Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Год назад частная школа “Сирин” г. Екатеринбурга (с десятилетней историей) стала православной, Епархия – единственным ее учредителем, а директором – священник. И вот первый учебный год позади.
- Отец Евгений, можно подвести первые итоги, поделиться планами. Но прежде всего, пожалуйста, несколько слов о себе: для Вас должность директора школы – неожиданность или закономерность?
- Мое светское образование – филолог, преподаватель. Уже будучи рукоположен в сан священника, вел факультатив “Основы православной культуры” в школах Кировского района. Увидел, что есть и дети, и учителя, которые готовы воспринять эти знания. В то же время убедился, что нужна сначала миссионерская работа. То и другое можно сделать будучи директором православной школы. Мы не только учим воцерковленных детей, но и просвещаем людей в микрорайоне. Наша задача – сделать школу духовным центром Православия.
- Какими оказались первые шаги православной школы “Сирин”?
- Все происходило очень быстро. Много было нерешенных проблем, которые человеческими силами не сдвинуть. Благодаря Божией помощи и святому Царевичу Алексию, во имя которого создан школьный храм, все решилось. Напомню, школа частная. Общеобразовательная. Имеет государственную аккредитацию и лицензирование. Есть хороший педагогический коллектив. Первый учебный год порадовал первыми успехами: двое выпускников – Андрей Кузнецов и София Кацадзе закончили школу с серебряными медалями. Очень радует, что это действительно воцерковленные дети: Андрей – алтарник в Свято-Троицком храме, София – прихожанка Александро-Невского собора.
Школа приняла участие в Богословской научно-практической конференции, которую организовал в мае Отдел церковно-приходских школ. С Галиной Сергеевной Ващенко, руководителем этого отдела Епархии, мы тесно общаемся, и конференция – наше первое робкое сотрудничество, которое будем развивать.
В мае, в конце первого учебного года, мы показали Владыке Викентию, что удалось наработать за год. Владыка отметил, что дух школы меняется, и это отрадно. Причем все происходит не революционно, а естественно.
- Отец Евгений, что определяет школу как православную: какова Ваша концепция православной школы?
- Православная школа строится в духе православной любви и соборности. Таков стиль отношений между учениками и учителями. Остальные критерии были бы формальными. А это не сделать приказом директора – любить друг друга, не дерзить, не лениться, снисходить к немощам ближних – циркуляром это не введешь.
Наша школа маленькая, учится 100 человек, все друг друга знают. По большому счету, это семейные отношения. К нам приходят дети из обычных школ, где нередко среди учащихся выстроены американизированные отношения. И, попав к нам, в нормальную атмосферу, ребята не нарадуются. А если в ком-то такие черты есть, у нас они нивелируются, мы стараемся, чтобы школьная атмосфера сама отвергала, вытесняла черты, чуждые православной нравственности.
Современных детей ужасно жалко. Воспитательная работа в школе должна быть, но сейчас ее в обычной общеобразовательной школе нет. В обществе идет целенаправленное растление детей, а они очень чуткие: как хорошее впитывают легко, так и плохое легко к ним прилипает. И в этом смысле школа должна быть “камерой хранения”, как, например, Суворовские училища. Конечно, наши дети не могут быть изолированы, они тоже “собирают блох”, подвергаясь влиянию улицы. И все же главное – наша школа воспитывает.
- Для становления православной школы, наверное, важно найти ориентиры, опыт, на который можно опереться?
- Нам повезло. Прежде всего, почетным попечителем школы стала Ольга Николаевна Куликовская-Романова, Великая Княгиня (ее свекровь – младшая сестра Царя-Страстотерпца Николая), Президент Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны. Муж Ольги Николаевны во время Второй мировой войны пережил концлагерь как участник Сопротивления. Сейчас ей 80 лет, человек потрясающе энергичный, светлого ума, знает многие языки. Благодаря общению с ней мы получили много советов, от многого она предостерегла. Мы разговаривали о том, что преемственность в образовании необходимо восстановить. Ольга Николаевна сама закончила Старочеркасский институт благородных девиц (уже в Сербии, в эмиграции), и убеждена, что учебное заведение должно быть закрытого типа. Необходимо также раздельное обучение, и эта идея сейчас находит отклик: недавно была публикация на эту тему в “Русском предпринимателе”; такая система развита в европейских странах; в нашей стране уже несколько лет систему раздельного обучения успешно применяют в Республике Коми. Психологами отмечено, что у мальчиков и девочек по-разному протекают процессы, например, усвоения информации: мальчики воспринимают первую полученную информацию, в то время как для девочек она служит лишь сигналом для того, чтобы обратить внимание. Поэтому, если для девочек эффективно повторение, то мальчикам нужно давать информацию более “экстремально”. Здесь главное – чтобы сам процесс обучения был раздельным: в школе могут быть раздельные классы, а на перемене мальчики и девочки смогут общаться. Так что если с Божией помощью нам удалось бы расшириться, мы пригласили бы специалистов, психологов и предприняли бы раздельное обучение.
- Уровень образования во многом обусловлен уровнем квалификации педагогов. Расскажите, пожалуйста, о преподавателях, а также о дисциплинах школы “Сирин”.
- Могу заверить, преподавательский состав школы сильный. Уже в следующем году несколько педагогов должны аттестоваться на высшую категорию.
В отношении системы обучения мы считаем, что оправдала себя традиционная, и мы работаем на этой основе. Две сертифицированные программы – “Основы православной культуры” и “Основы православной этики” ведут священники о.Дионисий Белоглазов и отец Алексей Сандырев. Очень интересна авторская программа Е.Л Касимовой “Славянская азбука”, которая предлагает ребятам изучение азов старославянского языка с навыками чтения церковных текстов, с элементами Закона Божиего. При этом учащиеся осваивают навыки каллиграфии, пишут и рисуют заточенными перышками. В следующем году в спецкурсах по основам православной культуры собираемся ввести блочно-модульную систему. Тогда, например, учащимся 5–7 классов через живые примеры при изучении древнерусской литературы станет более доступно понимание добродетелей. А со старшеклассниками можно рассматривать более серьезные, теоретические проблемы. Для тех ребят, которые готовы получить теологическое образование, предложим дополнительные спецкурсы.
К подбору преподавательского состава мы относимся очень серьезно. Кроме постоянных сотрудников в будущем учебном году рассчитываем на сотрудничество сильных специалистов. Из Института истории и археологии нам обещали направлять хороших специалистов историков, археологов. В отношении преподавания “Основ православной культуры” надеемся на участие преподавателей из Семинарии. В.А. Байдуков, главный специалист по истории права на Руси, готов проводить занятия и беседы для мальчиков по основам государственной службы.
У нас своя система работы с дошколятами. Это не традиционная подготовка к школе. Здесь они учатся народным играм, рукоделию, интонированию, и дети прекрасно социализируются. Что же касается музыкальных занятий, система Кабалевского нас не устраивает: современная практика обучения развивает в человеке страстность. В то время как православная культура неотделима от пения, сейчас утерян навык певческой культуры. Русский народ пел всю жизнь, от колыбельных, закличек на дождь, на первый зубик и т.д. Чем раньше ребенку это дают, тем легче он поет сам.
Для учащихся в школе много внеурочной деятельности, например, мальчики занимаются русским рукопашным боем под руководством Е.С. Балаганова, выпускника Новосибирской академии физкультуры.
Я уже упоминал, что мы стремимся сделать нашу школу духовным центром Православия, работаем с микрорайоном. Конечно же, важнейшая задача – привести в православие невоцерковленных родителей. Этот раздел работы ведет отец Александр Солоутин, встречается с родителями каждую среду.
- Как Вы уже сказали, не все учащиеся пришли воцерковленными. Воспитание же ребят происходит не только во время уроков. Остановитесь на этом подробнее.
- Да, в первый учебный год мы не делали отбора учащихся, но в этом году будет конкурсный набор, чтобы к нам пришли воцерковленные дети, успешно прошедшие тестирование общего уровня знаний. Наша работа с дошкольниками и их родителями обеспечивает приток детей православных, воцерковление семей. Школа сейчас имеет свой храм — во имя Царевича-Страстотерпца Алексия, и все устраивается с Божией помощью, по молитвам Царевича Алексия. Храм открылся на Страстной неделе, и каждую субботу у нас Крещение. Приходят креститься родители и учителя, приводят родственников. Храм еще совсем молод, но сюда пришли чудные иконы: образ святого Царевича Алексия – подарок О.Н. Куликовской-Романовой; из Оптиной благословили икону оптинских старцев; иконы Иисуса Христа и Богородицы выполнены известным мастером.
Для ребят все происходит постепенно. С молитвы в начале и в конце урока. А на Пасху они с родителями участвовали в ночной службе. Паломнические поездки – наверное, самое мощное воспитательное средство, начиная с дороги: беседы, духовная музыка. А их за учебный год состоялось немало. В Белогорском монастыре были всего сутки, но для ребят это был большой опыт. Жили вместе с монахами по уставу, служба в 4 утра, 400 поклонов (и никто не отступил!), ребята причастились. В этом монастыре есть Серафимо-Алексеевский скит, что построен в честь Царевича Алексия. В скит пускают только раз в год и только мужчин. А нашим ребятам предложили там пожить.
В Оптину ездили зимой. Ездили в Сербишино. Несколько раз – на Ганину яму.
- Как вам удается решать множество материальных вопросов?
- Нам очень не просто, так как школа частная. К счастью, кроме помощи Епархии, находятся благодетели. Например, сейчас нам помогает в ремонте школы С.В. Писарев, генеральный директор корпорации “Байкал”, и все вопросы решает так оперативно, будто это касается его бизнеса. Это глубоко воцерковленный человек, и его помощь Епархии не ограничивается только школой.
- Отец Евгений, что вы ожидаете от нового учебного года прежде всего?
- Наша задача – выйти на новый качественный уровень. Ждем новых учащихся, которые могут позвонить и прийти к нам на собеседование. Надеемся также, что найдутся люди, которые захотят помочь православной школе. Все, кто заинтересуется, может обращаться по телефону: 12–99–58. Наш адрес: ул. Ясная, 10.
Царские дни в этом знаменательном году заставили всех нас особенно волноваться в ожидании приезда иерархов Русской Православной Церкви и освящения Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. К этим дням готовились все.
Екатеринбург, 28 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Олег Гусев, депутат Областного законодательного собрания, собрал в конце минувшей недели пресс - конференцию
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.