву “белой”. “Но только за один стих она должна была удостоиться памяти, — говорит слушателям Тамара Воронина. — “Теперь я понимаю, почему ее, самоубийцу, все же разрешили отпеть…”.
Актриса читает строки стихов и воспоминаний Марины Цветаевой, свидетельства современников, и слушатели поистине приобщаются к тем роковым для России событиям.
Встреча с Эфроном – роковая любовь, трое детей. А дальше – 17-й год, и Эфрон в составе 56-го полка защищает Кремль от большевиков, а его мать и отец – по другую сторону… И все равны оказываются в этой братоубийственной войне — гибнут все, и красные, и белые. Для Цветаевой “свобода – гулящая девка на шалой солдатской груди”. И вот она, судьба Марины и Эфрона – “молодость – доблесть – Вандея — Дон”… “Где лебеди? – А лебеди ушли. – А вороны? — А вороны остались. — Куда ушли? – Куда и журавли” — горькие ответы матери на вопросы ребенка. Но в предназначении России поэт уверена: “Не в первый раз в твоих соборах стойла, Все вынесут кремлевские бока”. Цветаева – поэт монархии, а ее строки “Лебединого стана” — это гимн белой гвардии и выражение общего отношения эмиграции к отречению Государя: “Пал без славы орел двуглавый. Царь, Вы не правы!”, но “За сына, за Алексия, Помолись, Россия!”. Когда же стало известно о расстреле Царской Семьи, прямо на улице Марина громко говорит дочери: “Аля, Царя убили. Помолись за Царя!”. Марина Цветаева работает в архивах, пишет поэму о Царской Семье (которую не сумели сохранить ее друзья за границей). По свидетельству современника, увидевшего на ее столе кипу фотографий Царской Семьи, на вопрос: “Вы это любите?”, отвечает – “Люблю…тот мир”. И все же для поэта ясно: “А в Москве царствует не только Ленин в Кремле, но и Пушкин у Страстного монастыря. А с Пушкиным ничего не страшно”. Как она могла угадать, — восклицает Т.Воронина, — что Пушкин генетически связан с каждым из нас?! Ведь, действительно, с самой колыбели мы впитываем его стихи, дальше передаем их своим детям, а сами возвращаемся к нему всю жизнь. “Мой Пушкин” — назвала М. Цветаева свое эссе, так же скажет каждый из нас. И если Марина пишет сыну о покинутом Отечестве как о стране, “где все наоборот”, — значит, — восклицает актриса, поэт и здесь провидит — назад идти – значит: вперед идти.
Наверно, поэтому вдруг так откликаются сердца слушателей концерта — и молодых людей и старших — на звуки романсов, прозвучавших в этой программе Ворониной. Ведь дорога назад тернием поросла…
Вторая программа Заслуженной артистки России Тамары Ворониной посвящена личности и поэзии Великого Князя Константина Романова, его переписке с писателями.
Программа “Последний Царь” прозвучала дважды: в музее, а затем – 15 июня — на сцене Детской филармонии.
Последний концерт начался сразу после окончания службы в Свято-Троицком соборе, и зрители с волнением ожидали появления из храма в филармонии самой актрисы и певчих Свято-Троицкого собора, регента Сергея Цивилева. Таким образом, почитание Царственных Страстотерпцев в стенах Кафедрального собора Екатеринбурга во главе с митрополитами Русской Православной Церкви продолжилось – пусть уже не в молитвенной, а в концертной форме. И первое, что сделала Т.Воронина, выйдя на сцену к белому роялю, на котором стояла икона Царственных Страстотерпцев (а организаторы на рояль же положили для актрисы букеты пурпурных роз), — актриса окаймила цветами икону. И она, и певчие служили святым Царственным Мученикам. Вновь Тамара Никитична – озвучивает только документы: письма, известные пророчества преподобного Серафима Саровского и святого Иоанна Кронштадтского о судьбе Царя и России, архивные документы. А перед слушателями вновь восстанавливается вся канва событий, раскрывается жизнь Семьи православного Царя, который получил из рук отца и перед Богом Россию, и чтобы спасти Отечество, увидел единственный для себя (а значит, и для всей Семьи) путь – стать искупительной жертвой. “Я обречен на страшные испытания. Быть может, для спасения России необходима искупительная жертва. Я буду этой жертвой…”. Насколько это было общим их чувством, говорят строки из письма Царицы Александры Федоровны: “Бедная моя Россия… Я чувствую себя матерью… Надо перетерпеть. Надо очиститься. Надо переродиться…”. И, наконец, строки стихотворения, переписанного рукой Великой Княжны Ольги Николаевны: “И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов”… Общей молитвой закончилось выступление Заслуженной артистки России Тамары Ворониной “Последний царь”, но взволнованные зрители не расходились. Организаторы, благотворители хотели высказать свои чувства. Эти импровизированные выступления екатеринбургская поэтесса Любовь Ладейщикова завершила словами общей надежды на то, что Храм-на-Крови поможет всем очиститься и Екатеринбург станет городом духовного возрождения. “Спаси, Господи, люди Твоя!” — звучали последние песнопения в этот вечер.
«Любить, молиться, петь»
Так назвали еще один концерт, на этот раз камерной музыки, который также проходил по благословению высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского в рамках фестиваля “Царские дни” в литературно-музыкальной гостиной музея.
Так случилось, что гостиная музея не сумела вместить всех пришедших. Но ведь это не обычная концертная площадка, это дом, где принимают всех гостей. Организаторы тут же распахнули широкие двери в смежные к гостиной комнаты и коридор, придвинули ближе старинные кресла и стулья, и все гости удобно устроились.
“Любить, молиться, петь – святое назначение души. Весь наш концерт – это наша любовь. Любовь к Родине, к святым, к вам, дорогие слушатели!” — обращается к присутствующим организатор концерта Т.Н. Трушникова.
Для самой Татьяны Николаевны, преподавателя музыкальной школы №17, это уже не первый вечер, где она выступает как организатор и чтица. Но Царская тема – особая. Коренная екатеринбурженка, она с детства знала о событиях, связанных с Ипатьевским домом, замечала, как летом у кованых дверей на ступеньках появлялись бордовые гладиолусы. И только позднее узнала, что Великая Княжна Татьяна любила эти цветы.
На этот концерт педагог подарила Царственным Страстотерпцам свои “цветы”, выращенные, выпестованные ее трудами. Конечно, это воспитанницы: лауреат международных конкурсов Рада Кривенко, лауреат межрегионального конкурса “Новые имена России” дуэт домр “Вдохновение” Валя Данилова и Алена Лобанова, юная пианистка Наташа Трушникова. Неизменный помощник Т.Н. Трушниковой – концертмейстер И.Н. Каргапольцева. Концертмейстер, выступивший с Радой Кривенко – дипломант международного конкурса Наталья Кузьмина. И еще два пианиста покорили в этот вечер слушателей: лауреат международных конкурсов Эльдар Гафаров и Елизавета Шубина. Уже по регалиям молодых музыкантов вы можете составить представление о том, какой уровень был задан на этом вечере. В исполнении Татьяны Трушниковой прозвучали стихи Великого Князя Константина Романова, Николая Огарева, А.Апухтина и других русских поэтов. А там, где оставалась недосказанность словами, говорила музыка. И подготовленные стихотворными строками, слушатели воспринимали звуки не только любимых народных мелодий, произведений русских композиторов (Андреева и Глинки, Грибоедова, Чайковского и Рахманинова, Михеева), но и великих зарубежных классиков (Скарлатти, Паганини, Бетховена, Шопена) как воспоминания и мечту о России, о русской душе. О том, что все это глубоко в нас, это невозможно сломать, уничтожить. К этому нужно лишь вернуться. Вернуться к себе самим.
В концерте также приняли участие с небольшой литературно-музыкальной композицией автор и исполнитель вокальной духовной музыки Татьяна Михайлова, романсы русских композиторов исполнили Валентина Попова и Василина Панова, стихи русских поэтов читала Аида Афонина.
Алексеевский дом, 85 лет назад ставший свидетелем участи Царственных Страстотерпцев, в эти Царские дни почтил их прекрасными программами. Усилиями сотрудников и подвижников музея “Литературная жизнь Урала XIX века” возрождается забытая традиция домашних вечеров, а многие православные зрители и слушатели, посетившие эти вечера, уже почувствовали себя друзьями гостеприимного дома.
Лариса ЛАРИОНОВА
Точнее – их детей. Их привезли в светлую лунную ночь, когда над церковью Вознесения как-то по-особенному сияло небо, и все окружающее радовало их в тот день своей новизной. Незнакомый Екатеринбург казался таинственным, но не враждебным, Ипатьевский особняк – ухоженным домом, из окон которого день и ночь можно будет любоваться видом на церковь.
Год назад частная школа “Сирин” г. Екатеринбурга (с десятилетней историей) стала православной, Епархия – единственным ее учредителем, а директором – священник.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.