Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Скажите мне, — говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, — скажите мне вы, приходящие в церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только Иудеям свойственно дни сматрять и различать; и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его: а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более — как на дни Пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается Агнец Божий и все Ему причащаются». Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу.
И Святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне вечер и заутра и полудне (Пс. 54; 18); не только освящает молитвою вместе с Пророками и Апостолами, важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием.
Седмица, по Уставу Церкви, начинается с вечера субботы. Такое счисление дня возводит мысль нашу чрез целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию… бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1; 5); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню Воскресения, и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотию во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного Воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня.
Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия «Всемогущей, Животворящей и Светоначальной Святой Троице, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь, ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей» и в троичных канонах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.
Понедельник каждой седмицы посвящен воспоминанию Бесплотных Сил — может быть потому, что Ангелы сотворены были прежде всякой видимой твари. Ублажая их еженедельно в сей день благохвалениями, Святая Церковь воздает справедливую дань благодарения сим споспешникам нашего спасения, и ныне посылаемым в мир за хотящих наследовати спасение (Евр. 1; 14). Она молит их, как непосредственно предстоящих Святой Троице», возносить пред Бога молитвы святых (Откр. 8; 3) и охранять верных «кровом крыл невещественныя своея славы».
Во вторник Церковь совершает память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Многие из пророков, подобно Иоанну, предвозвестили пришествие Спасителя и славны были святой жизнью, многие так же положили душу свою за исповедание истины: но, по суду Самого Спасителя, не воста врожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11; 11). Высокое достоинство его так выражает Церковь в одной из хвалебных стихир своих: «Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, Пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новые благодати, светлый Слова гласе, твоими ходатайствы молитвы исправи!» (стих. вечер, гл. 2). Вот почему память Крестителя Христова всегда была в глубоком уважении у христиан, которые еще в древности его же изображениями преимущественно любили украшать места молитвенных собраний своих и особенно крещальни. Вот почему и Святая Церковь установила особый день для еженедельного чествования памяти святого Предтечи.
Среда и пяток каждой седмицы посвящены воспоминанию страстей Христовых по древнейшему Апостольскому установлению. В правиле 69 святого Апостола говорится: «аще кто епископ, пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен». В постановлениях Апостольских изъясняется и самая причина поста в сии дни, которую так излагает святой Епифаний: «В среду и пяток пост до часа девятого, потому что в среду предан был Господь, а в пяток распят. Апостолы предали в сии дни совершать пост во исполнение того, что сказано: егда отъимется от них жених, тогда постятся».
Благоговейно славословя Распятого за нас, Святая Церковь ублажает в сии дни и самое орудие нашего искупления — Животворящий Крест Господень, и прибавляет несколько стихир и песней в воспоминание Пресвятой Девы, сострадавшей распятому Господу (крестобогородичны).
В четверток Церковь ублажает память святых Апостолов. Можно думать, что день сей назначен для прославления сих первых и великих провозвестников Евангелия потому, что он ознаменован в их жизни и в истории Церкви двумя важными событиями: в четверг, перед страданием, Спаситель соединил Апостолов в горнице сионской, и среди сего Богоизбранного лика установил святейшее Таинство Причащения, дав им повеление и власть cue творить в Его воспоминание, в четверг же на Елеоне они получили из уст Господа окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей: будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли (Деян. 1; 8), и вслед за тем прияли обетование от Ангелов и будущем славном пришествии Его на землю.
Верные повелению своего Учителя, Апостолы пронесли имя Его до конец земли, ниспровергли идолов, очистили мир от языческих суеверий и основали церкви. Благодарная Церковь не находит слов, достаточных к выражению величия каждого из них: «Что тя именуем, Апостоле, — взывает она, — небо ли? яко славу исповедал еси Божию; звезду ли всех озаряющую? чашу, пиво святое изливающую? друга Христова блаженнейшаго, бесплотных сожителя»… (стих. Апост.). С памятью святых Апостолов она соединяет в четверток же воспоминание великого иерарха и чудотворца Николая, прославляя его пламенную ревность к вере и православию и ту многообразную помощь, которую являл он всем прибегавшим к ходатайству его, и которая соделала имя его общеизвестным и любезным для всех верных.
Суббота посвящается воспоминанию всех святых, и в частности, мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, святым мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти святых страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного Богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах святых мучеников.
Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братии. Для любви христианской, крепкой, аки смерть, не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения Богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает (на повечериях ежедневно). Ей целые каноны, как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим в течение седмицы! Вот сколько указывает Она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей… терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр. 12; 1).
Екатеринбург, 10 сентября, «Православная газета». Сегодня в Уралэкспоцентре открывается шестая специализированная выставка «Медиа-2002». Ежегодно на эту полиграфическую выставку съезжаются десятки участников
Как относиться к нетрадиционным методам лечения? Некоторые считают, что если какие-то методы лечения помогают — значит, они приемлемы. Пусть так, станем опираться на опыт, вспомнив известный афоризм: практика — критерий истины. Но тогда опыт наш должен быть полным и правильно наблюдаемым. Эффективные лекарственные средства даже в обычной медицине
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.