Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (208) → Останься верен Богу

Останься верен Богу

№31 (208) / 15 августа ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Источник текущий в Жизнь вечную
Цветник духовный
К Царству спасительной благодати

О смирении

«Злой дух со своими полчищами предлагает нам свои злочестивые планы, мы же, в свою очередь принявшие их, уходим на «страну далече». Единственными средствами освобождения от тиранства диавола и распознавания его злого умысла являются смирение, то есть сознание своего ничтожества, и молитва. Это два крыла, способные вознести на Небо каждого христианина. И даже тогда, когда нам кажется, что мы оставлены и людьми, и Богом, и ад вот-вот готов поглотить нас, — то и тогда эти две добродетели, подобно обоюдоострому мечу, невидимо для нашего взора поразят и удалят от нашей души все супротивные силы. Дай Бог, чтобы Христово смирение и молитва постоянно пребывали в нашем сердце; только в таком состоянии мы будем распознавать внушения злого духа и подвизаться против него”.

Батюшка учил, что истинное смирение должно проявляться в терпеливом перенесении обид и укоризн, так как смиренные считают себя достойными всяких унижений. На вопрос, как смиряться, батюшка отвечал: «Себя укоряй. Когда другие укоряют, соглашайся. Считай себя хуже всех…»

Отец Иоанн не только призывал к самоукорению, но и считал страшным такое душевное состояние, при котором человек не признает себя хуже других людей: «Очень часто мы по своему самолюбию считаем себя не хуже других людей и по этой причине стремимся извинить себя, оправдать свои греховные дела, хотя в нашей душе скрываются и действуют различные похоти и страсти. Да сохранит Господь каждого из нас от такого страшного состояния”.

Батюшка учил принимать обличения и не смущаться: “Душа твоя не терпит укора, очень внутренне смущается. Будь простым, и напряжение пройдет, а это значит: «Я хуже всех; всем должен, какое могу, добро делать; всем — мое почтеньице».

Когда в жизни человека что-нибудь не ладилось, батюшка говорил ему: “Смиряйся побольше, и все устроится». Одному семинаристу, которому трудно было жить в комнате с другими студентами, отец Иоанн сказал: «Помни: все как ангелы, я хуже всех”. Будешь так думать — все мило сердцу будет. Когда пришли твои соседи, что делают — не твое дело. Иначе и в доме Божием будешь жить, а Бога не увидишь. И еще помни: тело в землю пойдет, главное — дух бодрым держать!»

О борьбе с помыслами

Старец учил своих духовных чад, что человек не должен доверять своим мыслям, чувствам, разуму, потому что после грехопадения они ложны. Осознание человеком ложности своего разумения он считал очень важным моментом в деле духовного совер- шенствования. Он писал в своих письмах, что своеволие неотделимо от гнусной и мерзкой гордости, которая лежала в основании греха прародителей. «Мы с вами стремимся свою жизнь устроить не по зову Божию, не по святой Его воле, а по своим греховным наклонностям. И поэтому при малых наших житейских неудачах мы теряем равновесие, горько жалуемся и готовы роптать на Бога. И наоборот, когда в нашей жизни бывает все благополучно, то мы становимся самонадеянными гордецами, думая, что наше благополучие зависит от нашего умения, а не от Бога, милующего и спасающего».

Всякий грех начинается с греховных помыслов, значит, и духовная борьба должна начинаться именно с них. Батюшка прежде всего учил замечать помыслы и исповедовать их; не только грехи, искушения, но и мысли, пожелания, злые движения сердца. В одном из своих писем он писал: «Пожалуй, в наше время откровенность в духовной брани есть наилучшее средство, ведущее к очищению души, а значит, и ко спасению”. Одному духовному чаду, скрывавшему свои помыслы, старец сказал: «Скрываешь помыслы — далеко не все говоришь, спрашиваешь только внешнее. Эти помыслы тебе внутри кашу и устраивают, вот и качаешься, никак не установишься, на канате тебя не удержать. Все надо говорить, а то отпадешь, а встать, отцы говорят, очень трудно».

Отец Иоанн много говорил о необходимости внутренней борьбы: «С мыслями надо бороться. Не допускать их в ум, тогда они не проникнут в сердце… Мысль явилась, а ты ей должен сказать: “Нет, я не хочу». Старец учил редкому теперь дару — вниманию, часто использовал образное выражение: дверь души надо держать закрытой. “Когда дверь души открыта, то есть впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают все, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать».

“Безусловно, от помыслов никто не бывает свободен, и они всякого человека влекут к чему-то дурному, но от нас в полной мере зависит не соглашаться с ними и не вступать в беседу… Здесь необходима борьба, только после нее наступает постоянное благодатное пребывание души в Боге”.

О хранении чувств

«Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные греховные чувства. Особенно глаза, уши и злой язык — двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному евангельскому сыну, «на сторону далече».

«Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие — все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить”. Духовной дочери, жаловавшейся на многословие, разговорчивость, батюшка сказал: «Надо молиться. Возьми тропарик и читай».

Старец учил и к воспоминаниям относиться внимательно, чтобы они не повредили душе. О снах он говорил: «Встал — забыл”.

«С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими действиями, поступками и мыслями. Такого внимательного человека Бог никогда не отринет, и, более того, Он будет всегда помогать ему в преодолении всевозможных искушений».

Старец учил записывать: как ходишь в церковь, как стоишь, молишься, чем гордишься, тщеславишься, на что обижаешься, как сердишься, раздражаешься, осуждаешь, есть ли сострадание к людям — одним словом, следить за собой. Особенно наставлял никого не осуждать. Он говорил, что за это больше всего страдают на мытарствах. «Стали плохо о ком-то говорить, а ты скажи: “Я сама так делаю, я хуже”, — вот уже и отсекла”. На жалобу духовной дочери: «Если люди, с которыми я нахожусь, начинают осуждать, я не могу удержаться и тоже осуждаю”, — отец Иоанн ответил: “Уходи, тогда лучше уходи”.

О чтении говорил: «Надо осторожно читать. Читай то, что проверено: жития святых, авву Дорофея, оптинских старцев”, «Одно чтение — ко спасению, другое — к погибели».

«Бегай, как огня, всего ненужного».

«Что в душе отпечатлелось за время жизни, с тем она и предстанет на Суд».

“Мы на земле гости. Наш дом не здесь”. «Останься верен Богу до смерти — и никогда не ошибешься».

О семье

Поучая о взаимоотношениях в семье, отец Иоанн говорил: «Дома со своими родными живи в мире и любви. Будь им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души».

“Если в семье ты будешь плохая, то когда придешь в церковь — кто тебя услышит? Семья — малая Церковь. Должна стараться, чтобы был мир. Это надо и тебе, и мужу, и детям».

Тем, кто переживал за неверующего мужа, батюшка говорил: “А ты приведи его к вере своими добрыми делами».

А детей наставлял так: “Послушание матери должно быть безукоризненное. Слово матери для вас — святыня, как икона. Права мать или нет, ваше дело: «Прости, мама» — и слушаться. Благословение у нее брать обязательно на все дела: в школу ли идете, просто на улицу — обязательно брать благословение. Тогда все вам Господь подаст, и все у вас будет хорошо».

Схиархимандрит ИОАНН (Маслов) (1932–1991)

 

Благотворительный фонд во имя Всех Святых в день престольного праздника передала в дар Свято-Пантелеимоновскому храму Екатеринбурга высокохудожественную икону святого Целителя Пантелеимона

Екатеринбург, 12 августа, «Православная газета». В минувшую пятницу в Святого Целителя Пантелеимона г. Екатеринбурга прошли торжества

 
Цветник духовный

К Царству спасительной благодати

Царство Божие близко ко всем нам, но от нашей собственной воли зависит то, чтобы оно к нам пришло, для нас настало. Первое условие к принятию благодати спасения есть покаяние. Отложив гордость, забыв все мирские почести и преимущества, каждый из нас должен сознаться, что он тяжко не прав перед Богом, что, если Господь не подаст ему руки помощи

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс