Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (187) → «Я сделала главное дело в жизни — пришла к вере». Так утверждает бывший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории

«Я сделала главное дело в жизни — пришла к вере». Так утверждает бывший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории

№10 (187) / 8 марта ‘02

Жизнь Епархии

Так утверждает бывший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории, а ныне просто раба Божия Людмила, жительница Екатеринбурга. Ей пятьдесят восемь лет, тридцать из них было отдано науке. Четыре года назад она крестилась, затем, спустя некоторое время, произошло её воцерковление.

— Людмила, долгие годы наука и вера шли разными путями. Что должно было произойти в вашей жизни, чтобы так резко изменился собственный путь?

— Первое моё обращение к Богу произошло после смерти родителей. Это был серьёзный удар, они ушли из жизни в один год… Стали появляться мысли о загробной жизни, часто думалось: а где они?… Изменилось всё состояние, не покидало ощущение, что они есть. Если вера не передаётся, как прежде, из поколения в поколение, то она зачастую приходит через беды.

— Ваши родители были неверующими?

— Мой отец закончил церковно-приходскую школу, не думаю, чтобы это могло пройти бесследно. Возможно, он был тайно верующим… Я родилась в Невьянске, это патриархальный городок, поведение людей и, в частности, отца, было благообразное. Эта благообразность идёт от Православия, ведь в нём большую роль играет запрет. Отец никогда не матерился, вокруг не было разнузданности, разврата, какой повсюду видишь сейчас. Но время было другое, и разговоров о вере тоже не было… Я даже не знаю, была ли крещена в детстве тайно.

— И потому решили креститься во взрослом возрасте, вполне осознанно?

— Опять же, после того, как умершие родители всё чаще стали являться мне. В сознании всё время не переставало стучать: “Надо креститься, надо, надо!” Но к этому серьёзному моменту ещё нужно было подготовиться. Ведь первые мои посещения церкви были с отчаяния. До этого, когда заходила в храмы, — во время экскурсий, в Ленинграде, — не понимала состояния верующих, выражения их лиц, точно во сне. Теперь же, когда впервые пришла к Богу с осознанной прось- бой, сама испытала такое состояние… С тех пор стала регулярно посещать церковь, и в жизни всё начало меняться: вокруг стали появляться верующие люди, нашла работу по душе в детдоме, отошло одиночество, решились материальные проблемы. Но крещение как будто что-то оттягивало, может, собственная инертность… И вот словно по заказу прямо возле работы выстроили церквушку. Как по пословице: “если Магомет не идёт к горе…” Сколько ни анализирую свою жизнь, вижу, что всё в ней не случайно. У священника, который крестил меня, за несколько дней до этого тоже умерла мать. Её звали моим именем – Людмила. Батюшка подарил мне книжечку своей покойной матери.

Изменилось ли что-нибудь в мироощущении?

— Знаете, когда я шла домой, одна из работниц церкви спросила: “Вы что, крестились?” Я не поняла, как она могла проникнуть в это, но дома увидела в зеркале свои глаза… Сравнила со старыми фотографиями: изменились глаза! … Однако, когда нет нужных знаний, можно пойти по пути греха. Вскоре я встретила человека, который стал мне близким другом. Но наше счастье продолжалось недолго, он погиб в августе минувшего года. Это был следующий после смерти родителей удар. Гибель друга я восприняла как следствие греховного поведения. И вдруг отчётливо поняла: раз умер он – надо готовиться и мне. Раньше, когда не верила в загробную жизнь, порой даже радовалась, что со смертью меня уже нигде не будет, так порой уставала. Теперь, когда его душа, как и души родителей, стала посещать меня, сомнений не оставалось: к смерти надо готовиться. В этом состоянии уволилась с работы, и почти бегом – в церковь. Там было легче пережить смерть друга. Надо сказать, что вся моя история больше всего связана с Вознесенской церковью, не могу от неё отойти, она мне стала родная…

Сидела на скамейке, подошёл отец Александр, настоятель храма. И слёзы полились сами собой. Я была уверена, что мои грехи невозможно отпустить: жила неправедно, в церковь не ходила, не причащалась… Но грехи мне отпустили. И тогда я испытала такой взлёт, такую ни с чем не сравнимую радость покаяния… Потом в первый раз причастилась.

— Кроме личных бед что ещё подготавливало ваш путь к Церкви?

— Я тяжело пережила развал Союза. Когда земля начинает шататься под ногами, всё чувствуешь обострённо, вдвойне. В то время жила в Крыму, работала, как вы уже знаете, в науке. Тогда в нашей учёной среде мало кто понял угрозу, нависшую над нравственностью, над русской самобытностью. Что грядут не реформы, а уничтожение. А когда взгляды идут вразрез, становишься изгоем. Произошло и моё глубокое разочарование в некоторой части интеллигенции. Что такое интеллигенция? Это православное поведение. Помню ещё старичков-академиков, которые говорили всегда тихо, не раздражались, уважали мнение другого… Неповторимая речь, глубина души… Вот та Русь меня и тянула. Вопрос, уезжать ли за границу, для меня никогда не стоял. Во мне всегда жила подспудная антисимпатия к другой идеологии – американской. В сознание глубоко запало чьё-то изречение: для русского мужика Россия – это кожа, для дворянства – рубашка, которую можно снять. Мне ближе позиция мужика. Наша Россия – это слово, душа, идея, а не барыши. Зачем мне американский образ жизни? Зачем американский образ мысли? Мы – другие, у нас – духовность, у нас блистали и наука, и литература, мы были нравственным обществом…

— Как я поняла, у вас произошло расхождение во взглядах с научной средой. И тогда вы решили уехать на родину, на Урал?

— Именно так. В Крыму, кроме всего, скучала по снегу, по русской грязи, по нашим покосившимся заборам. Меня спрашивали: не пожалею ли, покидая такой рай… С экологией ведь на Урале неважно… Но ведь есть экология души, душа всегда связана с родиной. Там, в Крыму, я не понимала, как можно слушать религиозные передачи, — там другие флюиды. Православие – это русские равнины.

— Вы вернулись в родной Невьянск?

— Да, приехала в Невьянск, подошла к родному пруду, ноги сами подкосились, упала на колени: здравствуй, родная земля! Ощутила: я дома. Потом поехала работать в Свердловск.

— Людмила, вы были человеком науки, изучали физику небесных тел, планеты, галактики, метагалактики… Теперь стали церковным человеком. Как далеко это отстоит друг от друга?

— Как верующий учёный я не вижу противоречий. Господь задаёт законы, люди их исследуют. Бог попускает изучать вселенную, систематизировать, составлять представление о ней – насколько можно. Прежде у верующих учёных и успеха было больше. Выросшие в Православии, они, наверно, молились? Будучи воцерковлённым работать легче. Если бы я сейчас работала в науке, то молилась бы: Господь, дай мне понять это… И Бог бы помогал.

— Что вы обрели вместе с верой и что ещё трудно даётся?

— Православная вера хороша тем, что строга. Счастье – в ограничениях, жаль, что не все это понимают. Прежде я страдала чревоугодием – это был способ улучшить настроение. Когда же пришла настоящая вера – забота о питании отступила. Я стала спокойной, перестала бояться темноты. Совсем по-другому воспринимаю красоту людей. Вижу, что девчушки в платках гораздо красивее тех, кто приходит в храм с разрисованным лицом. Запомнилась одна женщина на службе – она вся сияла! А с чем можно сравнить ощущение благодати! Наука ещё близко не стоит к пониманию этого. Благодать – это отклик, ток в крови… Возникла потребность ходить в храм, открылся смысл Евангелия. Что касается трудностей – для меня сложнее всего вырабатывать кротость: кроткий человек – мой антипод. Изменилось всё и в личной жизни: я поняла, что счастье во грехе невозможно, оно всё равно разрушится. И потом, я совершила главное дело своей жизни – пришла к вере, а то как бы предстала перед Господом?

— И последний вопрос: спасёт ли Россию Православие?

— Для нас самое главное восстановить нравственные законы, а кроме Православия некому восстановить их.

Беседовала
Людмила Косовская

 
Жизнь Епархии

В храме Святой мученицы Татианы прошло собрание директоров общеобразовательных школ

Екатеринбург, 12 марта, «Православная газета». Собрание директоров общеобразовательных школ подготовил и провел Отдел учебных заведений Екатеринбургской епархии.Собрание прошло в Свято-Татьянинском храме, который действует при Уральской Архитектурно-Художественной Академии.

 
Жизнь Епархии

«Первое уральское пиво из Европы» пытается завовевать популярность на хамском отношении к православной Церкви

Екатеринбург, 7 марта, "Православная газета». «Мне 65 лет, я православный. Мне до боли обидно, когда показывают рекламу о продаже пива, где якобы православный священнослужитель — не какой-нибудь пастор

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс