Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На семинар, посвященный преподаванию “Основ православной культуры” в школах и других учебных заведениях, я отправилась с некоторым недоумением. Курс этого нового предмета разработан, учебники изданы и получены школами. Однако, руководство многих школ (зачастую из-за дезинформации, порой из-за неумения разграничивать религиозный и культурологический подход к изучению дисциплины) оказывает жесткое сопротивление введению предмета в учебную программу. Что же касается позиции министра Нестерова, то она определена четко: “Изучение православия мы вводить не будем”. И… при всем этом – семинар, на который съехались учителя, желающие донести до учеников всю ценность многовековой культуры. Как все это совместить? С таким вопросом я и обратилась к заведующему кафедрой “Гуманитарное и художественное образование” Института развития регионального образования Станиславу Тимофеевичу Погорелову. Идея оказалась шире, она обозначена в названии семинара: “Христианство и образование”. Это, как пояснил Станислав Тимофеевич, совместное детище Екатеринбургской епархии и института. Первый семинар прошел в 2001 году. Была определена задача: обратиться к потенциалу православной культуры, его стойкости, ясности, способным сохранить общество. Это необходимо в цивилизованном образовании.
- Исконными, питающими являются ценности, выработанные православием, — сказал С. Погорелов. — Если Россия повернется к православной культуре, то это будет устойчивое движение. Поэтому так много нападок, дезинформации, сопроти-вления. Нам более нельзя работать рассогласованно. Для того, чтобы подготовить учителей к нравственному воспитанию учащихся, надо посвятить преподавателей церковно-приходских школ в педагогические проблемы, а светским педагогам передать знание православных традиций, канонов. С одной стороны, для этого привле-каются ученые, исследователи, искусствоведы. Другой составляющей силой являются сами учителя, их обмен опытом, “круглый стол”, тренинги.
Далее семинар пришел к идее, что необходимо включить в образование, как компонент, основы православной культуры. Для этого прежде всего нужно, чтобы педагоги могли корректно вести этот курс и быть готовыми к разным вариантам. Например, на уроках истории, географии учитель может раскрыть тему “Святыни Урала”, отталкиваясь от среды, от того, что рядом с нами. Очень грустно, когда оказывается, что школьники Верхотурья ничего не знают о Симеоне Верхотурском, о храмах города, а ведь этот православный центр Урала – настоящая ценность мирового масштаба.
- Вся культура стоит на православных ценностях, — убежден С. Погорелов. — Но необходимо ввести в ее изучение местное содержание. На кафедре разработана программа “Урал. Человек. Истоки”. Она касается особенностей Урала – природы, географии, истории, культуры – ведь все это можно подать по-разному. Надо передать школьникам ответственность за происходящее. Кто мы такие? Почему неуважительно относимся к кладбищам, святыням? Почему не каемся? Наши улицы, носящие имена революционеров, до сих пор не переименованы. Что касается жителей края — представителей других традиционных конфессий, — то нужно также уважительно относиться к их традициям, но помнить, что все народы в России присоединялись к русской культуре и поднимались на этот уровень. От этого никто не пострадал, но все только выиграли. Культурный диалог не может быть закрытым. Сейчас мы решаем, каков будет объем образовательной программы. Все это – часть нашей работы, которая позволит цивилизованно, грамотно, корректно вести занятия, не дискредитируя православной идеи.
А теперь отвлечемся от серьезного разговора и посмотрим со стороны, что же происходит на самом семинаре? Здесь, как уже говорилось, собрались учителя как из Екатеринбурга, так и из других городов и поселков области. Некоторые из них уже ведут “Основы Православия” в качестве факультатива, кружка для желающих, и они хотят усовершенствовать свои знания. Другие пока не находят общего языка с руководством, но старательно учатся в надежде, что здравый смысл победит. Многие сумели передать учащимся знания о православии, о культурных ценностях России через свои предметы.
Филолог Татьяна Всеволодовна Маркова разъясняет разницу между религиозным подходом и культурологическим. Если культуролог обращается к Священному Писанию, то он делает это с исследовательской целью. Культуролог может объяснить детям смысл молитвы “Отче наш” и перевести на более доступный язык, но не скажет – молитесь. Библия – величайший культурный памятник, который вдохновил мастеров кисти и пера на прекрасные произведения. Авторы “золотого века” были православными людьми, и это определяло их видение мира. Т. Маркова делится со слушателями своим опытом. На уроках литературы она помогает взглянуть учащимся на жизнь писателей и произведения классики с христианской точки зрения. Например: Пушкину после дуэли было дано господом еще 45 часов жизни. Может быть, следует задуматься над этим? Не для покаяния ли были эти последние двое суток?
Пушкин покаялся, исповедался, причастился, благословил всех детей и жену, попросил не мстить за себя. Последние его слова в забытьи были: “Выше… еще выше…”
Перед изучением Н. Гоголя учительница рекомендует записать высказывание писателя – “Все мои книги – иллюстрации к десяти заповедям” – и с этой точки зрения осмысливать их. Можно говорить с учениками о грехах и ошибках писателей, но помнить при этом слова Иоанна Златоуста: “Не смотри на то, как падает брат, а смотри, как восстает”.
Еще на семинаре педагоги с интересом узнавали о христианской символике цветов и чисел, знакомились с историей иконописи.
Директор православной гимназии Н.Зыкова рассказала о работе комиссии по канонизации новомучеников и порекомендовала организовать в школах краеведческую деятельность – сбор материалов о священниках и верующих людях, пострадавших в годы репрессий. “У детей есть тяга к подвигу”, – подчеркнула она.
Сотрудник православной библиотеки познакомила педагогов с книгами о местных святынях, с помощью которых можно пробудить у школьников интерес к прошлому края.
Постепенно приобрел очертания и ответ на мое первоначальное недоумение. Да, предмет есть, но специального курса из-за разногласий пока не предвидится. Задача педагогов — вливать ручейки знания о православии в учебные дисциплины, организовывать кружки, экскурсии по краю, использовать все имеющиеся возможности, и все это, как сказал С.Погорелов, прорастет и будет жить. А учительница из Тагила Н. Селянина определила свою задачу так: “Самое главное – дать детям ощущение, что есть небесный Иерусалим и к нему надо стремиться”.
Людмила Косовская
Утро 1 мая выдалось мрачным и холодным. Но, несмотря на это, к храму святой блаженной Ксении Петербургской подходили ребята из воскресной школы. Некоторые были с родителями и даже с бабушками. Ведь ожидалась поездка в одну из главных святынь не только Урала, но и всей матушки-России — на Ганину яму. К счастью
Екатеринбург, 16 мая, «Православная газета». В приюте для девочек сирот при Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга состоялся концерт лауреата международных конкурсов, восьмилетней пианистки Мариам Абгарян.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.