Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (212) → О здоровье

О здоровье

№35 (212) / 15 сентября ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Крест — наш щит и ограда
Цветник духовный
Дни седмицы

Как относиться к нетрадиционным методам лечения?

Некоторые считают, что если какие-то методы лечения помогают — значит, они приемлемы. Пусть так, станем опираться на опыт, вспомнив известный афоризм: практика — критерий истины. Но тогда опыт наш должен быть полным и правильно наблюдаемым. Эффективные лекарственные средства даже в обычной медицине могут иметь вредное побочное действие, которое проявляется не в первый момент. Такие препараты снимают с производства, если этот побочный эффект достаточно велик и неустраним.

Нетрадиционною называется медицина, которая воздействует на тело не прямо, а через душу. Поэтому прежде всего нужно внимательно следить за вредным побочным действием на душу.

Так вот, опыт, не трехдневный, а многолетний, указывает на отчетливо заметную связь между обращениями к нетрадиционной медицине и психическими (душевными) расстройствами. Трудно привести соответствующую статистику, но священникам очень часто приходится общаться с душевнобольными, и оказывается, что многие из них пытались когда-то сами лечить других при помощи оккультных методов, и практически все, так или иначе, прибегали к услугам подобных целителей.

С христианской точки зрения такой результат ясен. Обращение к ворожеям и волшебникам в Священном Писании запрещается многократно и Церковью обличается постоянно. Измена Богу не может пройти безнаказанно. Открывшие душу силам бесовским, сами того не понимая, обязуются расплатиться с демонами за кратковременное облегчение здоровья дорогою ценою.

Спрашивают, почему же святые могли исцелять людей молитвою, и теперь в церкви служат молебны о здравии, совершают соборование — чем все это отличается от тех нетрадиционных целителей, которые также используют церковные молитвы и даже советуют своим пациентам ходить в храм и причащаться? Ответ несложен. Святые только лишь молились Господу, предоставляя в Его милость само чудодействие, если на то будет Его святая воля. Подобно поступает и Церковь в своих молитвах. И часто воля Божия состоит в том, чтобы человек трудился над приобретением терпения и кротости, не получая облегчения от болезни.

У целителей же бесовских, даже если внешне они используют церковные молитвы, вся суть методики в другом. Это всегда особая психофизическая техника, открытая или скрытая. Она включает в себя гипноз, попытки “регулирования энергетики” организма и прочие подобные приемы, в которых целители и видят весь залог успеха. “Биоэнергетики” пытаются взять своею силою то самое, о даровании чего святые молятся и смиренно просят. Если бы “целители” использовали только то, чем пользуется Церковь, они бы и не пытались составлять ей “конкуренцию”, не обзаводились бы своей частной практикой. Но Церковь терпима для них, лишь пока может обеспечить им прикрытие и маскировку их основных целей. Цели же эти — удовлетворение своих страстей, и прежде всего — непомерной гордости. Нам доводилось беседовать с такими целителями. Из их уст так и льется поток похвальбы себе: я спасаю людей, я могу все, чего не могут врачи, мне дано все от Бога, приходите ко мне, я помогу, и тому подобное. Они совершенно не верят ни Писанию, ни святым Отцам, ни правилам Церкви, запрещающим ворожбу, гипноз и прочее. Постепенно таким целителям становится чисто физически необходима обширная клиентура. Целитель чахнет, оставаясь один, а среди пациентов вновь оживляется. Не случайно самых популярных экстрасенсов считают “энергетическими вампирами”, полагая, что жизненные силы свои они черпают от своих пациентов. Дух диавольской гордыни к этому весьма располагает.

Между тем святые, напротив, избегают человеческой славы, прячутся от нее в уединение. Преподобный Серафим Саровский, к примеру, будучи в затворе и уже стяжав благодатный дар исцелений, вообще не разговаривал с теми, кто пробирался к нему в пустыньку. Он падал в ноги пришельцу и так лежал, пока тот не уходил. Лишь Сама Богородица, явившись преподобному старцу, повелела ему не отказывать в помощи страждущим, после чего он стал принимать людей и помогать им. Как это не похоже на крикливую саморекламу современных целителей!

Итак, в любом случае церковное установление гласит: “Предающиеся волшебникам… или другим подобным… да подлежат шестилетней епитимии (то есть отлучению от причастия на шесть лет)… Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таких пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви” (61 правило Шестого Вселенского Собора). Это не наше частное мнение, а общецерковное правило, о котором следует задуматься, ибо Церковь не может желать своим чадам чего-то плохого. Она благословляет труд обычных врачей-профессионалов (если, конечно, они не пытаются заниматься ворожбой) и сама стремится помочь своим чадам в болезнях, но не воровскими психическими приемами, а смиренной молитвой с верою и покаянием.

Как относиться к народной медицине? Ее рецепты помогают?

Народная медицина включает лечение травами, простыми процедурами; ее рецепты могут использовать с лечебной целью некоторые продукты питания. Во всем этом нет ничего плохого, такая медицина лучше химических препаратов. Однако нужно быть осторожным. Только ли с травами и натираниями имеем мы дело? Не используется ли здесь волшебство, заговоры и тому подобные вещи? В любом случае не стоит полностью доверяться «народному целителю», хотя можно, посоветовавшись со священником, другим знающим христианином, использовать его рецепт, если он не содержит психических упражнений, выглядит разумно.

Особо следует сказать о довольно модной в наши дни так называемой уринотерапии — поглощении собственной мочи. Каковы бы ни были ее медицинские результаты, христианину не следует этим заниматься. Ведь теми же устами мы читаем молитвы, принимаем Святые Тайны. До наших дней такая методика никому из врачей не приходила в голову, разве только откровенным колдунам и чернокнижникам. Поэтому многие современные священники выступают против уринотерапии и наставляют своих духовных чад подбирать другие методы лечения.

Операции по изменению пола человека научились делать достаточно давно. Как к этому относиться?

Желание изменить пол — признак человека, предавшегося половым извращениям или иным каким-то образом дошедшего до состояния умопомрачения, душевного расстройства. Специально занимавшиеся этой проблемой отмечают, что человеку такое извращенное желание бывает не свойственно до тех пор, пока ему подробно не расскажут, что это возможно и как именно это делается. Сама по себе реклама таких операций и порождает интерес к ним. Отсюда ясно, что никакой естественной тяги к изменению пола у человека нет и быть не может, даже у ничтожного процента населения. Интерес к таким извращениям создается совершенно искусственно и для кого-то служит довольно прибыльным средством обогащения.

Ваше мнение об ином воспроизведении людей (искусственное зачатие, клонирование)?

Сколько ни попадалось нам статей на эти темы, вопрос о душе не ставился нигде. А ведь он является решающим. Если человек — это только ходячий кусок мяса, то, конечно, нет проблемы, как его воспроизводить: клонировать, или почковать, или пересаживать мясо из чужого тела; никто не сможет в рамках такого мировоззрения что-то запретить. Но всякий человек, живущий в обществе, в семье, неминуемо замечает, что люди — это не роботы, что у них есть душа, есть характер, есть унаследованные черты от родителей и в теле, и в душе, которые зависят не только от воспитания. Таков закон человеческой душевной природы. В этом законе свое место занимает и естественный порядок появления людей на свет. Эти законы и порядки, по крайней мере, разумны и полезны: зачем их ломать и обходить? Тысячи лет люди жили, не вторгаясь в интимные тайны жизни, и род человеческий только умножался. Какая необходимость портить свою собственную природу сегодня? Мало что ли осквернили природу вокруг себя? Создайте игрушки в своих компьютерах, и можете их перепрограммировать заново, когда захотите. Но чужой разумный замысел по устройству человеческой жизни, притом замысел, понятный нам лишь слегка, переделать в сторону улучшения явно не удастся.

Когда мы говорили об отличии экстрасенсов от святых, исцелявших молитвами, мы видели разницу между дерзким требованием и смиренным прошением, между самовольным вторжением в очень тонкий душевный мир и благодатной молитвою. И здесь в тайне рождения та же разница. Если Бог не дал детей супругам, значит, в этом есть какой-то смысл или какая-то их вина. Нужно или смириться с этим, или молиться Господу о чадородии. Ведь и Сама Божия Матерь и святой Иоанн Предтеча родились от престарелых родителей, которые долгое время не имели детей. Подобные случаи встречаются в истории Православной Церкви в разные времена, когда по усердным молитвам рождались некоторые святые у престарелых прежде бездетных родителей. Душа человека, рождение человека — это тайна Божия, далеко не всегда нами постижимая. Зачем вторгаться сюда своевольными, насильственными, разрушительными методами? К тому же бывает и так: люди убивают абортами множество зачатых здоровых детей, а потом придумывают искусственное оплодотворение! Где здесь логика, где здравый смысл? Где простейшее человеколюбие?

С христианской точки зрения во всех современных медицинских достижениях, о которых нас спрашивали, прослеживается одно и то же богоборческое устремление: извратить и изломать богоданную природу по своей прихоти. Не успеваешь продумать ответы на все конкретные вопросы, например, какая душа будет у человека-клона? Или: чем будет отличаться характер человека, зачатого в пробирке? (Воспитатели таких детей, кстати, отмечают особые странности в их психике. Чего-то собственно человеческого у этих детей не хватает.) Чтобы составить обоснованный и грамотный ответ, нужна обширная база наблюдений, нужно много времени. Но ведь также и для того, чтобы понять вред телесеансов гипнотизера, нужно время, нужно осмотреть много его жертв. Конечно, со временем люди поймут, что клонировать людей вредно, как поняли они, что вредно загрязнять воздух и воды, травить почву химическими препаратами, что вредно питаться неестественными продуктами и злоупотреблять антибиотиками. Все эти простейшие вещи человечество начинает понимать, лишь когда наведет статистику жертв. Но, спрашивается, нужны ли эти жертвы, когда заранее очевидно все безумие человеческих попыток извращать природу окружающую и свою собственную? Может быть, довольно прошлых подобных “открытий” в деле извращения собственной природы? Но именно к этому упорно стремится человеческое неверие.

Возможно ли, что когда-нибудь людей будут лечить от рака, от СПИДа?

Дальше — появятся новые заболевания, новые причины страданий и смерти. Ведь корень всех болезней вовсе не какое-то изначальное несовершенство нашего тела, которое якобы создано природой с недостатками, устранимыми лишь в пределе. Напротив, человек создан был совершенным, но грех наш растлил это совершенство. Чтобы наша способность и желание грешить не усиливались безмерно, мы имеем с тех пор тело смертное и страдающее. Безболезненность и бессмертие недостижимы для грешного падшего человека. Таково установление Божие. Врач-христианин это сознает и не ставит себе безумных целей — победить все болезни. Его цель: предотвратить смерть несвоевременную, облегчить страдания, сделать их полезными и плодотворными для человека, чтобы болезнь оздоровила человеческую душу, привела человека к покаянию и научила терпению и упованию на Бога.

Так что дело вовсе не в таинственной природе неизлечимых на сегодняшний день болезней. Эта природа может быть познана, и меры против конкретного заболевания могут быть найдены. Дело в общем законе, который апостол Павел выразил так: возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23). В славянском тексте сказано точнее: оброцы греха — смерть. Оброки — это неминуемое следствие, дань, которую приходится платить за грех. Потому до самой кончины мира сего страдания и смерть в человеческом роде сохранятся, а значит, всегда будут и неизлечимые болезни.

Что можно считать здоровой пищей в наше время?

Нездоровая пища — это пища неприродная, неестественная, с различными добавками: вкусовыми, цветовыми, консервирующими. Это также животная пища, выращенная с применением гормональных препаратов, и растительная пища, выращенная на избытке минеральных удобрений. Все эти добавки так или иначе для здоровья вредны.

Конечно, организм имеет свои защитные резервы. Один, два и десять раз проглотить пищу с каким-то консервантом — ничего страшного. Но при систематическом употреблении таких продуктов почти незаметный вред может накапливаться. Кроме того, никакое химическое производство (в данном случае — пищевое) не может дать продукта абсолютно чистого. Сам консервант, положим, безвреден, но что ему может сопутствовать в качестве почти незаметной вредной примеси?

Возвращаемся к тому же: создав человека, Бог сотворил и пищу для него. Все это создано разумно, пытаясь улучшить, можно только испортить.

Здесь мы не касаемся еще одной стороны вопроса: любая здоровая пища хороша в разумной мере. При нарушении меры можно отравиться и здоровою пищей.

Почему сейчас говорят о том, что мы как нация нездоровы?

Отчего? Очень просто: от пьянства, блуда, от нежелания рожать и воспитывать детей, от экологической обстановки, от бедности и болезней, от частых самоубийств. Оттого, что весь западный и весь мусульманский мир мечтает сократить русское население и трудится для этого не покладая рук. Всем нужны российские богатства и просторы, всем мешают те, кто еще занимают эту землю.

Но это только внешние, легко видимые причины. Всем этим бедам можно было бы противостать, если было бы твердо осознанное желание и воля к борьбе. Почему этого нет? Ответ несложен: отвернулись от Бога, потеряли высокую жизненную цель, которую только и давала христианская вера. А сами по себе и сами для себя жить не умеем, да и не стремимся. Очень многие русские люди теперь просто не знают, зачем они живут. Как же можно сохраниться народу, не видящему смысла своего существования?

Как часто нужно голодать, чтобы организм очищался?

По греховности своей человек не знает своих настоящих потребностей, в том числе и в пище. Лишь узнав на практике вред чревоугодия, люди заговорили о всяких диетах и лечебном голодании. Думается, с юношеского возраста в них нет особой нужды. Но важно уже теперь научиться ограничивать себя в пище, чтобы не пришлось потом думать о голодании. Этой цели служит пост.

При этом главная цель поста — укрощение страстей души, ее очищение. Телесное здоровье при этом есть лишь следствие или сопутствующее явление. Сила поста в том, что он не сводится только к телесным, пищевым ограничениям, но и ограничивает приток впечатлений, сдерживает многословие и всякое рассеяние души, научает послушанию к спасительным установлениям Церкви. Поэтому не нужно много мудрить и философствовать о пользе голодания, лучше всего верующему человеку просто соблюдать установленные церковью посты, совершая это от души, ради Господа и своего спасения.

О смысле церковного поста написано много. И мы не станем здесь углубляться в подробное исследование, потому что в любом случае пост — это средство к более важной цели, и мы не знаем, стремится ли к ней наш собеседник, но собственно для его вопроса сказанного достаточно.

Оказывает ли современная музыка воздействие на здоровье?

Ответ, оказывается, не столь уж сложен. Музыка отчасти поддается объективному математическому и физическому исследованию, а ее воздействие — опытной проверке.

Музыкальную идею, духовное содержание музыки математически измерить невозможно, но математика, как мир чистых Божественных идей и абстракций, вполне позволяет соотнести и проверить “на гармоничность” внешние музыкальные формы. Так вот, классическая музыка эту проверку выдерживает, а рок-музыка принципиально антигармонична, а значит и антиприродна. Это извращенная музыкальная форма.

Тому есть и объективное экспериментальное свидетельство. Оказывается, постоянное воздействие рок-музыки вредно и даже губительно для растений, в то время как гармоничная музыка может способствовать их росту. В природе заложен ее Творцом единый эстетический принцип. Разрушение его разрушает и саму жизнь. Таким образом, стили рока принципиально не годятся для правильного эстетического воспитания, они извращают вкус, даже если используются вполне благонамеренно.

Увы, часто благонамеренности здесь нет. Большинство рок-музыкантов или открытые сатанисты, половые извращенцы или лица, крайне заблуждающиеся в своих религиозных взглядах. Эти взгляды они, естественно, проповедуют своим творчеством. И не только прямым содержанием текста своих песен, мягко выражаясь, весьма сомнительного с точки зрения нравственности. Ведь технические возможности рока огромны, в том числе использование инфра- и ультразвука, неслышимого человеческим ухом, но воспринимаемого нами на уровне подсознания. Таким способом можно незаметно влиять на слушателя, вводя его в транс, делая невменяемым, внушая ему определенное страстное состояние: блуд или агрессивность. Всякому, кто хотя бы раз бывал на дискотеке, не нужно объяснять, что совершаемое там есть самый настоящий сеанс группового беснования. Большинство рок-деятелей сами беснуются и других вводят в такое состояние вполне сознательно. Рок-концерт — это маленькая модель преисподней.

Итак, рок-музыка, конечно, вредна для души. Вредит ли она телесному здоровью? Безусловно, хотя бы своей громкостью, но не только ею. Однако вред для здоровья не так просто заметить: в нашем организме много защитных реакций. Что вредно для души, не может быть полезным и телу. Немного перефразируем известную древнюю поговорку: нездоровый дух и тело делает нездоровым.

Какой образ жизни нужно вести, чтобы быть здоровым?

Ответ краткий: воздержанный образ жизни. Воздержание в пище, питье, покое, полное воздержание от табака, алкоголя и иных греховных привычек. Это опытом знают последователи самых различных философий и религий, в этом они, как ни странно, сходятся. Конечно, меру воздержания каждый определяет по-своему, но все согласны, что любая неумеренность в телесных потребностях для здоровья вредна и даже опасна. Именно неумеренность — самая большая опасность и для юношества.

Но мы, христиане, никогда не станем забывать: жизнь, посвященная только заботе о здоровье, здоровья не даст и от смерти никого не избавит. Потому христианское воздержание — пост, ограничение впечатлений и так далее — имеет целью прежде всего пользу для души.

Печатается по книге священника Тимофея и Т. Берсеневой

 
Цветник духовный

Дни седмицы

Скажите мне, — говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, — скажите мне вы, приходящие в церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только Иудеям свойственно дни сматрять и различать; и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его

 
Цветник духовный

Из духовных наставлений старца Феофила (Россохи)

Наши страсти — это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится или иным каким-нибудь образом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье.Но из всех страстей самая большая — это ненависть

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс