Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что пользы будет, если дать тебе правило, установить для тебя известное количество поклонов и облечь прочими формами? А ум у тебя будет занят только тем, как бы исполнить и когда исполнить удобнее, и ты будешь, как работник, ожидать награды от своего хозяина за работу и не будешь замечать, как ум твой будет кичиться этим и осуждать других. Не лучше ли всегда считать себя должником и грешником пред Господом Богом и воссылать сердечные к Господу молитвы, чтобы Он умилосердился на нашу нищету.
* * *
Если иногда случалось, что кто-либо не исполнит правила келейного, то в таких случаях отец Александр советовал пополнить недостающее смирением и самоосуждением; иногда же скажет шутливо: “Смирнее будешь”. Другим советовал заменять правило в случае нужды молитвою Иисусовою. Так, монахине Каллисфении говорил: “Когда не можешь совершить правила, то сядь, твори молитву Иисусову, сколько можешь — один час или полчаса, и вменится это вместо правила”. И вообще советовал более всего заниматься молитвою Иисусовою сердцем и устами. “Старайся, — говорил он, — имя Господне произносить устами: оно очищает и избавляет сердце от страстей”.
* * *
Если мы имеем усердие ко храму Божию или к молитве, то никакие дела нам не воспрепятствуют. Когда придет, например, к вам в гости кто из родных или знакомых или случится что-либо подобное, то вы оставляете свои дела и идете к гостям. А на молитву у вас нет времени: так мы делаем дело Божие с леностью и небрежением. Провести с кем-либо в праздной беседе несколько часов мы готовы и рады были бы продолжать беседу после того, как она окончится. А когда станем на молитву, тотчас становится скучно, и представляются дела неотложные, и что настало уже время отдыха, и прочие невзгоды приходят. Мы сами здесь уже себя осуждаем, потому что насколько в здешней жизни приобретаем мы усердие к всегдашнему памятованию Господа, настолько познаем Его и в будущей жизни (подобно тому, как в воинском искусстве, в разных художествах, в языках и науках только тот преуспевает, кто наперед потрудился, чтобы их изучить); если же в здешней жизни мы ленивы к молитве, то и в будущей окажемся в таком же положении.
* * *
На вопрос ученика: “Батюшка, как исполнить слово Евангелия: “Болен бех и посетисте Мене?” — старец ответил: “Не заботься о сем; посещай свою душу усердною ко Господу Богу молитвою, ибо душа твоя больна”.
* * *
Старец не предписывал иметь при молитве какое-либо определенное положение тела. “Молиться, — говорил он, — можно и сидя, и лежа, и ходя, и одному, и в присутствии других, чтобы ум внимал тому, что говорится устами, а не о другом чем мечтал”.
* * *
Один из учеников спрашивал: “Не грех ли молиться сидя и лежа?” Старец отвечал: “Нам старцы говорили: — хотя бы вверх ногами, да творить молитву; — многие по немощи лежа творили молитву, да бесов стоящих побеждали полки”.
* * *
Добродетели достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе чрез труды твои. Если же что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда беспрепятственно можем исполнять все свои желания и когда ничто нас не тревожит; захотим что есть, едим; захотим пить, пьем; захотим спать, спим; захотим пройтись куда, тоже себе не отказываем; а если захотим бороться против этого, то увидим скорби.
Больше молчи и не внимай никаким помыслам, даже и добрым, никого не осуждай и не раздражайся. Авва Арсений сказал одному брату: “Молчи, непрестанно молчи”.
Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: “Егда же в глубину смирения приидеши, Аз вознесу тя и прославлю на небеси пред Ангелы Моими”. “Многие, — говаривал старец, — творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из слов святого Макария Египетского, а после впали в гнусные страсти и погибли”.
“Батюшка, это страшно, как же спастись можно?” — спросил однажды по поводу этих слов ученик.
“Со смиренномудрием легко можно спастись, если захотят. Надо полагать, — ответил старец, — они погибли, не имея этой добродетели, то есть смирения, понадеялись на себя и развратились”.
Не забывайте, что первая евангельская заповедь призывает нас к покаянию: “Покайтесь и веруйте в Евангелие”, — вот слова Самого Господа (Мк. 1, 15).* * * Приобретайте добродетели, противоположные грехам. Уныние — это палач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого.
Старец нередко повторял: “О угодники Божии! Где ваши страдания, где мучения? — прошли, как минутный сон, и за то теперь вы вечно ликуете с Господом. А мы, сестрицы! Что покажем на Страшном суде, ежели и малого труда, и малой печали, и малой какой скорби или болезни не захотим потерпеть Господа ради?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.