Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 3)
Господь говорит, что жизнь человека есть подвиг покаяния, который слагается из мужества, познавательного смирения, труда трезвления. Мужество подвига покаяния в том, чтобы признать правду жизни, реальность наших окаянных дней. Смирение в познании — в обретении «нищеты духа», в смиренном предстоянии перед мудростью Творца и в стремлении к предметности познания. Труд трезвления слагается из бодрствования и сосредоточения нашего ума в ситуации постоянного искушения легкостью пути падения.
А искуситель увещевает, что жизнь есть игра, фейерверк удовольствий, вечный праздник плоти. И дело жизни не требует ни мужества, ни смирения, ни труда трезвления, а наоборот, необычайной легкости, безответственности и горделивого знания своей исключительности. Смех и юмор — вот что требуется для нашего легковесного отношения к жизни. Следует ко всему относиться с юмором и иронией, пролетая над занудностью мира на крыльях всё и всех отрицающего смеха. В силе смеха, раскрепощенной до предела, бичующей направо и налево все, что не угодно для смеющегося, есть присутствие воли Люцифера, для которого смех очень серьезное дело.
М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» рисует образ дьявола (Воланда). Воланд Булгакова — сама проницательность, так как он все знает о греховной, темной стороне человеческого существа, он совершенно не сентиментален и безжалостен к мольбам и призывам грешников, он оставляет грешников наедине с их подлостью, предательством, низостью и дает испить напиток зла, который когда-то они давали другим, до последней капли, и пить его целую Вечность, пока Господь не спустится в ад и не спасет от вечной погибели падшие души. Воланд и его свита — олицетворение возмездия, они палачи искусные и хладнокровные убийцы, как дух пустыни Азазело. Но вместе с тем Воланд и его свита — виртуозные шутники, «прикольщики». Для них смех — это способ искушения людей. Они профессионально занимаются искушением, проверяя на подлинность богоподобие человека. Человек бытийствует в своем богоподобии или играет роль верующего в Бога, действительно молится и старается жить по заповедям Господа или лицедействует, демонстрируя перед другими свою «святость»? Вот вопрос, на который многие люди отвечают в угодном для дьявола смысле. Они в душе своей признают несерьезность, лукавство своего духа, они выбрали уже не жизнь, а игру в жизнь. Если духовный выбор сделан, то тотчас в жизни человека появляются великие шутники, такие, как Коровьев, Кот Бегемот и предлагают ему сыграть в жизнь по сценарию Воланда. Они внутренним голосом искушения шепчут человеку: «Возьми взятку, все умные люди берут», «не рассчитывай заработать трудом, надейся на удачу в игре и обязательно выиграешь миллион», «будь проще, не комплексуй, бери от жизни все» и т. д. и т. п.
Смех — очень серьезное дело. Смех, по сути, есть сила отрицания во имя утверждения. В отношении жизни он есть сила смерти, которая убивает старое, чтобы дать жизненный простор молодой жизни. По своей форме смех является очень пластичной, эффективно действующей формой отрицания того, что осмеивается. Отрицающий, то есть осмеивающий что-то с помощью смеха, усыпляет бдительность противника. Воин, вооруженный оружием смеха, задает правила боя в свою пользу. Нарядясь в одежду шута, дурачка, он всем своим видом свидетельствует, что он несерьезный противник, что он вышел на поле боя пошутить, посмеяться, а не биться насмерть. Противник принимает эти правила игры, откладывает свои воинские доспехи и соглашается посмеяться. И в результате добровольного разоружения, потери бдительности терпит поражение.
Тот, кто читал заключительную главу романа «Мастер и Маргарита», помнит, что вся веселость, все шутовство Кота Бегемота, Коровьева-Фагота было откровенным фарсом, ложной, обманчивой формой их бытия. В действительности «на месте того, — пишет М.А. Булгаков, — кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы, под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Смех никогда не смеющегося демона — мощнейшее оружие искушения.
Повторимся, смех — очень серьезное дело. Смех убивает королей, разрушает империи, когда жизнь короля, духовные ценности империи становятся посмешищем. Смех может быть во благо, а может быть во зло. Когда с помощью юмора мы оптимизируем свои жизненные отношения, смеемся над своими недостатками, ленью, тогда смех во благо — он помогает нам преодолеть непреодолимые препятствия, справиться достойно с трудностями. Но когда осмеивают святое, потешаются над личным достоинством, иронизируют над глубоко личными переживаниями, тогда смех во зло — он мешает самой жизни, он убивает ее.
Как заставить служить могучую силу смеха на благо жизни? Для этого надо знать, что смех есть средство оценивания предмета, способа наших жизненных отношений. Смех ради смеха есть безумие. Смех всегда предметен. Смех делает смешным то, на что он направлен. Поэтому ценность, которую подвергают осмеянию, является критерием оценки самого смеха. Если смеются над святым — это глумление, над больным, погибающим, когда-то сильным и опасным для вас человеком — злорадство, над деспотическим, тираническим — мужество, над глупостью и уродством, которые высоко ценят себя — это в чистом виде смех.
Имея в своем распоряжении этот критерий, пускай каждый подумает над такими вопросами. Россия погружается в бездну, большинству людей очень плохо живется, смерть торжествует над жизнью, ибо рождается людей мало, умирает много, число наркоманов, больных СПИДом, туберкулезом и прочими болезнями растет, снижается уровень нравственной, духовной культуры. И в этих условиях образуется целая индустрия смеха (На экранах телевизоров бесконечные «Аншлаг», «КВН», «Смехопанорамы», «Вечера юмора», «Городок», «Скрытая камера», «Сам себе режиссер» и т.д. и т.п.). Не много ли на душу населения килограммов, тонн смеха? Над чем и кем смеется целая армия юмористов?
Вот, к примеру, снимают скрытой камерой артистку, которая изображает из себя больную, требующую помощи женщину. Вот находится жалостливый человек, который пытается ей оказать помощь. Добровольный санитар старается, как может, творя благородное дело милосердия и помощи больному. Но вот выясняется, что больная совершенно здорова, что она подсадная утка, а человек, явивший благородство милосердия, дурачок, который из-за своего благородства попал в смешную ситуацию. Молодые люди, которые смотрят этот «прикол», видят, как «накололи лоха», смекают, что милосердие и доброта делают нас смешными и, следовательно, от них надо избавляться, если они еще остались в нашем жестком мире. В результате такого осмеяния естественных и благородных порывов души мы имеем людей, проходящих равнодушно мимо молящих о помощи глаз, детских слез, преступлений, которые свершаются на наших глазах. Смех «Скрытой камеры» убивает в душе милосердие, штампуя бессердечных, равнодушных к боли другого человека.
Профессиональные затейники смеются над нами и заставляют смеяться вместе с ними нас. Вдумайтесь в суть привычного для многих события: люди заплатили за билет деньги, пришли в зрительный зал. Выходит на сцену клоун, пародист, юморист, шут и начинает потешаться над собой, над вами, над президентом, над всем, что попадет в поле его прыгающего внимания. Маленький люциферчик выскочил на сцену и смеется над творением Божиим, над венцом этого творения — человеком, над сокровенными и святыми порывами души. И мы смеемся вместе с ним, не замечая, что в этом гомерическом смехе убивается последний росток веры в наше человеческое возрождение.
Родина — Ха, Ха! Это та навозная куча, из которой выползают два червяка. Маленький червяк, увидев огромный мир, говорит: смотри, здесь как красиво, просторно, давай уползем от навозной кучи в этот мир. Нет, — отвечает большой червяк, — это наша Родина. Целомудрие — Ха, Ха! И тысячу пошлых анекдотов о Вовочке и его сексуальном опыте. Совесть — Ха, Ха! Служба в армии — здесь несмолкаемый гомерический хохот и т. д. и т. п.
А если без смеха, что мы без Родины? Пыль под ногами других народов, опавшие листья, гонимые ветром ненастья. Что мы без целомудрия в условиях пандемии венерических заболеваний, гибели семьи? Вырожденцы. Люди, утратившие биологическое бессмертие. Засохшая смоковница, которая не дает плодов и которую вырубают. Что мы без совести? Глупцы, которые забыли, что главное богатство — это приобрести любовь ближнего, и на любви людей создать прочное социальное качество своего существования. Что мы без армии? Территория для заселения другими народами, дешевая рабочая сила для завоевателей нашей страны.
Мы только начали разговор о пути спасения и о препятствиях, которые не дают вступить нам на этот путь. Мы хотели бы продолжить этот важный для каждого разговор и приглашаем к нему читателей «Православной газеты».
(Печатается в сокращении)
Заречный, 21 января. Детская телестудия открыта в городе атомщиков. Она действует при православной школе имени Царственных Страстотерпцев. Православная школа в Заречном работает уже второй год и за это время снискала почет и уважение горожан.
Екатеринбург, 17 января. 16 января Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий принял участие в церемонии награждения семейных детских домов, действующих на Урале. За подвиг любви, завещанной нам Христом, получили высокую награду милосердные уральцы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.