Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы приглашаем посетить православную книжную лавку прежде всего вас, уважаемые педагоги. Наконец-то ваши неугомонные ученики отдыхают от уроков, а у вас появилась возможность немного перевести дух и… собраться с мыслями о предстоящем учебном годе. А так как вам лучше всех известно, что учитель перестает им быть, как только сам перестает учиться, то желание открыть книгу для себя, но и с оглядкой на предстоящую работу, будет вполне своевременным.
Первая книга, которую мы рассмотрим — “Взрослым о детской вере. Школьное богословие” — заинтересует незамедлительно, стоит только назвать имя ее автора – диакон Андрей Кураев. Поэтому не удивит тот факт, что это издание уже 5-ое. Если название вы услышали впервые, стоит узнать, о чем и для кого эта книга (так и называется первый ее раздел). Автор поясняет, что составлена она на основании ранее написанных брошюр и статей в помощь школьным учителям. Цель автора – дать более целостное представление о Православии: “…основной темой этого сборника я решил сделать детскую…Мир ребенка может стать тем общим полем, на котором встретятся потоки православной духовной культуры и культуры светской”. Попытки навести мостики между ними предпринимаются нередко и не всегда удачно, — отмечает отец Андрей и предлагает проанализировать ситуацию. Автор не дает педагогу “методических рекомендаций” к изучению библейских текстов, но его размышления на эту тему, а также “небольшой рассказ” родителям и учителям об их же детях – о той стороне их жизни, которая не видна в школе и дома, позволяют современному православному педагогу подняться на совершенно новый уровень. Кроме того, учитель, который решился познакомить детей с основами Православия, сможет обосновать свой выбор перед коллегами, если в школьном коллективе нет единодушного отношения к Православию.
“Я был готов разглядеть “глубины сатанинские”, полускрытые христианские выпады, пропаганду безнравственности…” — так начинается глава “Гарри Поттер”: попытка не испугаться”. Мудрый педагог постарается разобраться, понять, тогда как кто-то из коллег предпочтет “не пущать”, и результат при этом будет аналогичным тому, что привел автор, вспоминая советских диссидентов: “(по слову Виктора Аксючица – “мы целились в коммунизм, а попали в Россию”). Как бы и тут не промахнуться: целились в “сатанизм” а попали в детей…”. “Педагогика, как и политика – это искусство возможного, искусство компромиссов. Не все в окружающем мире зависит от нас. Даже дети – не всецело в нашей власти. И что же – каждый раз требовать, чтобы все было по-нашему? Все подминать под себя и свою мерку?…Иногда церковным людям приходится отказать себе в удовольствии громогласно оспорить нехристианские действия и убеждения. А порой можно перейти к активному действию – но не с целью опровержения или уничтожения, а с целью приобретения (в культуре это означает — перетолкования)…Книги Ролинг раскрывают такое пространство, в котором можно вести диалог. В это пространство уже вошли миллионы детей. Вытащить их оттуда “анафемами” невозможно. А вот запереть их там с помощью предвзятых “низ-з-зя” можно. Так что как некогда христианские миссионеры первых веков погружались в мир языческой философии, чтобы на ее языке говорить с людьми о Боге, так и сегодня можно было бы выучить язык Ролинг для разговора с нашими детьми. Рискованно? Но миссионерство – всегда риск. А отказ от риска разве всегда безопасен?”.
А вот названия других разделов книги: “Проповедники у школьного порога. Кого пустить к детям?”, “Реалии духовной жизни: лики, маски, рожи”, “Как бы я рассказывал детям о Библии” и т.д.
“Педагогика”. Автор – протоиерей В.В. Зеньковский (1881–1962) – является одним из самых ярких представителей русской университетской науки первой половины XX века. Протопресвитер Борис Бобринский в предисловии подчеркивает “глубокую любовь отца Василия к всечеловеческой культуре. Он был убежден, что в ней творчески отражены силы божественного Добра, Красоты и Премудрости, которые могут быть познаны и созерцаемы каждым человеком, даже если тот не сознает подлинного источника своего познания. Обладая огромной эрудицией, отец Василий стремился осветить все вопросы современной мысли светом православного учения”.
Приведу лишь несколько заключительных строк самого отца Василия Зеньковского: “Проблемы педагогики не могут быть до конца поняты “автономно”, они должны быть связаны с общими вопросами нашего времени…Русская педагогика стоит пока на пороге этого грядущего торжества духовных сил над антирелигиозными, но в ее построениях уже намечены основные предпосылки для того понимания школы, для того ее построения, которое, вобрав в себя итоги исканий русских педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания и единения с Церковью Христовой.”
Книга И.А. Горячевой “Путь к родному слову: Обучение детей чтению по книгам К.Д. Ушинского” — практическое руководство, она адресована учителям начальных классов, родителям, а также “читателям, желающим приобщиться к традициям православной педагогики”.
“Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим, — напоминает в предисловии протоиерей Артемий Владимиров. — …Как трудно нашему современнику, заваленному ворохом пустых, аляповатых книг, болтливых газет и телевизионной мишуры, ощутить вкус слова, подобно человеку, пресытившемуся от поглощения обильных блюд и утратившему способность чувствовать вкус простой, здоровой пищи. Прилавки магазинов ломятся от книг, а в душах людей нет сытости, лишь тяжесть в утробе и леность мысли. Как сложно расслышать в этой сумятице слово Божье. Ведь оно звучит тихо и кротко, не приманивая простачков внешней яркостью и крикливостью”. А между тем, у нас есть книги знаменитого русского педагога К.Д. Ушинского, который имел “дар Божий: подбирать ключики ко всякой детской душе, растить глубоких, думающих людей, способных умилить и удивить многих взрослых складными и разумными речами”.
Автор следующей книги собирал по крупицам сокровища родного края, только уже в области архитектуры. “Энциклопедия русской архитектуры: Деревянное зодчество” принадлежит перу выдающегося историка русской архитектуры М.В. Красовского и является своеобразным памятником культуры XX века. Собственно говоря, это первая часть труда Красовского, которая увидела свет в канун бедствия России, в 1916 году. Она, как пишут издатели, дает “максимально полное представление об эволюции, неподражаемой красоте и мудрых правилах русского деревянного зодчества”. Вторая часть труда, посвященная каменному зодчеству, до сих пор не издана, хранится в семье художника”, и остается только надеяться, что все-таки скоро увидит свет.
В 1916 году завершился тысячелетний период развития деревянного зодчества, и М.Красовский использовал в своей работе огромный материал, в то время как мы знаем русское народное традиционное зодчество лишь по отдельным, чудом сохранившимся произведениям. “М.В. Красовский, — по словам издателей, — сумел проникнуть в своем исследовании в глубь веков, показав развитие древнейших традиций в стрительстве жилых зданий и общественных сооружений… Автор предполагал дальнейшее плодотворное развитие традиционной деревянной архитектуры и дальнейшую эволюцию форм. Однако, он не предполагал масштабов предстоящей трагедии…Ушла культура создания образного строя сооружений из дерева; разрушены традиции в строительстве жилых построек; культура обработки дерева; утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность зданий; утрачена и высокая культура ландшафтной архитектуры. Все это делает книгу М.В. Красовского трудом огромной ценности…”
Учителю, который передает ребятам свое увлечение декоративно-прикладным творчеством, продолжая традиции многих поколений, адресованы три издания. Альбомного формата, прекрасно иллюстрированные, они станут содержательным и наглядным пособием в работе с учащимися:
- “Плетение из соломки” Ольги Лобачевской является первым полным изданием по этому виду искусства. Здесь собран и обобщен опыт многих народов, знакомых с этим видом художественного ремесла. В пособии приведены способы выполнения соломенных игрушек и декоративной скульптуры, подвесных конструкций. Прилагаются схемы с подробным описанием. Книга богато иллюстрирована произведениями мастеров соломоплетения Белоруссии.
- “Искусство бисероплетения. Современная школа” М.Я. Ануфриевой – попытка систематизировать и обобщить опыт работы с бисером, накопленный нашими предшественниками и современниками. Построенная по принципу “от простого к сложному”, книга учит не только копировать, но и самостоятельно разрабатывать схемы и изготавливать изделия любой сложности. Подробно описаны различные техники бисероплетения. Иллюстрации содержат более ста украшений и предметов интерьера из бисера.
- Книгу Валентины Гирич “Вязание крючком: Шали” выпустило это же московское издательство – “Культура и традиции”. “…Свяжите шаль своими руками предлагает автор. – В ней будет присутствовать все обаяние прабабушкиной шали, и она выручит вас в любой обстановке – и украсит, и укроет, и согреет”. Думаю, такой призыв найдет отклик у многих школьниц, а ваша помощь обеспечит успех.
Казалось бы, такие разные книги объединили мы здесь. Разные науки постигают на уроках дети. Но вы знаете, какую бы науку учитель ни преподавал, – литературу, высшую алгебру или домоводство, – он учит ребят главному… И в качестве последней иллюстрации приведу еще один фрагмент из книги отца Андрея Кураева, глава называется “О любви”. В ней журналист задает отцу Андрею вопрос: “…Получается, что в мире все так мрачно: и грех с пороком естественны, и о нравственности не имеем верного представления… не представляем, что имеется в виду под нравственностью в Православии?”. “Нет, — отвечает тот, — я считаю, что представляем себе. Потому что нет на свете такого человека, даже очень юного человека, у которого не было бы опыта жизни в добре. Пусть может быть несколько минуток в своей жизни… А ведь быть верующим – это означает прежде всего быть верным самым светлым минутам своей жизни… Да, бывают у нас периоды какого-то оскотинения, озверения. Но даже в эти минуты, которые на языке Православия называются окамененным нечувствием, в эти минуты хранить верность и действовать так, как ты поступил бы в ту высшую минуту, в том состоянии, когда ты был духовно одержим добром и светом, когда ты был настигнут радостью – это означает быть верующим”.
Это и есть та главная наука, что преподает своим воспитанникам православный педагог. Бог вам в помощь!
Лариса ЛАРИОНОВА
Екатеринбург, 9 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Свято-Троицком кафедральном соборе объявлен набор на подготовительные
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.