Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (219) → Игумен Евмений: «У Господа нет брошенных детей»

Игумен Евмений: «У Господа нет брошенных детей»

№42 (219) / 8 ноября ‘02

Социальное служение

28–30 октября 2002 г. в Екатеринбурге под сводами храма Святого Целителя Пантелеимона прошел семинар «Семья как фактор предотвращения рецидивов наркомании». Для священнослужителей и руководителей реабилитационных центров, психологов и психотерапевтов, а также родителей, которые столкнулись с этой проблемой, это была радостная и плодотворная встреча с человеком, хорошо известным широкому кругу участников. Предлагаем всем читателям «Православной газеты» познакомиться с игуменом Евмением.

Отец Евмений – настоятель Макариев-Решемского монастыря (Ивановская область), куда в течение пяти лет приходят наркозависимые ребята в поисках последней надежды.

За серией книг, что издает Просветительский Центр «Свет Православия» под руководством игумена Евмения, уже давно с интересом следят современные православные читатели, священники, молодежь. Отец Евмений занимается освоением и православным осмыслением практической психологии, разработкой основных принципов Пастырской психологии и психотерапии.

Живой отклик читателей вызывают книги отца Евмения о наркомании, где приводятся подробные и опробованные автором рекомендации о том, как можно работать с проблемой наркозависимости.

Кроме того, отец Евмений выступает на радио Кинешмы и преподает в кинешемском педколледже.

— Отец Евмений, получилось долгое вступление…

— Еще надо добавить: у меня нет высшего образования. Приглашают на тот или иной семинар, — думаю: что я скажу? Но потом понимаю, — это Господь.

– Перечислите, пожалуйста, Ваши книги, посвященные теме наркомании.

– Первая называется “Луч надежны в наркотическом мире”. В ней читателям было предложено описание наркомании и тех разрушительных действий, которые оказывает наркотик на душу и тело человека. Эта книга была написана не столько на основании научных трудов, сколько на непосредственном опыте работы с наркозависимыми.

Во второй книге этой серии “Батюшка, я – наркоман!” описаны родившиеся в процессе практической работы формы и методы помощи наркозависимым людям. Даны практические рекомендации, основанные на непосредственном опыте. В написании этой книги я руководствовался принципом: предлагать к практическому применению только то, что легко и просто освоить, что может быстро дать ощутимый результат, что проверено опытом и находится в гармонии с христианскими ценностями. Книга отвечает на вопрос, как конкретно, пошагово пастырь может оказать практическую помощь наркоману.

Третья книга – “Собранные во Имя Мое” – готовится к выходу в свет. Описаны несколько практических подходов, которые, несмотря на их различия, объединяют два принципа: полное восстановление личности невозможно без обретения живых и глубоких отношений с Господом и искренних, доверительных, глубоких отношений с другими людьми.

Таким образом, в первой книге изложен минимум теоретических знаний для работы с проблемой, вторая излагает практический опыт, личностно-ориентированный “алгоритм” работы, в третьей можно почерпнуть знание о создании структуры по оказанию такой помощи на основе уже работающих и хорошо зарекомендовавших себя подходов.

– Почему именно такое название серии издаваемых Вами книг – “Пастырская психология и психотерапия”?

– Прежде всего, потому, что таким замечательным классическим понятиям, как психология (в переводе с греческого psyche – «душа», logos – «слово» и психотерапия — theropeia – «забота, уход, лечение») необходимо вернуть первоначальный смысл. И кто, как не пастырь, служитель неба на земле, прежде других призван быть душеведом (психологом) и душепопечителем (психотерапевтом)? Не наша вина в том, что в XX веке психология и психотерапия развивались вне церковных стен.

До сих пор остается неоднозначная позиция Церкви к психологии. Но главное – судить по плодам. Я признаю то, что реально может послужить. Важная деталь: если мы знаем ответ на вопрос “Как конкретно помочь человеку, который стал наркотически зависим?”, поиск причин вообще может не иметь никакого смысла. Найденный ответ на вопрос “Как?” позволяет вообще не искать ответ на вопросы “Что?” и “Почему?”, поскольку позволяет, не застревая в длительных и порой бесплодных поисках причин, сразу же искать пути выхода из создавшегося положения.

– Расскажите о пребывании ребят, стремящихся к избавлению от наркозависимости, в Вашем монастыре. Обязательно ли их воцерковление?

– Наше правило – входи в ритм: вместе молимся, вместе трудимся.

В монастыре наркоману нелегко выстаивать “непонятные” службы и “скучные” правила. На первом этапе все дело в том, чтобы просто сменить ритм, заполнить жизнь (для начала чисто механически) иным содержанием.

В течение этого времени пастырь по-доброму и ненавязчиво в общении обучает его глубоким, подлинным, здравым отношениям с другими людьми, эмоциональной сдержанности как состоянию, в котором возможно устремление к большей глубине понимания себя, своей болезни.

Но человек свободен, делает свой выбор. Например, один уехал, так и оставшись некрещеным. Много читал, философского склада. А уезжая сказал: “Если решусь креститься, приеду только к вам”.

Но, с другой стороны, наши отношения должны носить характер договора. В книге “Батюшка, я – наркоман!” есть анкета, которую заполняют приехавшие, чтобы определиться в целях своего пребывания. А то приезжают – “просто пожить”. – “А как ты узнаешь, что уже просто пожил?” — спрашиваю. Поэтому, чтобы жить вместе, минимум формализованных отношений должен быть, выполнение пунктов внешнего поведения.

– Что вы предпринимаете, если человек вдруг хочет уйти?

— Мы с самого начала планируем сроки пребывания. Я предпочитаю партнерские отношения: “Решение твое”. Но, конечно, в этой ситуации стараюсь – не явно – говорить о негативных последствиях, чтобы взвесил все “плюсы” и “минусы”. И отпускаю. Это — единственная возможность для человека переосмыслить и вернуться. Это христианский способ – мы возвращаем ответственность. Важно исключить игру наркоманов – “поиск виноватых”. Очень важно не брать на себя смелость принимать решение за людей по поводу их жизни. Смелость решения всегда должна исходить от человека. Посмотрите, как это делал Господь: он всегда поддерживал, когда люди падали, но готов был отпустить тех, кто хотел отойти от него.

Самое главное в работе пастыря – долготерпение и участие.

– Что главное в работе с наркоманом?

– Главное – посмотреть на человека с точки зрения Господа. Господь видит в нас самое лучшее. У него нет брошенных детей. Есть в психологии понятие – позитивное и негативное мышление. Как любящая мать к своему ребенку, вот так надо обратиться к лучшему в человеке, чтоб через это лучшее, через доверительное отношение — преобразить. Священник, пастырь, как и психолог, — это хороший реставратор, он максимально раскрывает образ человека – образ Божий, раскрывает человека в Боге. Каждый человек – как сокровище.

Если бы у меня был свой реабилитационный центр, у меня были бы более мягкие критерии отбора, чем в монастыре. Когда мы принимаем в общину человека, мы обрекаем себя на созависимость: если он скандалит, интригует, – мы, сильные, вынуждены носить немощи бессильных. Потому мы берем в общину нового человека, когда остальные уже стали нашими, когда община синтегрирована.

– Что значит — исцеление наркомана? Как это происходит?

— Исцелиться – значит обрести целостность.

В английском языке слово здоровье происходит от староанглийского hal, означающего “целый”. В английском переводе Библии выражение made whole означает “исцелил”. То же самое значение славянского слова исцеление. То есть задача пастыря – привести человека к состоянию цельности духа, души и тела.

1. ГРЕХ. Безволие наркомана перед властью наркотика объясняется тем, что – очень сильные волевые проявления полностью направлены на удовлетворение страсти. Из учения святых отцов известно, что в греховной природе человека существует залог восьми основных страстей. А страсти к наркотику в природе человека нет, и противоестественность этой страсти состоит в том, что человек добровольно привносит ее в природу своей души. Страсть к наркотику берет в плен все другие страсти, потому что одной достаточно для полного разрушения и погубления души человека.

У человека, который находится в греховном состоянии, происходит непрестанная борьба между духом и плотью. Существует тесная взаимосвязь между нашими мыслями и тем, что происходит в теле. Все, что происходит в душе, оказывает влияние на тело, и наоборот. Существует цикл зависимости. Представьте мельничный жернов. И ручка – чувство вины. Так устроил Господь – чувство вины требует прощения или наказания. Наркоман в очередной раз срывается и чувствует, что требуется наказание. И он теряет ключи от квартиры, на улице его бьют (он сам провоцирует это). Наказание состоялось – значит прощен. – И чувствует облегчение. Затем наступает момент эмоциональной несбалансированности, эйфория или депрессия, — перед моментом срыва. И так по кругу: срывается – чувствует вину – ругает себя. А у нас есть психосоматика. И от сказанных слов меняется физиология. Есть в притчах Соломона: как человек мыслит, таков и он. Нужно относиться к себе бережно, по Евангелию, значит – с любовью. А тут о себе человек: “Скотина, свинья”. “Знаешь, — говорю ему, — Господь за животных не распинался. Я ценю в тебе образ Божий”.

2. ПОКАЯНИЕ. Поэтому очень важно этот круг разомкнуть. Чувство вины – и выход к господу, покаяние перед Богом – и Его прощение. Твоя вина – капля в океане, говорит святитель Ефрем Сирин. Важно в работе с наркоманами привести образ Божий в соответствие с Евангелием: кто без греха? Никто не может кинуть камень, — вот как прощает Господь. Для многих жизнь религиозная – это поиск негатива, подобный же подход в психоанализе. Но ведь стирка – не самоцель. Очень важно, чтобы батюшку не превращали в психоаналитика. Человек должен придти не с перечислением грехов, а с покаянием. Святитель Ефрем Сирин пишет: “Грех – это стена между Богом и человеком. Грех – это состояние отпадения от Бога”. У Андрея Кураева – “отсеки, преобрази, Господи, это не моя суть”.

Прощение преподается по вере во Христа Спасителя, даром, по милости Божией. Божественное прощение является мощным целительным средством. Но грешному человеку трудно принять незаслуженную милость Божию, хочется “заслужить”. Поэтому важно, чтобы пастырь помог советом – принять это прощение, осознать себя прощенным Господом и с этим чувством решиться двигаться дальше по дороге собственной жизни.

3. ПОИСК И РЕШЕНИЕ. Наркотическую зависимость удобнее рассматривать как задачу, которую необходимо решить. До тех пор, пока мы только “осознали проблему”, мы не можем достигнуть цели. Проблема всегда исходит из некоторых ограничений, тогда как решение – из возможностей. Трудно чего-то добиться, если мы идем от проблемы. Но можно достигнуть многого, если мы идем к решению. Борьба с грехом ценна не сама по себе, а ради обретения единения с Господом.

Работу с наркозависимыми уместно уподобить обучению. Не “перевоспитание”, не “переделывание” человека, а обучение тому, чему он не научился в семье, в школе, в институте. Наркомана можно обучить более глубокому уровню проживания человека в этом мире, пониманию смысла этого проживания. Обучить тому, как организовать свой внутренний опыт, как можно управлять своими эмоциями и состояниями.

Нужно помочь человеку определить для себя цели и ценности на будущее: “А ради чего ты бы мог отказаться от наркотика?” Важно научить наркомана ставить цель в позитиве. Видеть руку помощи Господа. Когда человек говорит: “Я – наркоман”, — для осознания это нормально. Но я не принимаю “лэйбл” навечно: важно приобрести новую значимость. Когда люди делятся своей историей, это тоже хорошо, но на определенном уровне. Ведь при этом запускается и негативное состояние, начинается пробуксовка, а надо двигаться дальше, и в этом помогут группы личностного роста; Евангелие.

4. ЛЮБОВЬ И ДОВЕРИЕ. Достижение цели зависит от самого человека. Для этого важный момент – осознание границ своей личности. У наркоманов эта граница очень размыта. Часто это наблюдается в семейной жизни. Подлинная любовь никогда не стирает грань между собой и другим человеком. Иногда любить – это значит оставить человека в покое. Например, один из ребят именно от гиперопеки матери бежал в наркотики и как-то осознал это, сформулировав: “Я понял, что там она меня не достанет”. А мама даже выздоровление желала держать под контролем. И если она не хочет терять роль спасающей мамы, ребенок вновь падает. Другая привела сына и говорит: “Мы на героине уже 5 лет”. –“Как, и вы тоже?” – “Нет, нет”. И я ее за дверь. Оказывается, наркомания – это проблема мамы. Поэтому те 6 месяцев, пока ребята находятся у нас, родственники оторваны. А маме говорю: передоверьте Господу, мне, монастырю, самому ребенку. А сами займитесь собой, переключитесь.

Но, с другой стороны, недопустимо загружать ребенка своими взрослыми проблемами.

– Значит, проблема наркомании – «родом из детства»?

— Наркомания – это, как правило, проблема семейная или проблема, которая со временем становится семейной. Нередко наркоман выгоден семье: он – “козел отпущения”, все плохое, что происходит в семье, подается как следствие его поведения, его отношения к жизни.

Иногда родители невольно сами толкают своего сына (или дочь) в порочный круг зависимости, — продолжая проявлять недоверие уже выздоровевшему или выздоравливающему ребенку.

Здесь главное – обрестись во взаимной любви, так как сбой дала вся система. Если я люблю и могу воспринять позицию другого человека – это и есть любить себя и человека в Евангельском смысле. Если же не любит – становится тираном для окружающих. И нужно быть благодарным. Духовность проявляется в реальной жизни: человек не “улетает” куда-то, а, например, девочка стала выносить мусор вместо мамы. Важно понимать другого. У каждого человека свой дух, душа, эмоциональный мир. От него надо идти, чтобы помочь осознать, через его опыт. У Вирджинии Сатир есть такой пример: молодая супружеская пара оказалась на грани развода. Причина: муж – деловой человек, жена – домохозяйка. Он ожидал, что когда он будет приходить домой, будет садиться на диван, а жена – его обнимет. Он приходил домой, садился на диван. А она вставала с дивана и уходила на кухню, плотно закрыв дверь. Потому что думала: он хочет отдохнуть. Они не договорились, как будут любить друг друга!

– Что вы можете сказать о том, в каком состоянии находится сейчас в России институт семьи?

— Никто сейчас не учит супружеству. И вот результат: в Белоруссии на 100 браков 76 разводов, в России – более половины. В Екатеринбурге, как я увидел, высоко ценится монашеский путь, а о браке – “браком разве что назовут хорошее”. Непочатый край работы для психологов.

Я для себя в моем служении ставлю задачу – реабилитировать святость брака в глазах людей. Необходимо проводить семинары, но проводить, не отпугивая неподготовленных самим названием – “катехизаторские курсы”, а идти от семьи как малой Церкви. Я преподаю в кинешемском педколледже. Это светское учреждение, и я назвал курс “Брак и семья”. Даю библейскую картину предмета; разрешение конкретных проблемных ситуаций с православной точки зрения. Надо так рассказать о супружестве!… Один батюшка рассказывал, что его дочка молится: “Господи, пошли мне хорошего супруга”. А ей 12 лет. “Не рано”, — говорит отец. Я – за брак по расчету. Не меркантильно, а нужно задуматься, — тебе с этим человеком жить. В семье должно быть соответствие, – оно созидает, а несоответствие – разрушает. Молодежь не умеет справляться с состоянием влюбленности. И здесь важно, насколько ответственны отношения.

– Какую литературу вы порекомендуете по вопросам возрастной психологии?

— Советую прочитать книги отца Анатолия Гармаева. Он служит директором Волгоградского православного педагогического училища. Был мирским психологом, собирал семейные семинары. У него не книжные знания, а личные наработки, опыт профессионального психолога и зрелый воцерковленный опыт, интегрированно. Мы собрали его лекции, выпустили книги: “Этапы православного развития ребенка” (ответы, которые послужат семье, воспитанию); “Обрести себя”, “Психопатический круг в семье”; “Пути и ошибки новоначальных”; “Культура семейных отношений” (в книге даются упражнения, которые проводились на семинарах в работе с обоими супругами). В книге “Этапы православной реабилитации ребенка” обобщен интересный опыт ведения детских лагерей, общинной жизни, где обучались строить взаимоотношения и взрослые, и дети. Сейчас готовим к изданию “Очерки возрастной педагогики”.

Кроме того, на нашем сайте ежедневно выходит календарь православного психолога, здесь также практический опыт консультирования психолога.

– Каковы Ваши впечатления о реабилитационной работе с наркозависимыми в Екатеринбурге и Свердловской области?

— Екатеринбург – вообще другая планета. Здесь возросшее православное христианство; идет в ногу с современной жизнью, сохраняя христианство. Отрадно, что работа идет снизу – инициатива молодежи, отдельные служения. Инициатива священников и прихожан. Уникальный опыт сотрудников. Я очень доволен, восхищен. И благодарен Владыке Викентию за приглашение приехать.

Особенность и успешность, уникальность опыта работы реабилитационных центров здесь у вас – в комплексности. Я наблюдал и в других местах работу в этом направлении. Но нигде не видел такого, как здесь: пастырь и психолог работают в содружестве.

Если системы изолированы, они истощаются (это не относится к Церкви, это непреходяще), но на уровне земной жизни важно взаимодействие, например, медицины и Церкви.

– Отец Евмений, Ваше напутствие православным семьям…

— Любить Господа. Любить себя. Жена да любит своего мужа. Хранить тепло, – не так, как я хочу, а так, как он хочет.

Наркомания – это дефицит любви. И если случилась уже эта беда – не надо винить себя. Важно выйти с этой проблемой к знающим людям.

– Очень часто родственники наркоманов вынуждены скрывать от окружающих свою беду, в которой живут, так как часто сталкиваются с агрессивным, непримиримым отношением к наркоманам, с осуждением их близких.

— Требуется больше сострадания и терпимости проявлять к людям, которые столкнулись с этой проблемой. Очень важно мамам, родственникам, всем вместе, – может быть, объединиться в общество, – чтобы получать помощь, вовремя сказать другому о том, что эту проблему решает Господь, а он принимает 24 часа в сутки, 7 раз в неделю, 365 дней в году!

Подготовила Лариса ЛАРИОНОВА

 
Цветник духовный

Проповедь батюшки Иоанна: «Против неуплаты долгов»

“От хотящего занять у тебя не отвращайся” (Мф. 5, 42), — учит Спаситель. Дать взаймы, ссудить на время — конечно, дело прекрасное, человеколюбивое и богоугодное. Тем ценнее оно, что в нашем быту дающие пользуются почти таким же состоянием, как и занимающие. Отчего не ссудить соседа на срок

 
Против темного наступления

«Студ. прав. братство» обратилась к всероссийской общ. орг-ции «Идущие вместе», регион. обществ. движению «За духовность и нравственность» и директору Обл. психиатр. больницы «с просьбой поддержать изобличение пропаганды гомосек. и безнравственности»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс