Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Медленно и постепенно готовилось Промыслом Божиим рождение Девы Марии. В длинной цепи поколений постепенно возвышались их духовные качества, пока наконец благословенная чета Иоаким и Анна не стали той благодатной средой и почвой, на которой смог наконец произрасти и расцвести столь дивный и благоуханный цветок как Пресвятая Дева Мария.
Первое слово о Пресвятой Богородице было сказано еще в раю Самим Господом Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей Адама и Евы. Сказано змию обольстителю: «Вражду положу между тобою и между женою. Между твоим семенем и Ее семенем. Оно будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). В Божественном деле спасения все было облечено в тайну. Ангелы и пророки в недоумении пытались прозреть и уразуметь эту тайну, но не могли проникнуть ее завесы. Таким сокровенным образом было сокрыто рождение Девы Марии.
Господь, живущий на небесах, пожелав явиться на земле и пожить с людьми в образе человека, прежде всего приготовил на ней место селения Своей славы. Приуготовил Пречистую Матерь, Пресвятую Богородицу. Ибо в обычае у земных царей, когда они хотят поселиться в каком городе, заботятся прежде всего о достойном жилище. И Господь Бог благоволил, чтобы вначале был создан нерукотворный храм — Преблагословенная Дева Мария.
Пресвятая Дева есть цвет неувядающий, благоухающий и приносящий плод-Христа Бога нашего. Она освящена благодатью Святого Духа, нисшедшего на Нее. Она исключена из числа грешных земнородных как чистая и непорочная. Увенчана славой, потому что произросла от царского корня рода Давидова. Увенчана честью, потому что произошла из архиерейского племени. Увенчана славой: «Славнейшая серафим». Увенчана честью: «Честнейшая херувим» как превзошедшая херувимов мудростью и познанием Божества.
Найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она соблюла все заповеди Божии. Исполнила волю Божию и оказала ближним все дела милосердия. И потому достойно увенчана Царем славы как творящая всеблагое. Все эти добродетели Назарет пробразовал в Пречистой Деве.
Пресвятая Богородица не была лишена и телесной красоты. Во всем подсолнечном мире не было и не будет такой прекрасной девы, какова была Пресвятая Богородица. Ибо Божественная благодать, которой Она была исполнена, процветала и на Ее пресветлом лике.
Такой дворец и такую палату приготовил Себе для земного жительства Небесный Царь. Палату прекраснейшую душой и телом. Палату пространную, в которую вместился «Невместимый Бог».
У кого из святых может найтись столь пространное жилище? В нем находят пристанище все скорбящие, алчущие и страждущие. Ибо не может не быть милосердной Та, Которая родила всеблагого Господа. Палаты земных царей охраняют вооруженные стражи, препятствующие входу каждого, а палата Христова – Пресвятая Богородица, хотя и окружена херувимами и серафимами, тем не менее, в двери Ее милосердия никто не препятствует и не возбраняет войти, если кто пожелал бы того.
Родители Девы Марии — Иоаким и Анна – своей праведной жизнью так угодили Богу, что Он сподобил их стать родителями Пресвятой Девы – Матери Господа. Из одного этого видно, что их жизнь была свята. Ибо от них родилась Дочь, святейшая всех святых. В то время не было на всей земле людей более угодных Богу, нежели Иоаким и Анна по их непорочной жизни.
Святые супруги, по изволению Божию, долгое время были бездетны, чтобы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила благодати Божией, и честь рожденной, и достоинство родителей. Ибо неплодной и состарившейся женщине невозможно родить иначе, как по силе благодати Божией. Здесь действует уже не закон природы деторождения, но Бог, побеждающий законы природы и разрешающий узы неплодия. Родиться от бесплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой Рожденной, ибо рождается не от невоздержанных родителей, но от воздержанных и престарелых, какими были Иоаким и Анна, которые прожили 50 лет в супружестве и не имели детей.
Наконец, чрез такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как после долгого неплодства произвели на свет радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой его супруге Сарре, родившим Исаака в старости. Можно без преувеличения сказать, что рождество Богородицы было несравнимо выше рождения Исаака, поскольку этого отличия Иоаким и Анна достигли не сразу, но лишь усердным постом и молитвами. Достигли, пребывая в душевной горести и сердечной скорби, когда, наконец, их скорбь обратилась в радость, а бесчестие явилось предвестником великой чести.
И зачала святая Анна дитя, а в сентябре у ней родилась дочь — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Ходатаица нашего спасения. Которую отныне ублажат все человеческие роды. Которая есть верх Синая. Есть — всемирное чудо. Есть — утренняя заря и солнце правды. Есть — белоснежная и благоуханная лилия, ибо светится чистотой и светом девства. Ибо явилась огненным столпом, вводящим в высшую жизнь все человечество.
Восторг родителей, освободившихся от поношения бесчадия, был невыразим и неописуем. Явное чудо милости Божией обратило их очи, полные слез благодарности, к небу. Святой Иоаким в живейшей благодарности принес в храм великие дары, жертвы и всесожжения, получив благословение первосвященника и всех людей за то, что сподобился благословения Божия.
Все мы, христиане, грешим пред Богом каждый день, час и минуту. Какими многоразличными грехами осквернена наша жизнь! Она представляет собой целый ряд самых тяжких преступлений. Сколько нечистого в наших помыслах! Сколько срамословия на языке! Сколько лукавства видит в наших деяниях Сын Божий!
Видит и терпит. Но, когда истощится Его терпение, Он обнажит меч Своего правосудия. Отнимет детей у родителей для их наказания. Отнимет мужа у неразумной жены или жену от мужа. Отнимет здоровье, чтобы повергнуть в постель на страдания. Истребит жилище пожаром.
Куда убежим и скроемся от гнева Божия? Для нас нет иного выхода, как покаяться и припасть к стопам Человеколюбца. Припасть к заступничеству Божией Матери, чтобы испросить милость и прощение. И, когда Он, страшный в гневе и наказании увидит лик Своей Матери, которая будет умолять Его, Он отложит меч Своего божественного гнева.
Если все святые умоляют Его о прощении грешника как рабы Божии, Пресвятая Дева просит как Мать. Кого умоляет? Сына, Которого зачала посредством Святого Духа. Которого родила, вскормила и воспитала. Которого возлюбила всей любовью. За кого умоляет? — За христиан, которые Ее дети и Ее потомки. Вот какую милость оказывает нам Пресвятая Дева. Какое же почитание должны мы оказывать Святейшей Марии! Мы должны чтить Ее и благоговеть пред Ней. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот не достоин названия человека. Кто не чтит и не уважает Матерь Божию, тот не достоин имени христианина.
Сироты, лишившиеся родителей. Бесприютные странники. Больные, скорбящие и плачущие, — не печальтесь! Есть у вас матерь — Матерь Божия! Которая даст приют странникам. Напитает вас. Утешит в болезнях. Дарует исцеление. Дарует прощение в грехах. Успокойтесь! Не плачьте! Ибо имеете матерью — Матерь Божию. Имеете всесильную Заступницу и Ходатаицу пред Сыном в час смерти и в день Страшного суда. Который говорит: «Проси, Мати Моя, яко не отвращусь от Тебя. Ибо Я — Бог! Я — Сын Твой! Как Бог Я дарую Тебе Мою славу. Как Сын — дарую Мое милосердие. Проси, Мати Моя! Проси исцеление больному. Проси за того нищего, не имеющего куска хлеба. Пусть только призовет Твое имя, и будет спасен. Я все могу сделать, чего пожелаешь. Пусть Мать Моя прославится Моей славой. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери. Ибо много может моление Матери к милосердию Владыки. Только прибегни к Ее покрову. Попроси Ее помощи. Надейся на Ее защиту и будь уверен, что если ты держишься за такой якорь, ты никогда не погибнешь».
Ибо в Ней чудный венец всех дарований. В Ней девство и мудрость Божия. В Ней столь глубокое смирение, что в нем исчезает всякий ум. В Ней столь теплая Любовь, что все огни, горящие в душах праведников, кажутся малыми искрами в сравнении с пламенем Ее святого сердца. В Ней высшая святость, превосходящая небеса своей высотой. В Ней полнота всех дарований Пресвятой Троицы. Ибо Господь возлюбил Ее. Из всех жен избрал в Свое жилище. Явил миру как самое необыкновенное создание Своего могущества.
Радуйся, человече, ибо с рождеством Богородицы пришло в мир спасение! Радуйся, Богоневестная Мария! Радуйся, благоцветущий рай сладостей! Радуйся, утро, украшенное цветами небесных добродетелей. Радуйся, увенчанная лучами божественной благодати! Радуйся, Наставница целомудрия! Радуйся, многих согрешений прощение! Радуйся, светило незаходимого Света! Радуйся, Невеста Неневестная!
Георгий Звонарь
Екатеринбург, 10 сентября, «Православная газета». В воскресенье, 8 сентября, храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в пансионате для престарелых и инвалидов «Семь ключей» отметил свой престольный праздник.После Божественной литургии отец-настоятель, священник Андрей Канев, поздравил все прихожан с «именинами» храма.
Екатеринбург, 5 сентября, «Православная газета». Настоятель храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи ключах священник Андрей Канев, окормляющий также храм Покрова Божией Матери при Детской многопрофильной больнице №9, освятил поликлинику этого лечебного учреждения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.