Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (208) → К Царству спасительной благодати

К Царству спасительной благодати

№31 (208) / 15 августа ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Источник текущий в Жизнь вечную
Цветник духовный
Останься верен Богу

Царство Божие близко ко всем нам, но от нашей собственной воли зависит то, чтобы оно к нам пришло, для нас настало. Первое условие к принятию благодати спасения есть покаяние. Отложив гордость, забыв все мирские почести и преимущества, каждый из нас должен сознаться, что он тяжко не прав перед Богом, что, если Господь не подаст ему руки помощи, как некогда Петру, утопавшему, он погибнет в бездне греховной, и в таком сознании к Нему, Единому Ходатаю нашего спасения, устремить все сердца, с надеждою помилования и избавления.

“Уже бо и секира при корени древа лежит; всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо” (Мф. 5, 10). Страшны эти слова: ах, если бы мы чаще вспоминали их! Помни каждый человек, что секира гнева Божия лежит у корня твоей жизни… Одно слово, одно мановение Владыки — и жизнь сразится косою смерти. И тогда все кончено: после смерти покаяния нет… Целые века бесполезных раскаяний и мучительных страданий настанут для того, кто вовремя не хотел смириться и раскаяться.

Но покаяние, по слову великого учителя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, должно состоять не в одних словах и воздыханиях: “Сотворите убо плод достоин покаяния” (Мф. 5, 8). Искренно, от всего сердца, пожелайте отстать от тех беззаконий, которые осознала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков: страсти опутывают как бы сетями душу того, кто им предан. Но сделайте усилие над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра и правды.

Во всяком деле нужен труд; можно ли без труда приобрести такое великое благо как спасение нашей души? “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12), — сказал Спаситель наш. Показать Господу исправление жизни может каждый в пределах того звания, в которое поставлен Провидением. Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своих обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах Правды Божией, — это дела милосердия. “У кого две одежды, — говорит Креститель, — тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же” (Лк. 5, 11).

Дорогие! Недавно вступили мы во врата нового года; в эти минуты не сказала ли нам совесть: надо бы обновиться душой, надо бы многое и многое оставить или изменить в проведенной доселе жизни? Да коснется же нашего сердца проповедь Предтечи, которою открылось на земле Царство спасительной благодати!

Мы должны подражать любви Божией. Случай сделать кому-нибудь добро — это есть милость Божия к нам, поэтому мы должны бежать, стремиться всей душой послужить другому. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно становится на душе, чувствуешь, что так и нужно делать, и хочется еще и еще делать добро, а после этого будешь искать, как бы кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: “Мы придем и обитель у него сотворим” (Ин. 14, 23). А раз Господь будет в сердце, такому человеку нечего бояться, никто ему ничего не может сделать.

Господь так близок ко всем нам, так нас любит, что всегда готов помочь нам. Поэтому, когда нападают помыслы – обратись ко Господу; чувствуешь, закипает злоба, ненависть к кому-нибудь — воззови к Божией Матери: “Владычице, помоги мне, я немощен, я не могу, мне хочется быть добрым” — сердечно, слезно помолись; а потом, знаете, как мать со всех ног бежит к ребенку, когда он заплачет, так и Господь нас любит и всегда поможет. О немощных, грешных, слабых Он особенно печется; как мать слабого ребенка больное дитя особенно любит и заботится о нем, так и Господь. Он всех зовет к Себе: “Приидите ко Мне вси…” (Мф. 12, 28) — ко всем протягивает руки, всех обнимает.

Мы должны разгружать друг друга; когда видим, что человеку тяжело, нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно… Ведь горе, рассказанное другому, — уже полгоря. Поступая так, мы совсем забудем свое “я”, оно перестанет мучить нас, и, когда это будет, мы встанем на верную дорогу, подойдем ко Христу.

Ведь вот у меня мать: несмотря на то, что нас самих было шесть человек в двух комнатах, когда умер муж ее сестры, она не задумываясь берет пять человек сирот и относится к ним даже лучше, чем к нам. Эта любовь, этот пример на всю жизнь на меня подействовали… У нас всегда было полно народу, и все всегда находили приют, шли и знали, что будут успокоены, всегда принимались с радостью, так что я, оканчивая курс ученья, не имел отдельной комнаты — приходилось ночью вставать, чтобы готовиться к ответу. Но это все дало мне хороший пример на всю жизнь. Жизнь с народом, в народе — моя душа, я счастлив здесь. Не могу видеть, когда кто плачет, у кого какое горе, стрелой летишь туда, хочется вместе с ним плакать. Всем этим я обязан моей матери.

Господь нас сталкивает с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь его к тебе приводит, чтобы ты дал ему то, чего у него нет, помог ему, научил бы любви, смирению, кротости, одним словом, привел бы ко Христу своим примером. Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Нему. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему… Но нужно хранить себя, быть чистым сосудом, чтобы Господь мог свободно располагать человеком (и Ему бы не мешали злые страсти, которые всегда противятся добру) для спасения других.

Ты расстроен, он — расстроен, все расстроены… А Христос о Своем расстройстве никому не говорил, всех утешал только.

Со слезами прошу и молю вас: будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом. Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти теплые лучи будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел.

Чаще размышляйте: что сделал для меня Господь, и что Он делает — и что я для Него сделал; и будет стыдно взглянуть на Крест, на образ Господа: ведь я недостойный… Ты пролил за меня Свою Кровь, а я стою ли того?

Нужно постоянно следить за собой. Чем ближе мы подходим к Богу, чем дольше работаем, тем дольше должны мы смиряться и больше приписывать все Богу, бодро смотреть за собой, а не спать; никогда нельзя успокаиваться, если в одном месте одержали победу. Нельзя говорить: “Ну, теперь я застрахован от греха, уже все сделал, можно быть покойным”. Господь по Своей любви к нам, желая нас еще более укрепить, сделать осторожнее и искуснее, попускает после первого искушения еще более сильные, поэтому надо следить за собой, а не засыпать.

Исповедь помогает человеку каяться, помогает еще больше почувствовать то, что ты сделал… Если бывает, что к друзьям появляются злые чувства, то это враг, несомненно, желает поссорить, разъединить. Нужно скорее помолиться за другого человека и вспомнить, привести себе на память то, что есть в нем доброго, хорошего. Господь попускает иногда пасть человеку, чтобы он сделался еще более внимательным и смиренным. Так, апостол Петр отрекся от Господа и потом всю жизнь плакал, так что, по преданию, у него глаза всегда были красны от слез. А ведь он после утвердил и прочих апостолов.

На исповеди недостаточно перечислить все грехи; нужно, чтобы грех опротивел, чтобы все это перегорело внутри, в сердце, когда начнёшь вспоминать… Подходя к исповеди, должно сознать то, что я грешен, виноват, до мелочей рассмотреть со всех сторон все так, чтобы это опротивело, почувствовать благость Божию: Господь пролил за меня кровь, заботится обо мне, любит меня, готов принять меня, обнимает меня, утешает, а я все грешу и грешу. И тут уж, когда подойдешь к исповеди, то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: “Мама, прости, я больше не буду”. И тут есть кто, нет ли, будет все равно, ведь священник только свидетель, а Господь все наши грехи знает, все мысли видит. Ему нужно только наше сознание себя виновными, как в Евангелии Он спросил отца бесноватого отрока, с каких пор это с ним сделалось. Он все знал, а сделал это для того, чтобы отец осознал свою виновность в болезни сына.

Не только день, но и час, и минута, которую мы провели чисто, должна быть дорога. У нас будет сознание, что хоть час мы жили как должно и можем принести его Господу — один час.

Каждый дом есть домашняя церковь в честь тех святых, имена которых носят живущие в нем.

Непосильных подвигов на себя брать не должно, но если на что решился, то должен исполнить во что бы то ни стало. В противном случае раз не исполнишь, другой, третий, а там будешь думать, зачем ты и делал-то это.

Как мы оскорбляем Господа, попирая все святое, не боимся предстать Господу! Вертится человек в суете, но когда настанет последняя минута, видит, что все кончено; все, чем наслаждался, делается противным. На земле есть лекарство от ожогов, но когда совесть проснется, то начнет жечь и мучить будет, и никаких лекарств нет…

Дай Бог, чтобы спокоен и безболезнен был переход каждого из вас в загробную жизнь, чтобы было сознание, что Господь призывал в жизни к Себе, ко спасению, и ты исполнил свой долг, ты не прилеплялся ни к чему здесь, старался взлететь к Нему, и вот это время настает…

И в миру, и в монастыре есть отречение от мира. В миру — чтобы не захватывало нас то, что делается кругом нас (“Бога нет” и т.п.) И в миру, и в монастыре есть общение с людьми, и потому и тут и там нужно стараться уничтожать свое “я».

Как мы должны молиться, чтобы наша молитва была угодна Богу? Во-первых, с верою (исцеление бесноватого), во-вторых, со смирением (как мытарь), в третьих, с постоянством и терпением (как в притче о хананеянке, а также о неправедном судии и бедной вдовице).

Молитву Иисусову говорите во всякое время, сколько сможете за день. Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, говорите: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!” Только, смотрите, совсем-совсем просто.

Молитву Иисусову нужно творить в простоте, тогда скорее явится чувство, столь необходимое при этом, и не следует заботиться о каком-то особенном делании, часто убивающем дух.

Молиться как-нибудь, говорит преподобный Марк Подвижник, состоит в нашей силе, а молиться чисто есть дар Божией благодати. Итак, что сможем, то и пожертвуем Богу, хотя бы количество, для нас возможное, и Божия сила изольется в вашу немощную силу, и молитва сухая и рассеянная, но частая — всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, сделается молитвой чистою, светлою, пламенною и достодолжною.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, отчего святые апостолы все до одного приняли мученический венец, погибли на кресте, усечены мечами, а апостол Иоанн Богослов достиг глубокой старости и мирно скончался? Оттого, что у апостола Иоанна была великая беспримерная христианская любовь, силе которой покорялись и мучители; она угашала всякую злобу, обескураживала гонителей и превращала их ненависть в любовь.

Господи Иисусе Христе, Спаситель мой Милосердный, я иду к Тебе, и вот я весь перед Тобою, каков я есть. Возьми меня. Я ничего, ничего не сделал в жизни своей для Тебя… Я — не готов и никогда не буду готов; но я говорю вот что: я всю мою жизнь и до последнего дня моего, сколько было сил и выше сил моих, старался делать все по совести. И совесть моя чиста, она ни в чем не укоряет меня. Вот я весь перед Тобой с моими немощами, весь во грехах. И таким я иду к Тебе, надеясь и веруя в Твое неизреченное милосердие.

Кто бы мы ни были, какое бы занятие ни лежало на нас — домом ли править или общественную должность исполнять, земные ли дела вести или о небесном пещись, — везде мы с честным прохождением дела своего звания призваны соединять исполнение христианских обязанностей. Пусть нас занимают житейские заботы об удобствах жизни, об устроении семейства, об успехах в службе, но нехорошо, если ограничиваемся одними вещественными занятиями и не стремимся к высшим целям. Над всем этим в нас живут потребности нравственной жизни — упражнение в слове Божием, благочестивые размышления о предметах святой веры нашей, обязанность к Богу, ближним и самим себе. Многие ли из нас сохраняют так свое призвание? Не большая ли часть теряет драгоценное для спасения время в одних суетных заботах, не думая о высших потребностях ума и сердца, не облагораживая себя стремлениями к духовному и небесному? Такие люди не оставят памяти о себе.

Святой праведный АЛЕКСЕЙ (Мечёв) (1859–1923)

 
Цветник духовный

Останься верен Богу

О смирении «Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече». Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознавания его злого умысла являются смирение, то есть сознание своего ничтожества, и молитва.

 
Цветник духовный

Источник текущий в Жизнь вечную

Возлюбленные братия, Христос Воскресе! Сегодняшнее чтение Евангелия рисует нам картину с глубоким смыслом. Христос сидит у древнего колодца Иакова. К колодцу приходит за водой самарянка. Господь предлагает ей живую воду, которая утоляет жажду навеки. Потом у колодца появляются ученики, собирается народ, и Учитель жизни всем им обильно дарит “воду жизни”.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс