Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Возлюбленные братия, Христос Воскресе! Сегодняшнее чтение Евангелия рисует нам картину с глубоким смыслом. Христос сидит у древнего колодца Иакова. К колодцу приходит за водой самарянка. Господь предлагает ей живую воду, которая утоляет жажду навеки. Потом у колодца появляются ученики, собирается народ, и Учитель жизни всем им обильно дарит “воду жизни”.
Братия, эта образная картина переносит нас в современность. Раскроем ее смысл. Колодец — источник жизни. Люди поддерживают свою жизнь, питаясь из разных источников. Вы же сидите у древнейшего колодца, содержащего неисчерпаемый источник жизни. Этот колодец — Церковь. Вы — в ограде Церкви и, значит, у вечного колодца, питающего жизнь силою Божией благодати.
Но есть и другие колодцы. Люди, не знающие или не принимающие Церковь, пробавляются другими источниками, на стороне. Разве из вас все и всегда осознают, что находятся у единственного источника жизни? Разве и вы не бегаете черпать жизнь из других колодцев?
Люди черпают из колодца увлечений, удовольствий, и из колодца тщеславия, гордости, самообожания, и из колодца долга по отношению к семье, службе, работе. Некоторые черпают из колодца, питающего ум, — колодца любознательности и знания — или из колодца, питающего чувства искусством всякого рода. А то рвутся испить из колодца любви, дружбы… Много, много колодцев в жизни. То глубоких, то мелких. И вода в них самая разная — от загрязненной и мутной до вредной и отравленной.
Люди бегают от колодца к колодцу, ища необманной воды. Попьет человек из одного, из другого — а удовлетворения нет, жизни нет, сил не прибывает. Только больше распаляется жажда, слабеет истомленное тело. Бесплодное черпание бесконечно, а жажда неумолима. И глаза ищут новый источник воды. И люди бегают от колодца к колодцу.
Вы же сидите у единственного источника настоящей жизни. Не счастливцы ли вы?! Но, братия, пребывание у колодца жизни обязывает, и обязывает ко многому.
Во-первых, вы сами-то напились ли из него? Жажда удовлетворена? Струи жизни бьют ли в вас, и жизнь под благодатью Христа процветает? Не подвергнетесь ли вы двойному осуждению за то, что знали, где истина и сила жизни, и пренебрегли ею? Не подвергнетесь ли вы осуждению и за то, что ваше бесплодное сидение у колодца бросает тень и на жизненность Святой Церкви, что из-за вашего небрежения к Церкви будут брошены упреки в ее бессилии? Поэтому ваше пребывание у колодца очень ответственно для вас. Прежде всего по отношению к себе самим.
Во-вторых, оно ответственно по отношению к нашим братьям-христианам, еще не утвердившимся в вере. Это люди, пребывающие в Церкви, но еще обессиленные грехом и поэтому равнодушные, или же молодежь, еще мало проникнувшаяся знанием и величием веры. Пример вашей бесплодности может ли бесследно пройти для них? Думайте об ответственности за них!
Наконец, ваше пребывание у колодца накладывает на вас ответственность и в отношении “самарян”. “Самаряне” — это лица, находящиеся вне Церкви. Они жаждут напиться той водой жизни, о которой знаете вы. Что вы ответите им?
Одни из “самарян”, полагая, что вы сами уже приобщились к источнику жизни, будут умолять вас подвести их к живительным струям, так как у них нет сил, а черпать из мутных источников они больше не хотят.
Другие придут как испытующие. Они признают, что гонялись за миражами и их поиски были бесплодны. Но они захотят утвердиться, что вы действительно дадите им жизнь.
Они захотят не только услышать ваши слова о жизни, но своими глазами увидеть в вас жизнь, ведущую в вечность. Что вы ответите им? Что покажете?
Не ясно ли, что ответ может быть дан только в том случае, когда вы сами напоены из колодца жизни и когда жизнь вечности пребывает в вас. Только тогда вы сможете сказать “самарянам” слова, сказанные Христом женщине: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся…” (Ин. 4, 22).
Это правильно, что вы пришли сюда и ищете в древнем колодце воды жизни. Доселе вы гонялись за миражами, хотели напиться там, где пустота. Ваши колодцы безводны, а между тем истина только в Божием учении. Вода жизни — только в колодце Иакова. Черпайте из него – и будете живы, и забудьте о безводных миражах!
Это — достойный ответ, но на него надо иметь право. Надо сначала самому напиться и самому вобрать в себя воду жизни. Вот насколько ответственно сидение у колодца.
Братия, вы сами-то черпаете и пьете ли воду жизни? Живы ли вы или сидите у колодца, истомленные жаждой, — у воды без воды, у благодати без благодати, у источника жизни, а сами — мертвые? Напились ли вы?
«Колодец глубок”, и надо уметь добраться до воды, а для этого — иметь “почерпало”. Братия, как же напиться воды жизни, чтобы не оказалось бесплодным ваше сидение у колодца? Мы узнаем об этом из беседы Христа с самарянкой.
Прежде всего надо, чтобы у колодца был Сам Христос, так как одно наличие древнего источника еще не гарантирует приятия жизни. И про колодец Иакова Христос говорит самарянке: “Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять” (Ин. 4, 15). Это значит, что можно быть при Церкви и как будто пить ее благодать, но оставаться “праздным”, не напоенным, жаждущим.
Почему же это происходит? Да потому, что Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, всегда в Своей Церкви. Но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, а для этого необходимо обращение к Церкви, к Самому Христу, невидимо «присутствующему в ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм, крестится и кланяется, то он уж все сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Это ошибка, братия.
“Не всякий, говорящий Мне: “Господи, Господи!”, войдет в Царство Небесное” (Мф. 7, 21). Можно быть в Церкви — и остаться без Христа. Можно молиться и креститься — и не иметь веры. Можно принять таинство — и навлечь на себя еще большее осуждение.
Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви — живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с Источником Жизни, тогда будешь услышан, и тебе подадутся благодатные силы.
Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, но чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога и не только совершал телом известные действия — крестные знамения, поклоны, — но и вкладывал в служение Христу живую душу. Когда твое служение станет таким, то не сомневайся — у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни — свое освящение.
Братия! Теперь вы знаете, как почерпнуть воду живую из колодца Иакова. Так пейте же ее! Христос сидит у колодца… Почерпайте благодатную воду жизни! Через Церковь ее раздает Сам Господь, и доселе звучит Его зовущий голос: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей”.
Почерпайте же благодатную влагу! И заискрится жизнь в ваших глазах, раскроются уста, уныние сменится песнью радости и хвалы, и тогда “самаряне” подхватят вместе с вами ликующую песнь Богу: “Господи! Жаждущую душу мою благочестия напой водами!” Аминь.
Епископ Шлиссельбургский ГРИГОРИЙ (Лебедев) (1878–1937)
Царство Божие близко ко всем нам, но от нашей собственной воли зависит то, чтобы оно к нам пришло, для нас настало. Первое условие к принятию благодати спасения есть покаяние. Отложив гордость, забыв все мирские почести и преимущества, каждый из нас должен сознаться, что он тяжко не прав перед Богом, что, если Господь не подаст ему руки помощи
По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на базе Епархиального сводного детского хора при Отделе церковно-приходских школ открывается детская церковно-певческая школа. Коллектив еще молод, его история исчисляется всего двумя годами.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.