Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (190) → Выступление Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на открытии Всероссийской конференции «Духовно-нравственные традиции отечественного образования на рубеже столетий»

Выступление Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на открытии Всероссийской конференции «Духовно-нравственные традиции отечественного образования на рубеже столетий»

№13 (190) / 1 апреля ‘02

Труды Архипастыря

Екатеринбург, 26 марта, «Православная газета». Уральский Государственный Университет

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы
Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им
приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
(Мф.19, 13–14)

Всечестные отцы, братья и сестры!

Всем вам знакомы приведенные мною евангельские слова. Знаете вы и другие слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18, 3) В них вся программа воспитания и образования человека. Мы приходим в мир с открытыми духовными очами, не отягченные страстями, мы можем видеть Бога и готовы следовать заповедям Его с чистым сердцем. Потому задача родителей и наставников сохранить в возрастающем поколении это благодатное состояние и даже приумножить эти данные им Богом таланты. Именно это понимание было основой созидания на протяжении веков российской школы — в первую очередь, церковно-приходской, но затем и светской.

Я хочу привести вам мнение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«Еще Н.В. Гоголь писал, что слово «просвещение» есть только в русском языке. И означает оно не образованность, не приобретение только каких-то научных знаний. Духовное просвещение сообщает человеку познание нравственных истин, дает ему возможность опытно ощутить их. Истинное просвещение перерождает душу, открывает ей цель жизни и вселяет в нее сознание долга.

Именно такое просвещение должны нести молодому поколению духовные и светские школы. И пастырь, и учитель призваны к насажде-нию истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности.

Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать и подчи-нять себе всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию одного только ума наших учащихся, а разви-тие в них внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством. В этом главнейшая задача образования.»

Однако, именно эту основополагающую составляющую стремились искоренить из самого сознания педагогов богоборческие реформаторы. Не будем обманывать себя: они в значительной мере преуспели. Сначала был создан культ необходимости усвоения знания, ни коим образом не связанного с нравственностью. Потому такое значение придавалось и придается преподаванию естественнонаучных дисциплин. В то же время изучение лучших произведений отечественной литературы, истории и других предметов, проникнутых православной духовно-нравственной традицией, претерпело в последние годы разрушительное сокращение и пересмотр программ. А когда сегодня мы сталкиваемся с нежеланием допустить священника или благочестивого мирянина в школу для ведения курса православной культуры, сомнительные курсы, развращающие молодежь, включаются в программу в обязательном порядке.

В результате ребенок учится решать сложнейшие математические уравнения, но не приобретает опыта помощи ближнему, опыта жертвы ради ближнего. Подросток знает о всевозможных половых извращениях, а о том, как полезно и хорошо сохранить целомудрие и девственную чистоту до брака, как уважать и почитать старших ему никто не рассказывает. Не потому ли мы видим и разврат, и пьянство, и нарокоманию, и все возрастающее невежество среди молодежи.

Нынешние молодые люди вырастают в условиях, когда западные стандарты жизни и поведения, развращающие наше общество, преподносятся средствами массовой информации и рекламой как единственно возможные, когда всем нам навязывают такое видение окружающего нас мира, которое не то что православным, но даже и нравственным назвать нельзя. При этом нас уверяли и уверяют, что это и есть культура, это и есть цивилизация, это и есть наша главная цель — «войти в мировое сообщество».

Все эти развращающие стандарты жизни и поведения противны самому духу христианства, которое призывает нас словами самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 18) Потому, если мы не хотим потерять Россию, именно до подрастающего поколения с самых ранних лет надо все активнее доводить православное учение о высоконравственной жизни, о том, как потом на основе этого нравственного фундамента можно стать по-настоящему высококультурным и образованным человеком.

Ныне нам необходимо обратить к себе слова апостольские: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор., 9, 16) Мы располагаем дивной сокровищницей православной педагогики, уникальным опытом благочестивого воспитания подлинных патриотов своего Отечества, прославивших Россию во всех областях знаний, искусств и ремесел. Надо обратиться к этому знанию, постараться донести его до самого большего числа родителей и педагогов. Надеюсь, что сегодняшнее наше собрание поможет многим узнать больше о духовно-нравственных традициях отечественного образования, — может быть — сделать хотя бы малый шаг к возвращению к чистым истокам Православия, а значит и к доброму воспитанию детей России. Ибо, по словам святителя Иоанна Златоустого: «Душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великой нечистотой грехов».

Наша встреча проходит в дни второй недели Великого Поста, когда, совершив празднование Торжества Православия, исповедовав свою верность Вере Отеческой, мы готовимся молитвенно чествовать святителя Григорию Паламу, давшему нам точное понимание о путях стяжания Света Фаворского и жизни подлинно христианской. Потому мы не должны унывать, видя окружающее нас нестроение, но — с верой и упованием на помощь Божию — проходить свое поприще ради своего спасения и детей своих. Не будем боятся тягот и трудностей на этом пути, ибо по слову преподобного Амвросия Оптинского: «Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает».

Призываю Благословение Божие на всех участников нашего сегодняшнего собрания и желаю успехов нашей конференции.

 
Церковный календарь

1 мая. Празднование Максимовской иконе Божией Матери

Обстоятельства написания и история этой чудотворной иконы таковы: в 1299 г. митрополит Владимирский и всея России Максим переехал из Киева во Владимир, и после долгого путешествия за- дремал в своей келье. И вдруг увидел необычный свет, в котором явилась ему Пресвятая Богородица, держа в руке Предвечного Младенца.

 
Труды Архипастыря

Правящий Архиерей епархии подписал соглашение о сотрудничестве с благотворительным фондом «Город без наркотиков»

Екатеринбург, 29 марта, «Православная газета». 29 марта в резиденции Правящего Архиерея состоялось подписание договора о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией и благотворительным фондом «Город без наркотиков».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс