Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (224) → Женщина в храме

Женщина в храме

№47 (224) / 15 декабря ‘02

Цветник духовный

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3; 3, 4).

При посещении храма, как во время богослужения, так и во внебогослужебный период, следует соблюдать определенные правила. Разумность их должна быть понятна для каждого верующего человека, ведь храм — ничто иное, как место особого присутствия Бога, и неблагоговейное поведение в церкви показывает отсутствие в нас живой веры в Бога и стремления к Его почитанию.

Так, существует ряд требований, касающихся и поведения женщины в храме. Посещение церкви требует соблюдения некоторых правил в выборе одежды.

Общеизвестно, что женщина должна находиться в храме с покрытой головой (в платке). В холодное время года допустимы и зимние шапки; однако, в них слишком жарко, да и ношение их может смутить отдельных прихожан (в особенности людей пожилого возраста), поэтому многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки. Необходимо помнить, что платок — символ духовной красоты женщины, подчеркивающий ее скромность, смирение и стремление к Богу, и его ношение, несомненно, только поможет в молитве. Именно поэтому святитель Феофан Затворник говорил, что для женщины ношение платка — особый вид чина и соблюдение его — строго обязательно и душеполезно. Брюки как сугубо мужской вид одежды вообще должны быть исключены даже из повседневного гардероба каждой православной христианки (вспомним, что в Священном Писании каждый, носящий одежду противоположного пола — проклинается). Недопустимы и мини-юбки (выше колен) или юбки со слишком высоким разрезом. Женщине, собирающейся в церковь, не следует использовать косметику и, в особенности, губную помаду, ведь в храме все православные христиане прикладываются к иконам, кресту и будет очень не благочестиво оставлять на святынях следы помады. Надо ли говорить, что такую женщину священник не сможет причастить Святых Христовых Таин. Ярко накрашенные ногти также будут выглядеть в храме весьма неуместно.

Даже в жаркое время желательно приходить в церковь в одежде из плотной, непросвечивающей ткани, с длинными рукавами.

Говоря об украшениях, следует заметить, что и здесь необходимо проявить чувство меры и отказаться от слишком крупных, обращающих на себя внимание серег, колец, браслетов и колье.

Использование же креста в качестве украшения ни в коем случае недопустимо. Дело в том, что каждый православный носит на себе нательный крестик, который является зримым символом веры, “знамением духовного бессмертия” (по словам аввы Исайи) и величайшей христианской святыней, освящающей нас. Почитание его часто выражается в богатстве и разнообразии украшения. Но крест — это не медальон, не талисман, не драгоценная побрякушка, право носить его поверх одежды долгое время имели только епископы, а в наше время и священники. Поэтому все христиане должны носить нательный крестик на теле, под одеждой, не стесняясь его, но и не выставляя напоказ. Надо помнить, что всякая святыня, употребляемая без должной чести, оскверняется и вместо помощи свыше навлекает на осквернителя Божий гнев. Следует также заметить, что нательный крестик должен быть обязательно освящен в православном храме, но только единожды.

Вообще же внешний вид при посещении храма должен быть опрятным, скромным, неброским. Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности. “Я желаю также, — писал он, — чтобы женщины, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием украшали себя”. Но к этому он прибавил: “Не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою” (1 Тим. 2, 3).

В то же время, если вы видите в храме человека, выглядящего не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или высокомерного поучения, ведь так мы можем смутить человека, который, быть может, только начинает свою жизнь в Церкви Христовой и просто не успел узнать о том, какой внешний вид подобает христианину. В этом случае, нужно тактично, доброжелательно, а главное, со смирением объяснить ему, что в таком виде церковь посещать не следует; причем лучше сделать это тихо и наедине, не привлекая внимания окружающих. Не надо забывать и слов апостола Павла: “Жены ваши в храмах да молчат” (1 Коринф., 34), обращенные ко всем нарушительницам порядка во время богослужений.

Войдя в храм, надо перекреститься, молясь: “Боже, очисти мя грешную и помилуй мя”, “Боже, буди милостив ко мне грешной”, “Пресвятая Богородице, моли Бога о мне, грешной”, “Все Святии, молите Бога о мне грешной”. Если по каким-то очень важным причинам вы опоздали, проходить нужно осторожно, чтобы не помешать молитве других. Во время чтения Евангелия, Шестопсалмия или во время Евхаристического канона лучше дождаться окончания этих важнейших частей богослужения у входа.

Следует помнить, что в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на Всенощном бдении или идем причащаться на Литургии) наши руки должны быть свободны.

Существует также правило, по которому в храме во время службы мужчины стоят с правой стороны, а женщины — с левой, соблюдается и очередность в подходе ко кресту, ко причастию — вначале дети, затем мужчины, а после — женщины.

Во время богослужения не следует озираться по сторонам, разглядывать окружающих или обращаться к ним с вопросами, прикладываться к иконам, набирать Святую воду. Чтобы не мешать окружающим, все это лучше сделать до или после службы.

Сидеть в храме позволительно только при болезни, крайнем утомлении или пожилом возрасте, при этом в самые важные моменты богослужения необходимо стоять. Не будем забывать и известное изречение святителя Филарета, митрополита Московского, что “лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах”.

Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма. Ведь из церкви нас гонит никто иной, как сатана и уход со службы до ее окончания без всякой причины — грех, который может свести на нет посещение храма.

Выходя по окончании службы, следует также перекреститься и поклониться, как и при входе.

Надо помнить, что долгом каждой матери является приучение ребенка к посещению храма с самого раннего возраста. Здесь не стоит слишком стесняться непосредственности поведения детей во время службы. Если ребенок слишком громко расплакался, его следует на время вывести из церкви. Дети до семи лет могут причащаться без исповеди за каждой Литургией. Младенцев к Чаше следует подносить на правой руке — так священнику будет удобнее его причастить. Вообще же слишком сильное неприятие детей посещений храма — зачастую результат духовных проблем родителей, неурядиц в семье, которые сильно воздействуют и на восприимчивую детскую душу.

Вообще же в правилах поведения в храме нет ничего сложного, все они просты и легко усваиваются буквально за несколько первых посещений, тем более что в церкви всегда найдутся отзывчивые люди, готовые ответить на все ваши вопросы до или после службы.

 
Цветник духовный

Из духовных наставлений старца Филарета (Данилевского)

“Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ — в душе человеческой, подобие же — в добродетелях”.* * * “Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать все, как пред очами Божиими.

 
Цветник духовный

Ребенок в храме

Храм! Есть ли на земле более подходящее место для воспитания и нравственного развития ребенка? Ни с чем не сравнимые интерьер, церковная живопись, пение, отражающие небесную гармонию, с самых ранних лет закладывают в детской душе представления о добре и зле, прекрасном и безобразном…Не секрет, что приучать детей к посещению храма необходимо с самого раннего младенчества, когда их чрезвычайно развлекает вся внешняя сторона службы: яркие краски, горящие свечи, каждение, необычные одежды

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс