Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“От хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф. 5, 42), — учит Спаситель. Дать взаймы, ссудить на время — конечно, дело прекрасное, человеколюбивое и богоугодное. Тем ценнее оно, что в нашем быту дающие пользуются почти таким же состоянием, как и занимающие. Отчего не ссудить соседа на срок, когда своя нужда еще впереди? Но хорошо ли не платить занятого? А вот в нынешнее время многие жалуются, что должники не честно вовремя рассчитываются с заимодавцами. Человек накинет бессовестность, да от долгу разными пустяками отбывается. Ну, и терпи урон, добродушный сосед, за простоту и доброту.
Лукавец заметил, что есть у соседа чем одолжиться, и решил выпросить, благо сосед добр и не в силах отказать. А платить — ну там что будет. Может, обойдется дело как-нибудь и без уплаты. И вот набивается к заимодавцу с разными услугами, умазывает его льстивыми обещаниями, унижается пред ним до готовности целовать руки. “Доколе не получит, он будет целовать руку его, и из-за денег ближнего смирит голос”, — говорит Премудрый Сирах.
Выпросил — меняются отношения: уж теперь заимодавец подходи за должником. Прошло время уплаты, заимодавец рассчитывает получить долг, тем более, что и самому подоспела нужда. Не тут-то было; приходится подождать; должник наговорит столько и таких резонов, только слушай, — да еще, пожалуй, тебя же сделает виноватым; “а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время” (Сир. 29, 6). Но что толку от всех этих пустословий заимодавцу, особенно если он сам — человек не совсем достаточный? И хорошо еще, и спасибо скажешь, когда должник поплатится хоть половиной, — благо не все пропало. “Если он будет в состоянии, то едва половину принесет – и это вменит ему в находку” (Сир. 29, 7). А то, очень может быть, что ничего не получишь, да еще наживешь себе в должнике врага, и вместо благодарности потерпишь от него поругание и укор: “А если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием” (Сир. 29, 8–9).
Посудите, братия, не обидно ли добросердечному и простодушному заимодавцу, который, радея о своем ближнем, ссужал его на время своим добром и выручил, может, из тяжкой нужды? Не горько ли ему так быть проведенному и обманутому должником? “Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме и порицание за одолжение” (Сир. 29, 31).
И не затворяют ли, не ожесточают ли мягкие сердца добряков эти лживые взиматели? Надобно же человеку не иметь ни чести, ни совести в душе своей, чтобы так надругаться над любовью и состраданием, которые оказаны ему же самому. Да по большей части таковые должники – язва общества – лентяи и дармоеды, привыкшие жить за чужой счет, равно считающие взятое ими взаймы как найденное или приобретенное ими самими — “Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им” (Сир. 29, 4), — люди расточительные, которые также легко выпускают из рук то, что легко попало к ним в руки и проживающие состояние свое на вино, на табак, на карты и другие непозволительные прихоти и нечистые удовольствия.
На Святой Руси в православном народе при займах никогда друг друга не обязывали никакими бумагами, кроме честного слова, да разве где-нибудь меловой записи для памяти. И если не устоявший в сроке получал замечание от заимодавца: “брат, пора поплатиться, а то сотру”, то это замечание становилось хуже всякого упрека, страшнее всякой угрозы. И должник восстанавливал свой кредит и свою честь. А ныне о честном слове и толковать нечего, когда по документам не торопятся платить. Остается одно: чтобы не нажить греха из-за чужих дел и не впасть в суды, с бесчестными людьми не связываться.
“Но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли” (Сир. 29, 11). Аминь.
Кто лучше святых отцов-подвижников знал душу человеческую? Они всю жизнь свою заботились о спасении души, всю жизнь внимательно следили за собой, за всеми своими помыслами, и неустанно боролись с врагами спасения. От них не могли укрыться ни хитрые козни диавола, ни лукавые пожелания грешной плоти, их не мог прельстить мир со всею своею суетой.
28–30 октября 2002 г. в Екатеринбурге под сводами храма Святого Целителя Пантелеимона прошел семинар «Семья как фактор предотвращения рецидивов наркомании». Для священнослужителей и руководителей реабилитационных центров, психологов и психотерапевтов, а также родителей, которые столкнулись с этой проблемой
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.