Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Почему в нашей жизни умирают люди, которые ни в чем не виноваты?
Умирают все люди, хотя и в разном возрасте. Уже из этого и из понятия о справедливости Божией можно сделать вывод, что все мы грешны, за это и умираем. Но спросивший, вероятно, имел в виду, что случается иногда преждевременная смерть людей добрых и сравнительно долгая благополучная жизнь злых. Объяснение этому мы можем дать лишь приблизительное, с благоговением перед непостижимостью путей Господних. Иногда добродетельный христианин с молодости оказывается готовым к будущей вечной жизни и самим предсмертным страданием совершенствуется и достигает ее. Иногда же Господь забирает с земли молодого человека, если видит, что к покаянию он не способен. Тем самым Бог не дает ему совершить новых тяжких грехов, увеличить свои будущие мучения и повредить кому-то другому. Иному человеку лучше, быть может, умереть не старым.
Чтобы нам понять милость и справедливость Божию в отношении судьбы каждого, нужно смотреть на эту судьбу с расстояния вечности, нужно полностью и точно знать духовное состояние человека, и, наконец, нужно видеть его роль в судьбах окружающих людей. Всем таким знанием обладает только Господь. Мы же не можем постигнуть Его мыслей, а потому должны без ропота принимать Его промыслительные действия.
Что нужно сделать, чтобы стать безгрешным?
Один только вполне безгрешный Человек прошел однажды по этой земле, прожил на ней святую жизнь — это Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Все же прочие люди грешны от рождения. В грехе мы рождаемся, живем и умираем. Грех поразил нашу душу и тело смертью, вечною смертью, со времен преступления Адама в раю. Писание учит нас: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12), а возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23).
Как бы нам ни относиться к такому положению дел — «оно есть закон нашей жизни, который мы можем видеть постоянно в опыте общения с людьми, а также при внимательном рассмотрении своей собственной души. Пример такому рассмотрению дает нам апостол Павел в том же послании к римским христианам: Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 18–19, 22–23).
Здесь описан опыт сознательного обращения к Богу, к христианской вере всякого человека. Иными словами, наше нравственное чувство ищет своего Спасителя и Искупителя от греха как раз тогда, когда мы убеждаемся в бессилии своими силами поступать по совести, когда мы ставим себе цель быть вполне хорошими, но честная оценка такой попытки показывает, что она без помощи Божией не удается. И тогда человек восклицает в сердце своем приведенные выше слова Апостола и следующие за ними: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24).
Кто так настроен в сердце своем, тот только и может прийти ко Христу, тот ищет и зовет своего Искупителя, еще не подозревая, что и Сам Христос давно уже ищет погибающего грешника. Господь ждет такого настроения от человека, порабощенного закону греха, но не поддавшегося этому закону и пытающемуся найти избавления от него, притом еще и убедившегося, что своими силами это невозможно.
И вот эта встреча, это обретение человеком новой жизни во Христе Иисусе происходит! Ведь не для чего иного пришел на землю и пострадал за нас Сын Божий, как для того, чтобы каждого из нас найти, оправдать, очистить, освятить, уподобить Себе, соединить с Собою, чтобы вселиться в нас, соделать нас безгрешными, сынами Божиими. Все эти понятия — святость, безгрешность, Божественность, — свойственны Ему по природе, как истинному Богу. Нам же они даруются по милости Его, по благодати Его. Мы становимся обладающими Его святостью и безгрешностью как бы относительно, не потому что мы таковы от природы или сами бы этого добились, а потому только, что желаем получить от него такой дар, трудимся ради его получения и удержания в себе.
Вот и ответ на вопрос: как стать безгрешным (или, точнее, менее грешным)? — Кратко сказать: нужно обратиться ко Христу, принять Его дары, а с ними и Его заповеди, Его испытания. Его крест, возлагаемый на каждого из нас. Дальше можно целые книги написать (да они уже и написаны), о том, как строится и протекает такая жизнь христианская. Жития святых дают истинный пример. Но главное, что вне Христа настоящее нравственное совершенствование невозможно — в этом суть ответа на заданный вопрос.
Обращает ли Бог внимание на мелкие грехи?
Бог оценивает тяжесть нашего греха не столько по характеру самого греховного действия, сколько по намерению человека. По свидетельству Писания, Бог смотрит на сердце человека, испытывает сердца и утробы (Апок. 2, 23), то есть самые сокровенные наши душевные движения. По ним и судит нас. Если мы какой-то грех сами почитаем мелким, а следовательно, не обращаем на него внимания, то беда в том, что сама эта наша небрежность уже может стать в очах Божиих грехом тяжким. Итак, Бог “обращает внимание” на все наши грехи.
С другой стороны, грехи, конечно, бывают разные. Есть такие, в которых каяться нужно до смерти, постоянно вспоминать о них и просить у Господа прощения. Это тяжкие, как говорят, смертные грехи: убийство, блуд, колдовство, отречение от веры, богохульство и подобные им. Есть и такие грехи, которые после исповедания помнить долго не следует: это злые, блудные, скверные помыслы, взаимные споры и ссоры и тому подобное. На всякие грехи нужно обращать внимание, нужно в них каяться, но надобно при этом верить и в милосердие Божие, что Господь действительно хочет простить нас и прощает, если искренне каемся. Не следует убеждать себя: мол, Бог меня не простит.
Обе крайности вредны и одинаково опасны: и беспечность к грехам, когда на них вообще не обращают внимания, и уныние, когда бросают и молитву, и покаяние, не веря, что Бог простит.
Итак, важно не то, “обращает ли Бог внимание” на наши грехи, а то, обращаем ли мы сами на них внимание и спешим ли покаяться.
Почему люди страдают и болеют?
Естественно, что все страдания и болезни суть следствия нашей греховности, унаследованной от Адама и Евы. Иногда они явно служат наказаниями нам за наши вполне определенные грехи, но чаще эта связь прямо не про- слеживается. Наши грехи служат как бы неким серым фоном нашей жизни, который временами сгущается до черного, а временами рассеивается. Точно так же боль и страдание сопровождают человека вдоль всей его жизни.
Болезни тела могут оказать благотворное действие на душу. Они слегка задерживают нас в жизненном потоке от суеты, заставляют вспомнить о грехе, о смерти и о посмертном воздаянии. Они смиряют человека перед неизбежной вечностью. Иногда они разрушают наши греховные намерения и планы. Еще чаще они грозно колеблют веру человека в себя и в свои собственные силы, побуждают его вспомнить о Боге и помолиться Ему.
Болезни располагают наше сердце к сочувствию и милосердию. Испытав, что такое боль, что такое длительное болезненное состояние, мы легче можем понять боль чужую. Не страдавший не представляет себе, насколько порой нужно страждущему слово утешения. А испытанный страданием (болезнью) может помочь и облегчить чужое страдание. Так и Апостол заповедует нам: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
В юности мало кто узнает, что такое болезнь настоящая, не насморк и не грипп. В зрелом и пожилом возрасте такие болезни познают уже все. Здоровье — ценный дар Божий, большой аванс, выдаваемый нам в молодости. На квитанции за этот аванс жирным красным карандашом написано: ненадолго, безвозмездно, но не безответственно! Ту мудрость и смирение, которые подаются нам в болезнях, спешите приобрести, не прибегая к помощи болезней!
Можно ли исцелиться с помощью исповеди?
Мы уже не раз говорили о том, что наши болезни — это последствия наших грехов. Тело болеет у нас не всегда, но душа больна грехом постоянно, так сказать хронически. Время от времени в болезни души наступают обострения — это наши греховные дела. Грехи же врачуются скорбями и покаянием. Достойно кающийся человек сильно скорбит о грехах своих, а также берется за богоугодные дела, чтобы по возможности загладить последствия грехов. Таким трудом и скорбью греховная нечистота смывается с души.
Поболев душою и потрудившись телом ради оставления согрешений, приходим мы на исповедь, где особо просим у Господа прощения при свидетеле — священнике. Совершается особое Божественное таинство. В меру нашей веры и покаяния подается нам от Господа прощение. Мы можем заметить его по облегчению совести, по укреплению своей решимости больше не возвращаться ко греху. Если хорошо каемся, то и спустя долгое время после исповеди не гаснет, а усиливается в нас эта решимость бороться против искушений.
В некоторых случаях кающиеся и молящиеся во время болезни, принимая церковные таинства исповеди, соборования и причащения, получают и телесные облегчения и даже полное исцеление. Во всех молитвах на такие случаи Святая Церковь просит в первую очередь прощения грехов болящего, и лишь затем — телесного исцеления. Первое служит условием второго, а второе — видимым знаком первого.
Задавший вопрос, вероятно, не слишком задумывался о вреде греха самого по себе, о том, что борьба с грехом, избавление души от него все-таки важнее телесного выздоровления. Если так, то пусть помнит, что никакое таинство Церкви, никакое священнодействие нельзя использовать только для сугубо земных, временных, телесных нужд. Все, что совершается Церковью, имеет своею главною целью нашу блаженную вечность, наше спасение. Не ходите на исповедь для того, чтобы лечить тело! Лечите израненную грехами душу, а здоровье тела, быть может, приложится к тому.
Почему священник не может нарушить тайну исповеди?
Исповедь, строго говоря, должна быть обращена к Богу. Священник, приступая к ней, напоминает, что он только свидетель покаяния. Как же можно раскрывать услышанное здесь? Это то же самое, что подслушать и передать чужой разговор, прочитать и пересказать чужое письмо, — одним словом, дело бесчестное.
Но тайну исповеди не нужно раскрывать и самим кающимся. Далеко не все, что мы исповедуем Господу, можно рассказывать людям, даже с целью самоукорения. Не всегда и не все советы духовника, полученные на исповеди, можно самостоятельно передавать другим, ведь они даны лично вам, с учетом вашего общего духовного состояния и житейских обстоятельств. То, что годится одному, может не подойти другому.
Будем же соблюдать тайну исповеди взаимно.
Как преодолеть барьер наследственности? Насколько жестко наследственность предопределяет нашу жизнь?
Душа ребенка непостижимым для нас образом связана с душой родителей, поэтому дети характером своим часто похожи на них, причем на каждого по-своему. Конечно, как тело, так и душа формируются, развиваются в процессе роста и воспитания, приобретая особые черты. Но основные, собственные предрасположенности и к добру, и к злу в каждой душе заложены с рождения. На теле и на здоровье ребенка отражается образ жизни его матери во время беременности: что она ела, пила, болела ли, отдыхала ли, трудилась ли и как именно, курила ли, потребляла ли спиртное, подвергалась ли облучению, отравлению и так далее. Подобно и на душе ребенка непременно сказываются отношения родителей в тот же период: желали ли они иметь ребенка, хранили ли верность друг другу, ссорились ли в это время, молились ли, что читали, смотрели, слушали, о чем думали, чего желали; короче — святыми или грешными мыслями, чувствами, желаниями, впечатлениями наполняли они свои души. Это очень важно, это непременно на детях сказывается, и молодежи знать об этом необходимо, чтобы к вопросам брака и семьи относиться с благоговейным трепетом. За грехи молодости Бог может наказать родителей уродливыми детьми, причем не только телесно, но и нравственно уродливыми. А это ужасная скорбь на всю жизнь!
Итак, подобно телесной существует и душевная наследственность. Есть наследственные болезни тела, есть таковые и для души. Предрасположенность, например, к душевным (психическим) заболеваниям наследственна. Страшно, но это так. Это грозное предупреждение нам: наши грехи, наши самовольные злые опыты над собственной душой могут ударить нас не прямо, а через наших детей. Ведь если мы дороги Господу и сами по себе взразумиться не можем, то есть надежда, что хотя бы через боль своего ребенка вразумимся.
Бог милостив и справедлив. Поэтому давление наследственности над человеком сильно для вразумления его, но не всесильно для погубления его. К греху, к страстям, к психическим расстройствам человек может быть предрасположен, но не предопределен. Всегда остается место собственному нашему доброму произволению. Борись с грехом, не давай ему места, и сможешь победить дурную наследственность.
Может ли человек изменить свою судьбу или то, что ему предназначено свыше, не изменишь?
Несомненно, мы поступаем по своей воле, но эта воля ограничена чьей-то более сильною волею. Вопрос на самом деле сводится к следующему: эта внешняя, ограничивающая нас воля — чья она? Живая ли она? Учитывает ли она наше нравственное состояние?
По характеру ответа на этот вопрос люди делятся на верящих в судьбу и на верующих в Промысел Бога Живого. Обратим внимание, что данные для решения задачи (воля свободна, но свыше ограничена) оспорить невозможно, но единственного ответа, выводимого железною логикою или неопровержимым опытом, они не дают. Решение остается в области веры, а потому спор о судьбе и Промысле будет, вероятно, вестись до скончания века, как велся он и до нас.
Верящие в судьбу или рок (фаталисты) представляют ограничение нашей воли железным и механическим. Невозможно идти против судьбы. Поэтому фаталистам, в сущности, незачем молиться Богу, иначе это противоречило бы их взглядам на неизменность своей судьбы.
Но есть и другая вера. Это вера в то, что наши желания и действия ограничены свыше волею Живого, любящего нас Творца и Промыслителя, Который, кроме того, выше законов природы, не охватывается ими, а иногда может и нарушать их, если сочтет необходимым. При наличии такой высшей ограничительной воли человек также неспособен сделать все, что ему хочется, он не есть хозяин своей судьбы, но и судьба эта не представляется мертвой и неизменной.
В рамках такого христианского представления о судьбе вполне объяснимы ситуации, когда человек, заранее получив предсказание о своем будущем, делает все возможное, чтобы избежать его, но тщетно. Судьба настигает его с роковой неизбежностью. Таково было, например, обращение ко Христу святого царевича Иоасафа. Оно было предсказано заранее отцу — языческому царю Авениру, который сделал все возможное, чтобы не допустить до слуха сына евангельского благовестия, но нисколько не имел успеха в своем сражении с предвозвещенной волей Божией. В этом нет ничего удивительного. Бог действительно сильнее любого человека, хотя бы то был царь или мудрец, и волю Свою Он осуществляет без затруднений.
Воля Бога Живого, при всей своей силе, действует не механически, но ориентируясь на нравственное состояние людей. Бог возвестил через пророка Иону, что через три дня придет наказание жителям города Ниневии, известным своими страшными беззакониями и нечестием. Ниневитяне покаялись в своих грехах все поголовно, с постом, плачем и молитвами ко Господу, — и были помилованы. Точно так же за покаяние и исправление нрава могут быть помилованы любые грешники, только было бы к тому их собственное желание. Таким образом, и вечная наша участь, и обстоятельства земной жизни не определяются мертвым роком. Воля Божия состоит в том, чтобы мы спаслись, но если наше желание с ней не совпадает, то Бог не принуждает, а оставляет нас в плену нашей злой воли.
При этом Бог знает, чья человеческая воля чего хочет, а следовательно, и кто будет спасаться или погибнет. Для Бога нет времени, судьбы мира и каждого из нас Он созерцает из вечности, прошлое и будущее для Него равноправны. Мы не можем так воспринимать действительность. Но то, что Бог видит, куда склонилась наша воля, никак не означает, будто Он Сам так ее направил, предопределив нашу судьбу в вечности. Положим, мы видим, как человек смело идет по тонкому льду. Мы знаем, что он провалится, мы можем окликнуть находящегося в опасности. Но наше знание о беде не есть еще предопределение о ней. Так и Бог предупредил нас заранее о греховной опасности, чтобы мы миновали ее.
“Не угашай духа и не ослабляй себя нерадением и излишней дебелостью тела и рассеянием ума в страстные воображения, да не постраждеши последи жребия евангельского ленивого раба, скрывшего талант благодати, приятой в крещении, которая отнюдь не должна быть тща и бесплодна в душе каждого христианина”.
«…Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со Святыми ангелами». (Марк. 8, 38).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.