Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Любовь к Богу и к ближнему человека земного претворяет в небесного. — Но какие знаки сея любви? — Убегать, сколько можно, человеческого почитания, удаляться от всякой временной чести, презирать себя и уничтожаться, покрывшись смиренномудрием, чтобы лучше и удобнее взирать на открытые язвы Господа славы Иисуса Христа. И когда в сердце возгорится божественный огонь, тогда все сладости, все приятности земные обратятся в несносную горечь; все удовольствия временные и видимые прелести столько сделаются противны, что душа почувствует нестерпимую болезнь от них и будет искать иного убежища. Всякое праздное слово слышать — для нее язва и болезнь неизъяснимая! Она жаждет любимого; она к Нему воссылает сердечные вздохи. Нет! уже более не могут утешать ее человеческие беседы; она мучится, когда видит и слышит смеющихся и осуждающих своего ближнего. Она оставляет все обыкновения, которые разлучают ее с Иисусом Христом.
* * *
Иисус Христос свидетельствует нам, что Царствие Божие внутрь вас есть и что от сердца исходят помышления благие и злые, поэтому мы все внимание и старание должны обратить на мысли; и когда, при помощи Божией, проразумеем свое мысленное качество, тогда станем познавать и сердце, любит ли оно всего более своего Творца и Господа или уклоняется только на то, чего когда пожелает. Пожелание же какой-либо вещи или утешения, кроме Бога, увлекает нас в пространство прелестей, и мы сами произвольно отвращаемся от света истины, и во мраке собственных удовольствий лишаемся сладчайшего утешителя – Бога.
* * *
Часто надобно спрашивать себя: какою любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, — утешение мне? Не иное ли что-либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией? Приди в себя, душа моя, и помысли: ежели Сам Бог не утешит и не призрит тебя, то кто может дать отраду тебе? Какая тварь, любимая тобою? — Ах, возвратись душа моя, в покой твой, Господь благодействовал тебе: и ты ли иного ищешь удовольствия? Так скажем же в заключение сущую правду: горе, горе некающимся грешникам! Ждет их мука вечная! Конец приближается: покайтесь и веруйте! Спасайтесь о Господе!
* * *
Память и размышление о смерти, о судьбе, об аде, о Царствии Небесном в несомненной вере есть истинная мудрость. Такое памятование и размышление никак не допускает человека согрешить смертным грехом пред Богом, или чем-нибудь обидеть ближнего, или укорить, или озлословить. Забвение же сего вовлекает человека в такую тьму, в которой он никак не видит самого себя, ни дел своих, ни того пути, по которому идет, ни того конца, который внезапно может постигнуть его; забыв о праведном суде Божием, он небрежет о бессмертной душе своей и, лестно надеясь на единое милосердие Божие, ни алчет, ни жаждет ее духовной пищи, да и помыслить о ней не хочет; питает же всяких вкусов изобретением свое гнилое тело и со всем усердием ему служит, чтобы усладить и успокоить похотение сердца своего, кипящего кровью от плотских вожделений; вот в чем более погружается весь ум его — сие тьмою ослепленное око души!…
Видите, что бывает, когда не помним и не размышляем о смерти, о суде, об аде и Царствии Небесном; тогда всякое праздное слово, как гнилой ручей из навозной кучи, неудержно катится с языка и разливается от заразившегося на заражение многих всякою нечистотою сердца… Вот что значит забвение о смерти, о суде, об аде и о Царствии Небесном! Непрестанно нужно молиться: “Господи, избави мя от всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения”.
* * *
Помышляйте почаще о будущей вечной жизни; читайте и поучайтесь, как должно спасаться, чтобы за нерадение и небрежение не лишиться небесных благ; но чтобы радением и усердием к слову Божию избавиться вечных мук, и Божиею милостью удостоиться наследовать вечное блаженство во Царствии Христовом, где неизреченному веселью и радости не будет конца.
Спасение вечное состоит в том, чтобы Бога любить более всего и более души своей, а ближнего любить ради Бога, как самого себя, и помнить и хранить так слово Божие, чтобы жить и мудрствовать не иначе, но как Господь наш и Бог Иисус Христос научает. Любить же и не любить – то или другое зависит от произволения души, которая не есть машина, движимая и движущая невольно.
* * *
Кто ропщет на Бога и обвиняет Его, говоря, что он причиною его малодушия и нетерпения, тот подражает и угождает тому змию, который в раю оклеветал Бога пред женою; а следствием сего было то, что она поверила обласкавшему ее клеветнику и преступила заповедь Божию.
Господь грешника призывает на покаяние чрез смирение и труд, чрез пост и молитву, но змий, дух лукавый, шепчет к его сердцу: не трудись, Господь милостив — только вздохни, и помилует. Уклоняющиеся же от Господних повелений слушают змия. Напротив того, спасающиеся о Господе не смехом и шутками спасаются, но идут вслед Христа тесным и прискорбным путем; между тем как неспасающиеся гуляют по изволению сердца своего и идут путем пространным, не рассуждая о том, что заповедано Богом, и не веря Его праведному воздаянию комужде по делом его. Подлинно милостив Господь, и дарует прощение, но кому? — Только обращающимся и кающимся в сокрушении и смирении сердца.
* * *
Ничего нет опаснее, как льстить себе тщетною надеждою и отлагать исправление свое до завтрашнего дня, а сегодня жить как-нибудь: и числа нет, сколько таких самоласкателей похищено неожиданною кончиною! За гробом уже поздно каяться. Всегда надобно быть осмотрительным и разбирать мысли и желания свои. Господь зовет к Себе: се время благоприятно, се день спасения! Дух же лукавый отвлекает к себе и влагает помышление: еще успеешь, время не ушло, куда тебе спешить? Насладись еще всяким по плоти утешением и тогда покаешься; и так обольстивши, похищает соизволяющую его советам душу…
Видите, что спасающимся о Господе надобно помнить слово: блюдите, како опасно ходите, и всегда быть осторожными.
* * *
Уныние и грусть побеждаются размышлением о жизни будущего века, о блаженстве вечно веселящихся о Господе, которые здесь претерпели многие скорби и удостоились наследовать жизнь вечную. Они наконец совершенно избежали уныния; им негрустно там, где все объемлются радостью и торжествуют в неизреченном утешении!
А ныне для нас нужно терпение, чтобы благодушно переносить находящие уныние и грусть. Не терпят сего уклоняющиеся в обычаи языческих забав и гуляющие в пространстве своих веселостей; они играючи живут. Но решившиеся следовать путем истины здесь бывают оскорбляемы от любящих изнеженную жизнь и нимало не внимающих, чему поучает Слово Божие — Иисус Христос. Поистине спасительно здесь терпеть скорби ради Господа, но ужасно там, где конца не будет, терпеть за нетерпение свое вечные муки… Молимся: “Господи, даждь ми здесь терпение, великодушие и кротость” и “сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою”.
* * *
Ежели зеркало обращено будет к земле, то земля в нем и видится; ежели обращено к небу, небо и отражается в нем: так сердце, когда обратится к свету заповедей Божиих, тогда светло и радостно на сердце, а когда погружено будет во тьму, тогда все покроется тьмою, томится, мучается, тоскует, унывает и не видит света истинной своей радости… И то и другое обращение предоставлено здесь вашему самовластному произволению: миру ли, во зле лежащему, хотим угождать и сообразоваться по всем его прелестям или Богу единому угождать и сообразоваться Ему по заповедям Его, в кротости и смирении духа, и в претерпении прискорбности до самого конца; но чтобы могли мы угождать вместе и миру и Богу — этого и помыслить не можно… О, как нужно нам почаще поверять себя самих: что мы делаем? и в каких занятиях проводим дни свои? Господь не хочет половины сердца нашего, но все сердце просит себя для царствования в нем вечного… Что ж вы скажете теперь, какая еще скорбь мешает вам радоваться о Господе? Надобно почаще уединяться для молитвы, для чтения и внимания слову Божию: оно неизреченно вас обрадует и обвеселит все ваше сердце.
* * *
Любовь к Богу и к ближнему человека земного претворяет в небесного. — Но какие знаки сея любви? — Убегать, сколько можно, человеческого почитания, удаляться от всякой временной чести, презирать себя и уничтожаться, покрывшись смиренномудрием, чтобы лучше и удобнее взирать на открытые язвы Господа славы Иисуса Христа. И когда в сердце возгорится божественный огонь, тогда все сладости, все приятности земные обратятся в несносную горечь; все удовольствия временные и видимые прелести столько сделаются противны, что душа почувствует нестерпимую болезнь от них и будет искать иного убежища. Всякое праздное слово слышать — для нее язва и болезнь неизъяснимая! Она жаждет любимого; она к Нему воссылает сердечные вздохи. Нет! уже более не могут утешать ее человеческие беседы; она мучится, когда видит и слышит смеющихся и осуждающих своего ближнего. Она оставляет все обыкновения, которые разлучают ее с Иисусом Христом.
* * *
Иисус Христос свидетельствует нам, что Царствие Божие внутрь вас есть и что от сердца исходят помышления благие и злые, поэтому мы все внимание и старание должны обратить на мысли; и когда, при помощи Божией, проразумеем свое мысленное качество, тогда станем познавать и сердце, любит ли оно всего более своего Творца и Господа или уклоняется только на то, чего когда пожелает. Пожелание же какой-либо вещи или утешения, кроме Бога, увлекает нас в пространство прелестей, и мы сами произвольно отвращаемся от света истины, и во мраке собственных удовольствий лишаемся сладчайшего утешителя – Бога.
* * *
Часто надобно спрашивать себя: какою любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, — утешение мне? Не иное ли что-либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией? Приди в себя, душа моя, и помысли: ежели Сам Бог не утешит и не призрит тебя, то кто может дать отраду тебе? Какая тварь, любимая тобою? — Ах, возвратись душа моя, в покой твой, Господь благодействовал тебе: и ты ли иного ищешь удовольствия? Так скажем же в заключение сущую правду: горе, горе некающимся грешникам! Ждет их мука вечная! Конец приближается: покайтесь и веруйте! Спасайтесь о Господе!
* * *
Память и размышление о смерти, о судьбе, об аде, о Царствии Небесном в несомненной вере есть истинная мудрость. Такое памятование и размышление никак не допускает человека согрешить смертным грехом пред Богом, или чем-нибудь обидеть ближнего, или укорить, или озлословить. Забвение же сего вовлекает человека в такую тьму, в которой он никак не видит самого себя, ни дел своих, ни того пути, по которому идет, ни того конца, который внезапно может постигнуть его; забыв о праведном суде Божием, он небрежет о бессмертной душе своей и, лестно надеясь на единое милосердие Божие, ни алчет, ни жаждет ее духовной пищи, да и помыслить о ней не хочет; питает же всяких вкусов изобретением свое гнилое тело и со всем усердием ему служит, чтобы усладить и успокоить похотение сердца своего, кипящего кровью от плотских вожделений; вот в чем более погружается весь ум его — сие тьмою ослепленное око души!…
Видите, что бывает, когда не помним и не размышляем о смерти, о суде, об аде и Царствии Небесном; тогда всякое праздное слово, как гнилой ручей из навозной кучи, неудержно катится с языка и разливается от заразившегося на заражение многих всякою нечистотою сердца… Вот что значит забвение о смерти, о суде, об аде и о Царствии Небесном! Непрестанно нужно молиться: “Господи, избави мя от всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения”.
* * *
Помышляйте почаще о будущей вечной жизни; читайте и поучайтесь, как должно спасаться, чтобы за нерадение и небрежение не лишиться небесных благ; но чтобы радением и усердием к слову Божию избавиться вечных мук, и Божиею милостью удостоиться наследовать вечное блаженство во Царствии Христовом, где неизреченному веселью и радости не будет конца.
Спасение вечное состоит в том, чтобы Бога любить более всего и более души своей, а ближнего любить ради Бога, как самого себя, и помнить и хранить так слово Божие, чтобы жить и мудрствовать не иначе, но как Господь наш и Бог Иисус Христос научает. Любить же и не любить – то или другое зависит от произволения души, которая не есть машина, движимая и движущая невольно.
* * *
Кто ропщет на Бога и обвиняет Его, говоря, что он причиною его малодушия и нетерпения, тот подражает и угождает тому змию, который в раю оклеветал Бога пред женою; а следствием сего было то, что она поверила обласкавшему ее клеветнику и преступила заповедь Божию.
Господь грешника призывает на покаяние чрез смирение и труд, чрез пост и молитву, но змий, дух лукавый, шепчет к его сердцу: не трудись, Господь милостив — только вздохни, и помилует. Уклоняющиеся же от Господних повелений слушают змия. Напротив того, спасающиеся о Господе не смехом и шутками спасаются, но идут вслед Христа тесным и прискорбным путем; между тем как неспасающиеся гуляют по изволению сердца своего и идут путем пространным, не рассуждая о том, что заповедано Богом, и не веря Его праведному воздаянию комужде по делом его. Подлинно милостив Господь, и дарует прощение, но кому? — Только обращающимся и кающимся в сокрушении и смирении сердца.
* * *
Ничего нет опаснее, как льстить себе тщетною надеждою и отлагать исправление свое до завтрашнего дня, а сегодня жить как-нибудь: и числа нет, сколько таких самоласкателей похищено неожиданною кончиною! За гробом уже поздно каяться. Всегда надобно быть осмотрительным и разбирать мысли и желания свои. Господь зовет к Себе: се время благоприятно, се день спасения! Дух же лукавый отвлекает к себе и влагает помышление: еще успеешь, время не ушло, куда тебе спешить? Насладись еще всяким по плоти утешением и тогда покаешься; и так обольстивши, похищает соизволяющую его советам душу…
Видите, что спасающимся о Господе надобно помнить слово: блюдите, како опасно ходите, и всегда быть осторожными.
* * *
Уныние и грусть побеждаются размышлением о жизни будущего века, о блаженстве вечно веселящихся о Господе, которые здесь претерпели многие скорби и удостоились наследовать жизнь вечную. Они наконец совершенно избежали уныния; им негрустно там, где все объемлются радостью и торжествуют в неизреченном утешении!
А ныне для нас нужно терпение, чтобы благодушно переносить находящие уныние и грусть. Не терпят сего уклоняющиеся в обычаи языческих забав и гуляющие в пространстве своих веселостей; они играючи живут. Но решившиеся следовать путем истины здесь бывают оскорбляемы от любящих изнеженную жизнь и нимало не внимающих, чему поучает Слово Божие — Иисус Христос. Поистине спасительно здесь терпеть скорби ради Господа, но ужасно там, где конца не будет, терпеть за нетерпение свое вечные муки… Молимся: “Господи, даждь ми здесь терпение, великодушие и кротость” и “сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою”.
* * *
Ежели зеркало обращено будет к земле, то земля в нем и видится; ежели обращено к небу, небо и отражается в нем: так сердце, когда обратится к свету заповедей Божиих, тогда светло и радостно на сердце, а когда погружено будет во тьму, тогда все покроется тьмою, томится, мучается, тоскует, унывает и не видит света истинной своей радости… И то и другое обращение предоставлено здесь вашему самовластному произволению: миру ли, во зле лежащему, хотим угождать и сообразоваться по всем его прелестям или Богу единому угождать и сообразоваться Ему по заповедям Его, в кротости и смирении духа, и в претерпении прискорбности до самого конца; но чтобы могли мы угождать вместе и миру и Богу — этого и помыслить не можно… О, как нужно нам почаще поверять себя самих: что мы делаем? и в каких занятиях проводим дни свои? Господь не хочет половины сердца нашего, но все сердце просит себя для царствования в нем вечного… Что ж вы скажете теперь, какая еще скорбь мешает вам радоваться о Господе? Надобно почаще уединяться для молитвы, для чтения и внимания слову Божию: оно неизреченно вас обрадует и обвеселит все ваше сердце.
Екатеринбург, 9 октября, «Православная газета». В воскресенье, 6 октября, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил первые колокола, отлитые на средства уральского поэта и певца
Никтоже может двема господинома работати (Мф. 6; 24)Не два, а много владык над нами. Один у нас Господь на небе, а сколько владык на земле! Не говорим уже о наших страстях, которые, как владыки, повелевают нами и требуют от нас себе угождения: что значит наша служба, наши занятия домашние и общественные, самое звание наше — что такое, как не владыки, которые так или иначе заставляют нас жить и действовать?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.