Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Последние годы в “благополучной” Свердловской области были вновь отмечены неприятностями — очередными фактами пропаганды ксенофобских и антисемитских настроений в различных печатных изданиях. Причем в распространении подстрекательских материалов оказались замешаны не только радикальные элементы, как, например, те, что издают в Екатеринбурге газету “Русская община Екатеринбурга”, но и местная Епархия РПЦ.
Думаю, чувства, вспыхнувшие после столкновения с этими фактами, отвратительными для любого цивилизованного человека, в представителях других национальностей, вполне понятны. Свердловское отделение Конгресса национальных объединений России (КНОР) выступило с двумя заявлениями, подписанными руководителями 16 национально-культурных автономий и объединений и направленными в областную прокуратуру и в Управление Генпрокуратуры по Уральскому федеральному округу.
В заявлении, касающемся распространения антисемитских материалов православной церковью, содержится требование, чтобы церковь прекратила распространение материалов, разжигающих национальную и религиозную вражду, принесла официальные публичные извинения и высказала осуждение распространенных материалов, чтобы верующие не восприняли содержащиеся в них идеи как официальную доктрину православной церкви по отношению к евреям и мусульманам. В декабре 2001 г. по решению Управления Генпрокуратуры по Уральскому федеральному округу по фактам, изложенным в этих заявлениях, были заведены 2 уголовных дела по ст. 282 УК РФ “Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды”.
Представители епархии ведут себя так, как и следовало ожидать — делают общие заявления, избегая комментариев “по сути”. Но и общие заявления подчас шокируют откровенным противоречием здравому смыслу и историческим фактам.
Хотелось бы верить, что в Екатеринбургской епархии действовали одиночки. В социальной концепции, принятой РПЦ, провозглашается принцип несовместимости православия с национальными фобиями. Об этом говорили и митрополит Кирилл (правда, говорил слишком категорично: “Нет антисемитизма в Русской Православной Церкви!”), и Михаил Членов, президент Ваада России и генеральный секретарь ЕАЕК, который подчеркнул, что, находясь в постоянном контакте с руководством РПЦ, может утверждать, что оно разделяет позицию “о несовместимости антисемитизма с деятельностью этой уважаемой религиозной организации”.
Членов указал, что события в Екатеринбургской епархии были вызваны тем, что её представители, очевидно, “не очень представляли себе идеологическое и политическое звучание проблемы антисемитизма. Представители провинциальных епархий, которые оказались в плену больных советчиков, фактически потворствовали антисемитской деятельности среди своего окружения”.
Между тем, Свердловское отделение КНОР не выступало и не выступает против Русской Православной Церкви и персонально Архиепископа Викентия. Единственным требованием представители национально-культурных автономий выдвигали полное прекращение продажи книги С.Нилуса в храмах и церковных лавках и её осуждение, а также принесение публичных извинений за антисемитские материалы, напечатанные в православных газетах. Этот вариант разрешения конфликта был предложен Архиепископу Викентию. Однако он отказался это сделать и до сих пор не признал, что публикации в “Православном вестнике” и “Православной газете” носят ксенофобский и антисемитский характер.
Сегодня нет иного механизма признания определенного рода литературы разжигающей расовую, национальную и религиозную вражду”, кроме как путем возбуждения уголовного дела и вынесения судебного решения. Только соответствующее решение российского суда заставит и представителей епархии, и РПЦ задуматься, а, возможно, даже и принести публичные извинения. Только так наконец-то может быть создан прецедент, который послужит сдерживающим фактором проявлений ксенофобии и гарантом наказания за распространение аналогичных идей в будущем.
Поначалу надежда на объективное и качественное расследование брезжила. Но, увы, надеждам так и не суждено было сбыться.
О подоплеке этого решения судить несложно: областная прокуратура попыталась одним росчерком пера избавить себя от весьма обременительной проблемы — межконфессионального конфликта. Однако конфликт это решение вряд ли уладит, так как оно, скорее всего, будет обжаловано в вышестоящих инстанциях. А вот последствия этого решения простираются гораздо дальше, чем улаживание разлада между епархией РПЦ и Еврейской национально-культурной автономией “на месте”.
Но эта проблема понятна, к сожалению, только тем, кто знаком с работой современной государственной машины. На международном уровне решение “екатеринбургских прокуроров” грозит России обвинениями в продолжении политики государственного антисемитизма и, соответственно, новыми “джексонами” и “вениками”.
В начале 2002 года складываются все предпосылки к тому, чтобы США, наконец-то, признали российскую экономику рыночной, а заодно отменили обидную и вредную поправку Джексона-Веника, принятую по отношению к СССР в сфере торговли ещё в 1974 году в наказание за препятствия, чинимые на пути свободы эмиграции. За её отмену ходатайствовали и президент России Владимир Путин, и премьер-министр Михаил Касьянов. Вслед за ними президент США Джордж Буш уговаривает конгресс отменить этот “законодательный рудимент”.
Но… Не исключено, что отмена поправки Джексона-Веника, которая будет в очередной раз обсуждаться в конгрессе, опять может быть отложена. Процесс присоединения России к ВТО, и без того сложный, грозит застопориться ещё больше. Почему? Потому что в Екатеринбурге отказываются признать книгу, спровоцировавшую погромы и геноцид целого народа, разжигающей национальную и религиозную вражду.
Как заявил в беседе с журналистом Sem40 исполнительный директор московского офиса АДЛ Александр Аксельрод, cтатья 282-я недаром находится в Уголовном Кодексе РФ в разделе “Преступления против государственной власти”. Смотрим далее: подраздел “Преступления против основ конституционного строя и основ безопасности государства”.
“Разжигание расовой, национальной и религиозной ненависти — это преступление против государственной безопасности потому, что подрывает доверие к государству, где такие преступления происходят безнаказанно.
За “судьбы родины” становится страшно: как отреагирует Запад (отношения с которым в последнее время вроде бы идут в гору), получив очередное подтверждение тому, что государственный антисемитизм в России “ жил, жив и будет жить”? Ведь Запад чутко следит за демократией, свободой слова и совести и соблюдением законов в границах своего могучего соседа, и всегда готов ударить по самому больному месту: торгово-экономическим интересам российского государства”, — указал Аксельрод.
“Екатеринбургские прокуроры” вряд ли осознавали все последствия своего недальновидного шага для родного государства.
В изложении по материалам Ксении Шайкиной 11.03.2002 и 14.03.2002
на Центральном еврейском
интернет-ресурсе “Sem40.ru”
http://www.sem40.ru/anti/a112.shtml
http://www.sem40.ru/anti/a113.shtml
Моя статья “Можно ли не праздновать 8 Марта?” является частью моей книги “Как делают антисемитом” (М., Одигитрия, 1997), а потому было бы некорректным рассматривать ее отдельно от самой книги.
ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ ПРИДУМАЛИ ЕВРЕИ Не секрет, что Международный женский день — совсем не международный. Раньше отмечать его было принято в СССР и странах соцлагеря, теперь же традиция в полной мере сохранилась только в России. Но это вовсе не означает, что женщины остального мира обделены вниманием — торжества в их честь присутствуют в любой национальной культуре.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.