Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (205) → О вреде исторической всеядности

О вреде исторической всеядности

№28 (205) / 22 июля ‘02

Дискуссия

День памяти Святых Царственных Мучеников, отмеченный в этом году очень широко — начиная от отказавшихся каяться в цареубийстве лиц, по странному недоразумению именующих себя «православными патриотами», до Православной Церкви, информационных агентств и даже полуофициальных лиц. Не приобретая статуса государственного, общественное значение день памяти о цареубийстве, кажется, приобрел. В частности — в качестве дня общественных инициатив, направленных на восстановление всевозможной справедливости в отношении «исторической России» и, в том числе русской монархии (вплоть до изъявления СПС желания восстановить в Москве за собственные деньги монумент Царю-Освободителю).

В один и тот же день пришли два сообщения из Екатеринбурга. Одно про то, что Екатеринбургская епархия РПЦ, вообще отличающаяся общественной активностью, просит убрать монумент Уральским комсомольцам куда-нибудь подальше от строящегося на месте убийства Царской Семьи храма-памятника. Одновременно Екатеринбургская организация «Идущие вместе» предложила переименовать улицу Якова Свердлова, на которой будет стоять храм-памятник, в улицу Романовых. «Идущим», при всей их одиозности и популизме, нельзя отказать в двух вещах — весьма развитом ощущении «ветров перемен», дующих во властных и общественных коридорах, и в кондовом здравомыслящем морализме, выражающемся, правда, в весьма причудливых формах. Ходить на кровавую (или даже бескровную) корриду, читать «Голубое сало» и именовать улицу, на которой было совершено цареубийство, в честь одного из ведущих цареубийц — вещи, может быть, и приемлемые для постмодернистского мировоззрения, но с точки зрения банального христианского морализма ни в какие ворота не лезущие.

Единственный аргумент, который можно выдвинуть супротив — это ставшая уже крылатой фраза «это всё наша история, и из нее ничего нельзя вычеркивать и замазывать». Одна из наиболее отвратительных идеологем последних лет стала штампом, с помощью которого отбиваются от любых перемен и от любого восстановления какой-либо исторической справедливости. Возникновение этой идеологемы вполне понятно — огульное «демобесие» времен перестройки и постперестройки, когда полутора сотням миллионов людей пытались объяснить, что существование их под «совком» не имело и не имеет никакого raisondeetre, что сами они — моральные уроды и что лучшее, что они могут сделать — это лечь и умереть, не могло не вызвать ответной реакции. Поскольку не многие способны были заявить, что «в советском периоде все было хорошо», сошлись на формуле — «это все наша история и ничего нельзя вычеркивать». Под этим лозунгом прошли знаковые советско-реставрационные мероприятия, вроде возвращения советского гимна. Теперь вот, той же фразой, хотели бы защититься от мероприятий, реставрирующих досоветский период истории».Вся наша история», по мнению некоторых, сводится только к семи советским десятилетиям, и то, что сделано в эти десятилетия, имеет безусловный «приоритет».

Логика протестующих против православия и монархизма коммунистов более всего напоминают логику говорящего: «это моё, я сюда плюнул». И в самом деле — наплевано было достаточно, всё, по этой логике — их… Но никакой «всей истории», в которой «ничего нельзя замазывать» не существует. История народа, история государства — это всегда результат выбора прошлого, совершаемого в настоящем, и шутки про «историю, переписываемую каждый день», тут глубоко не уместны. «Каждый день», конечно, ни к чему, но переписывание истории переименование улиц, ликвидация и восстановление памятников — это необходимая часть и изменения самосознания общества, и государственной политики. Нельзя, ненужно и невозможно взорвать заводы и переплавить танки, стереть с лица земли военные памятники на том основании, что их поставили «при коммунистах», и нельзя не сказать спасибо людям, которые работали и сражались за страну. Но нельзя на этом основании до бесконечности ходить по однообразным «улицам Ленина», и любоваться на монументы большевистских узурпаторов, «этой страны» не любивших и не понимавших.

В историческом «всеприятии», ставшем идеологическим стилем нынешней эпохи, не может и не должно быть всеядности, должны существовать определенные приоритеты, и убиенный Царь-Страстотерпец в этих приоритетах должен, несомненно, занимать куда более значимое место, чем «уральские комсомольцы». Нельзя и невозможно проповедовать уродливое учение о том, что в 1917 году «Россия кончилась», — это означало бы отречение от памяти Царя-Страстотерпца, который для того и поднял на себя свой последний подвиг, чтобы его страна не уничтожилась вконец (ведь именно для того и отрекся Император, чтобы в условиях гибели монархии сохранить хотя бы страну). Но столь же невозможно считать, что если коммунисты правили Россией 70 лет, если они убивали царя и великих князей, епископов и священников, то все это легко простится, и что Русская страна отныне и навеки их — и в современности, и в истории. Настолько, насколько уже невозможно вычистить из исторического опыта России опыт «советской цивилизации», настолько же необходимым и уместным является зачистка его от последствий коммунистической диктатуры.

Егор
Холмогоров,
Портал-Credo.Ru

 
Дискуссия

В администрации города считают инициативу «Идущих вместе» конъюнктурной и безграмотной

Екатеринбург, 19 июля, «Регион-информ». «Если говорить о переименовании улиц, то в Екатеринбурге этот процесс систематизирован. Он отражен в идее восстановления исторических названий всех улиц города. В данном случае можно говорить только о восстановлении

 
Церковный календарь

29 июля. Память блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

Матрона Григорьевна Белякова, или – как называли ее — Матреша, родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Родители ее были самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое хозяйство, чтобы прокормить большую семью.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс