Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (180) → Готовь сани летом

Готовь сани летом

№3 (180) / 15 января ‘02

Исцели, Господи, люди Твоя

Эту народную мудрость придумали запасливые хозяева, те, кто привык заранее готовиться к важным событиям своей жизни. А событий в жизни у каждого из нас много, и они у всех разные, но два из них неизменно случаются со всеми: это рождение и смерть. К нашему появлению на свет готовились наши матери и отцы, так же, как и мы готовились к рождению своих детей. Но вот к смерти никто вместо нас приготовиться не может. А ведь это — не менее важный период нашей жизни, недаром все мировые религии считают смерть вторым рождением. Православие спокойно смотрит на смерть, как на заслуженное человечеством наказание, которое следует принять достойно и к которому следует тщательно подготовиться. Телесная смерть не страшит верующего человека, а только печалит как длительная разлука с близкими и дорогими людьми, и в то же время радует как возможная встреча с теми, кто уже отошел от этого мира. Но эта печаль и радость лишь в сердцах тех, кто хотя и ждет наказания за грехи, совершенные в этой жизни, но не устает молить Господа о прощении и несет в себе надежду на Его милосердие. Тот же, кто погряз в своих грехах, ведет жизнь разгульную, нетрезвую и не собирается от неё отказываться, тот в минуты отрезвления смотрит на смерть с ужасом и отвращением, как на приближающийся беспощадный молох, уничтожающий самое дорогое: богатство, молодость, секс, наслаждения и удовольствия разгульной жизни. Человек, боящийся смерти, волей или неволей поклоняется ей, поклоняется с ужасом и трепетом, как языческому идолу. И так всю свою жизнь!

И только вера позволяет человеку преодолеть постоянный страх смерти. Святитель Тихон Задонский писал: «Видишь больного при смерти? Нет в нём попечения о богатстве, чести и славе, не ищет ни на кого суда, всем прощает, кем ни обижен, не помышляет о роскоши, и ни о чем, к миру сему надлежащем». В словаре В. Даля слово «смерть» сочетается с более принятым ранее словом «смертушка», а слово «умирание» заменяется словом «успение» — от «успел», «успех». В чем же должны мы преуспеть, чтобы наша смерть превратилась в «успение»? Святые Отцы Церкви учат, что готовиться к смерти нужно не тогда, когда она уже наступает или непосредственно угрожает, а всю свою жизнь со спокойствием и неторопливостью. Пока ещё смерть, по нашему предположению, далеко, следует позаботиться об оставлении жизни греховной, о сохранении чистоты и спокойствия совести, а если совесть отягощена грехами, то следует подумать о восстановлении её чистоты через покаяние. Православный человек, даже при спокойном и достаточно добром течении своей жизни, не менее пяти раз в год должен исповедоваться в своих грехах и причащаться Святых Христовых Тайн. Для подготовки к этому душевному очищению установлены посты (их четыре, кроме них есть ещё постные дни), да и в день своего Святого следует побывать в храме, исповедаться и причаститься. Постоянно человек должен заботиться о том, чтобы не делать дел зла, а поступать Богоугодно, помня о том, что Сам Господь не раз призывал к бдительности и предусмотрительности своими притчами о рабах, внезапно призванных отдать отчет господину, о десяти девах, ожидающих прихода жениха. Более всего в старину боялись умереть неожиданной «наглой» смертью, не успев приготовиться должным образом к отчету перед Богом. К сожалению, сейчас вероятность такой смерти только увеличивается, поскольку те «высокие технологии», которыми мы так гордимся, нередко попадают в руки людей без совести, без жалости, бездушных и бездуховных. Что же удивляться, если смерть всё чаще и чаще настигает человека неожиданно, среди полного телесного здоровья. Наша обязанность постоянно быть готовыми к отчёту перед Господом и не забывать поминать в молитвах тех, кто уже находится на пути к Нему, покинув пределы этой жизни.

Впадая в тяжкие болезни, человек начинает искать виновного и, как правило, находит его среди окружающих. Это оказываются родители, дети, супруг или супруга, государство, общество, начальство, да кто угодно, только не сам болящий.

А если посмотреть внимательно! Сколько грехов, сколько пороков и страстей, сколько преступлений мы совершаем в своей жизни против души и тела нашего, против самой жизни и Того, кто нам её дал! В чем причина болезней? Многие из них ученые относят к так называемым «психогенозам», признавая тем самым их прямую зависимость от душевного состояния заболевшего. Православие различает несколько причин этих заболеваний: болезни, посланные за наши грехи; болезни, посланные для подавления и очищения от страстей; болезни для предотвращения грехов, в которые мы могли бы впасть по беспечности; болезни для того, чтобы побудить нас заняться спасением души и, наконец, болезни для испытания нашей веры. Православная вера учит нас со смирением и пониманием относиться к тем испытаниям, которые посылаются нам в виде тяжких болезней. Не следует искать виноватых, следует заглянуть в свою душу и там вы найдете причины всех своих бед. Да, в болезни следует обратиться к врачам и безропотно следовать их советам, но медицина не всесильна. Само слово «медицина» означает «середина», середина между наукой и чудом. А чудо совершается лишь с теми, кто к этому готов. Святой Нифонт говорил: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». Страшную ошибку допускает тот, кто в отчаянии и животном страхе кидается к колдунам, магам, «бабкам» и экстрасенсам. Никто за вас не может вернуть чистоту вашей душе, никто не освободит вас от совершенных грехов, если вы сами не обратитесь с мольбой и молитвой к Тому, кто дал жизнь, попустил тяжкую болезнь для исправления, дал надежду на спасение и показал путь к нему. Поэтому, первое, что делает верующий больной: исповедуется в грехах со всей силой раскаяния, с сокрушением и плачем, с молитвой и надеждой. Зная милосердие Всевышнего, никогда не следует считать болезнь обязательно смертельной, так как, убедившись в искренности нашего раскаяния, Господь может продлить наши дни, чтобы дать ещё один шанс к исправлению, а может даже послать исцеление в, казалось бы, самом безнадежном положении. И таких случаев описано в медицинской литературе более чем достаточно. Совершится ли это через врача или в одно мгновение Господь освободит от страдания – ему виднее.

Наше дело – терпеть, ибо «претерпевый до конца, той спасется» сказано в Евангелии. Ропот, отчаяние, излишняя печаль только усиливают тяжесть болезни. Святой старец Варсонофий говорил, что «болезнь весьма полезна для терпения и благодарения». Да и смерть мы не выбираем сами, Господь посылает кому-то легкую смерть, а кому-то жестокую и страшную, смотря по тому, кому какая полезнее для души и для вечной жизни. Если ты хочешь продлить свою жизнь здесь на земле, то докажи Господу свою полезность для неё. Если сам болен, то, несмотря на это, ухаживай за другими болящими и калечными сколько сможешь, не уходи в свою болезнь, как бы тяжела она ни была, живи для других людей, ведь ты всегда имеешь возможность сделать что-то хорошее: делом или словом поддержать другого, находящегося может быть в меньшей опасности, но малодушного. Именно в тяжкой болезни нужно как можно больше уделять внимания своим ближним, заботиться о них, стараться меньше их утруждать уходом за собой, а, напротив, находить слова любви для каждого. Делай так изо дня в день своей болезни и Господь заметит твои труды, увидит твою пользу для спасения душ других людей и продлит твои дни и даст силы для добрых и богоугодных дел. «Видишь, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим и бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанно течение имеют и приближаются к своему термину. А когда кончится вервь и перестанет ударять маятник, не знаем того, — пишет Святитель Тихон. — Блажен и мудр, кто всегда помнит смерть».

Священник
Сергий Вогулкин,
доктор
медицинских наук, профессор,
настоятель
Свято-
Илиинского храма
г. Екатеринбурга

 
Православное воспитание

Педсовет одной из екатеринбургских школ отказал православному священнику в проведении факультативных занятий с детьми

Екатеринбург, 11 января. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия при Кафедральном соборе во имя Иоанна Предтечи действует небольшая миссионерская группа.

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Специалисты Епархиального реабилитационного центра для наркозависимых приглашены к участию в семинаре, который начал свою работу в Санкт-Петербурге

Екатеринбург, 11 января. С 11 по 16 января Санкт-Петербургская Региональная Общественная Организация помощи наркозависимым «Возвращение» проводит очередной семинар.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс