Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
С супругами Ольгой и Владимиром Зангировыми мы беседовали сразу после Крестного хода, которым провожали икону с частицей мощей Святого Серафима. Для разговора расположились здесь же, на скамеечке у железнодорожного вокзала, и люди с интересом заглядывались на мою собеседницу. Одна из женщин не выдержала, подошла: «Какого народа на вас костюм?» — «Русского», — ответила Ольга.
Предки
Ольга Александровна начала рассказ именно со своих корней.
- Казачьего роду и государевых крестьян: кубанские казаки по папе, по маме – уральские государственные крестьяне. И – что редкость для таких семей — мать и отец оказались единственными детьми. Удивительным образом Господь их свел – в Ирбите, в лагере для спецпереселенцев (“раскулаченных”).
Хлебосольством и набожностью отличалась семья. Когда армия Колчака освобождала Урал, в их доме останавливались офицеры. А до этого – священники, приезжавшие в деревню Фалино Слободо-Туринского района на богослужения. В доме было более ста икон. Об этом Евгения Сергеевна рассказала дочери уже перед смертью, когда ей было почти 90 лет. И на удивление, после этого в дом стали прибывать иконы, будто возвращаясь.
- Очень беречь надо поколение, родившееся в страхе иудейском, — говорит Ольга. – Как Иов Многострадальный, наши бабушки и дедушки сидят на гноище: у них отобрали Бога и Церковь, молодость и наряды, сломали жизнь.
Но при этом – “не было ни одной минуты, когда бы я за вас не молилась”, — призналась дочери в конце жизни мать, родившая семерых детей. “Разницы не было для мамы, кто зять, кто сноха, кто родные дети”, — вспоминает Владимир. Только летом 1996-го, когда привезли хоронить одну из дочерей, Евгения Сергеевна уже не нашла силы молиться. И на следующий же день Господь даровал Ольге духовного отца – Владыку Марка, епископа Хабаровского и Приморского.
- После материнских молитв я снова очутилась под покровом, авансом мне дал это Господь, — признается Ольга. — Мама так радовалась, что мы с мужем пришли в Церковь, как полагается, по-настоящему воцерковляясь, с духовным отцом. Для нас память о маме настолько светлая. Мы понимаем, если бы не были в Церкви, все воспринималось бы иначе. Мы сейчас помним о маме именно так и так строим жизнь, как Господь устрояет, как было всегда принято на Руси. И эта память о маме побудила нас к тому, чтобы в нашей домашней жизни мы утвердили устои, которыми жила Русь. “Милость Божия из рода в род боящимся Его”, — сказано. На нас милость Божия исполнилась. Господь возвращает нам полной чашей то, чего были лишены родители. Нам Господь вернул больше, чем было отнято у предков наших, чего мы не достойны.
История костюмов
- В дни, когда мама умирала, — мы собирались к ней ехать, но духовный отец не благословил: “Молитесь здесь”. – “Владыко, Ваша воля”. И у нас не было горя.
- Жена сшила синее поминальное платье, — продолжает Владимир Гайфулович. — И три дня было состояние умиротворения, было ощущение, что мама рядом с нами.
- Мама сказала перед кончиной: “Наряжайся за меня и за всех нас”. Я в то время, как все, немного на себя шила, но о народной одежде и речи еще не было. А ведь с детства тянулась к этому: очень любила рассматривать картины, на которых русские красавицы в старинных одеждах изображены. Пришла в храм, и оказалось, что все есть. Господь как будто открывает мне сундуки.
Платье в память о маме Ольга Александровна сшила по образцу с иконы святой княгини Ольги. В память о дедах – георгиевских кавалерах Ольга сшила красную однорядку (т.е. без подклада) из тонкого сукна, такую одежду любили носить русские мужчины и женщины весной и осенью. Для сарафана на Троицу долго искала подходящую ткань, а в день святых Петра и Февронии нашла то, что нужно — зеленый лен. Красную кацавейку из бархата, что годится в холодную погоду, Ольга сшила к Пасхе, на голову – кику. На Пасху всю одежду сделала красного цвета, с золотом, в ней же пришла в храм в дни памяти св. Владимира и Ольги с именными семейными иконами.
- После Петра и Павла женщины выходили на покос, чтобы грести сено, в самых красивых платьях – белых, расшитых красным. Я так и сделала. А на пояс – гребешок и ковшичек, как на картине Нестерова отрок Варфоломей изображен.
Дома надела на паневу (верхняя юбка) завеску (фартук), что завязывается над грудью. Особенно украшается верхняя часть завески, а так как я не вышиваю, использую для этого льняную салфетку, тесьму, кружево, — то, что подойдет. А на голове тамбовский кокошник.
На освящение хабаровского Успенского собора сшила синюю телогрею, всю в розах, на голову – белый кокошник, а в дополнение смастерила – калиту (сумочку-кошелек) с бирюльками. Вот так и играю в бирюльки!
- Если хочешь быть русской женщиной, так вот и покажи, – комментирует Владимир. – В храме сначала встречали, думали — “выпендривается”, а сейчас смотрят с интересом, ждут нового.
- Спрашивали меня, не сошью ли на заказ. Но мама запрещала. А Володя сказал: если будешь шить на всех, не выполнишь послушание. Помните рассказ из Пролога, как послушание родителю спасло голову юноше, когда он, послушный родительской воле, помедлил с поручением хозяина, а задержался в храме? Воля родителей – святое, даже если непонятна. Господь за послушание дает все. А так как я человек общительный, делюсь секретами, как делаю. Мне несут все, что пригодится для создания костюма. И не моими силами, не моими умениями – шью, порю – и вдруг получилось. Обращаюсь с молитвами к святым – Симеону Верхотурскому, который шил полушубки; Иннокентию Московскому, он рясы шил; святым княгиням Ольге, Евдокии, Февронии; Параскеве Пятнице – покровительнице женского рукоделия и Ефросинье Полоцкой, которая создала первый женский монастырь на Руси и учила рукоделию. И когда шью, я всегда помню, что за меня молится мой род, который на небесах. Я уверена в их праведности. Чаша скорби их не миновала, а нам Господь отдает. Память о родных воплощается в традиционном русском костюме, с их помощью, по их молитвам.
Страницы из биографии
Об этом Ольга рассказывает неохотно. Для нее это было в другой жизни, и она теперь другая. А тогда – философский факультет. Преподавала в высшей школе.
- Чуть не защитила диссертацию по социологии, — да Бог отвел. Господь показал всю немощь. А потом дал Владыку, и бытие кончилось, началось житие. Вела общественно-публицистические передачи на радио “Напрямую с Востока”, потом делали цикл православных передач с Владыкой Марком “Вечернее слово”, и люди нас слушали. Когда передачу закрыли, духовный отец объявил, что моя работа закончилась. – Чем же мне заняться? — Нас двое с мужем, муж не разрешает даже посуду мыть, белье стирать… А Владыка ответил — занимайся домом.
Первое, что сделали супруги после такого наставления – 26 рамочек для редких икон из календаря, что подарил им духовник. А потом пошли скатерти, салфетки. Дальше – наряды. Причем, замечает Владимир, духовный отец, смиряющий Ольгу на каждом шагу, ни разу не сделал замечание о нарядах. Ольга поясняет: “Сделаю вещь. Освятила, надела. Кажется, весь костюм закончен. А он посмотрит, ничего не скажет, а по его молитвам вдруг начинаю дополнять костюм. Вот тогда дело сделано, все получилось”.
Сильный, живой характер Ольги не изменяет себе при возрастании души. Кровь-то казачья! Туринская и кубанская линия предков дает себя знать. Как-то на празднике Ольга почувствовала, что смотрят казачки на нее искоса: мол, кто такая? А тут атаман вышел. Поклонилась ему Ольга, как полагается. И он ей. Она ему — еще ниже. А он – до земли! И она так же! Признал — своя!
Послушание
С иконой Албазинской Божией Матери. Икона эта пришла в XVII веке с казаками на Дальний Восток. (Находится сейчас в г. Благовещенске. Охранительница Дальнего Востока).
“Как-то я сказала своему духовному отцу: “Владыко, а у меня сегодня день рождения!”. Он мне отвечает: “А у тебя каждый день — как день рождения!”. А какой бывает человек в свой день рождения? – он же спеленутый младенец! Вот я без своего духовника и не могу делать ничего. А ведь он – выездной член Синода, часто уезжает, и я на время его отъезда “лежу”, как спеленутый младенец”. “Игнатий Брянчанинов учил: говорят, почему нет теперь старцев, — да потому, что нет послушников”, — замечает Владимир.
- Нам только надо жить с Церковью. Вне Церкви ничего не получится. В этом году мы получили подарок — открылась родословная по линии мамы – с XVIII века — “Ревдинская сказка”. Знаете, что поразило? Записано: имя, фамилия, причащался и исповедовался ли. И везде – “да”, “да”. Для нас это доказательство благочестивости предков, это камень, на котором зиждется наша жизнь. И каждый день Господь напояет ни с чем не сравнимым смыслом, что понимаешь: в той жизни была не я, сейчас – настоящая жизнь. Это перерождение души – метанойя (по-гречески) — т.е. преобразование души. Все прошлое, чем жил человек до Церкви, Господь сам преображает, очищает, человек рождается духовно. Процесс этот очень болезненный, и я прохожу его вместе с духовным отцом, нашим Владыкой Марком. Меня обрадовало то, что в вашей газете показан архипастырский труд: люди должны видеть, что архипастырь – это стержень.
Дом
Воцерковление хозяев меняет облик и атмосферу дома, убеждены Ольга и Владимир. Живут супруги Зангировы в студенческом общежитии. Бабушкино кружево на божнице было единственным наследством. А теперь облачение для божницы в доме Зангировых всегда соответствует праздникам: на Рождество и Вознесение Господне – белого цвета; в Пасху – красного; а на Богородичные праздники – Ее цвет, голубой; к Троице и святым Петра и Павла – желто-зеленое убранство; а в пост – серый лен с кружевом. В такой же цветовой гамме и скатерти (на непокрытом столе не вкушают на Руси!). Для поста – одна посуда, для праздников, гостей – другая, для будней – третья. На Рождество к сочиву кладется на стол сено. А этой зимой на Рождественский праздник Ольга и Владимир положат веточки земляники, цветы, травы, что принесли с Ганиной ямы. Без этого аромата и сочельник представить себе не могут.
- Получается, что наш дом преображается по церковному календарю. В течение года меняется вид жилища, одухотворяется православным праздником. Важно сделать дом, чтобы чувствовать – Господь с нами. Божница – дом Божий в доме. Трапеза – ладонь Божией Матери, протянутая нам.
В Церковь люди идут больные, за лечением. Маются, ходят кругами, а потом становится понятно, что надо отдаться всему церковному – по уставу. Даже в пище – когда фрукты вкушать, когда мед освящать. Какое еще для семейной жизни может быть более трогательное событие: как пчела собирает мед, так собирает человек мед духовный – к празднику Преображения Господня. Мы еще не умеем жить, чтобы начинался церковный праздник в храме, заканчивался в семье.
Очень важно больше рассказывать о Православии как образе жизни. Храм – училище благочестия. А вера должна быть живой, учит меня мой Владыка, ведь если вера не проникнет в ткань нашей жизни, особенно семейной, – и постройка храмов, и все остальное будет тщетно.
Царские дни
Торжество Царских дней в Екатеринбурге, службы, Крестные ходы, встречи с друзьями стали для супругов Зангировых еще и открытием, каково без отца духовного. А Владимир говорит о жене: как Церковь без Патриарха, так и она без Владыки Марка.
- Так хотелось, чтобы не только мы напитались, но и чтоб Владыке дано было. Как люди были рады, что мы помолимся! А для Володи стало открытием, как православные все связаны, — такие радостные встречи с людьми! Прошли первый Крестный ход, а на втором встречаемся, как родные. Неповторимые две недели, когда каждая минута наполнена таким смыслом!
Только Господу известно, что нам на потребу в данную минуту. Господь столько для нас приготовил всего: берите, это вам! Столько утвари для домашней церкви — и именно в церковных лавках, освященное. Приобрели столько подарков для людей и для того, чтобы принести пожертвования в монастырь. Себе в подарок нашли то, что давно хотели – хрустальные крест, яйцо и колокольчик. А еще – латунную греческую кропильницу, бочку для меда с хохломской росписью. И все это собрали там, где родина предков. Вы представить себе не можете, как мы обрадовались, что увидели все родное – на родине! В православном храме! Да еще в такой праздник! Щедрость Божия не знает границ – только попроси, скажи.
На прощание
- Так моя жизнь идет – от наряда к наряду, от праздника к празднику, от удара по самолюбию до следующего удара… В общем, живем мы хорошо. О многом я знала. Но поняла истинный смысл тех знаний, когда пришла в храм: только Господь показал их истинную значимость. До этого момента было знание не для меня. Обычно педагог, каким я была, владеет знаниями, чтобы их передать. Господь принудил проверять те нравственные постулаты, которым сама учила: теперь сама исполни, как должно…
Прощаясь, Ольга степенно, низко поклонилась, так, как подобает казачке. Конечно же, я не сумела ответить ей достойным поклоном. Спасибо за уроки, Ольга Александровна! Благодарю за себя и за тех женщин, что после знакомства с Вами посмотрят другими глазами на себя, на свой дом, на свое платье — на тот мир, что можно одухотворить и украсить.
Лариса ЛАРИОНОВА
Екатеринбург, 10 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Уральские камнерезы славятся не только изготовлением ювелирных изделий из поделочного камня, но и успешным использованием этого камня в отделке интерьеров помещений различного назначения.
Уютное деревянное здание, в котором разместился музей “Литературная жизнь Урала 20 века” (ул. Пролетарская, 10), кажется, создано для того, чтобы в нем звучал рояль, читались задушевные стихотворные строки. Именно сюда в дни фестиваля православной культуры пришли ценители серьезной музыки
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.