Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Во всем доме это единственная квартира первого этажа, где на окнах нет решеток. «Знаете, сколько живу на свете, а к ним так и не привыкла, — говорит хозяйка, — даже когда захожу к соседям за солью, от вида решеток мне становится плохо». Сегодня мы в гостях у Магды Иосифовны Селецкой, внучки митрополита Ярославского Агафангела…
Рассказывает Магда Иосифовна: «Вообще, наша семья сильно пострадала от советской власти. Для нее мы были буржуями-капиталистами, которых надо было уничтожить как класс. Я помню, мама рассказывала, как у деда Ивана (брата митрополита Агафангела) отнимали имение. Приходят и говорят: «Ты не обижайся на нас, Иван Лаврентьевич, но твое имение мы должны сжечь!» А дед к этому очень спокойно отнесся. Он потом нам сказал: «Слава Богу, что это так…» И радовался, что никого не убили и все остались живы. К счастью, он не дожил до репрессий и умер раньше.
Я родилась в 1918 году в Орле, но в моей метрике записано, что это произошло в Туле. Нам с мамой переделывали документы, потому что мой отец был кадровым офицером и служил адъютантом у великого князя Николая Николаевича. Естественно, что после революции его преследовали. Маму тоже никуда не брали на работу. В доме постоянно были обыски. Приходили люди в кожаных куртках, в топающих сапогах, с револьверами, громко кричали и ругались на всех. Я так этого боялась — убегала и пряталась где-нибудь в углу до тех пор, пока они не уйдут. И так мы жили до тридцатого года, пока не переехали сюда в Свердловск, к маминому брату, который строил здесь протезный завод. Но и тут отношение к нашей семье не переменилось. Например, мою сестру выгнали из института коммунального хозяйства за то, что ее отец был якобы белым офицером. А он погиб в 1914 году, на германском фронте, когда еще ни красных ни белых и в помине не было. Но это мало кого интересовало. Враг народа и точка!
Когда стали бороться с Церковью, все праздники запрещали отмечать. Но мы все равно встречали и Пасху, и Рождество. Праздновали при закрытых дверях и плотно занавешенных окнах. Собирались все наши, дарили друг другу подарки, христосовались… Все понимали, чем эти встречи могут обернуться, но все равно собирались. Воспитание было такое. Не могли по-другому.
А наших много пересажали. Мою тетю Лиду, директора «Белинки», посадили на 10 лет за то, что она не уничтожала неугодные книги.
Дядю, врача оперного театра, посадили за фотографии царя. По чьему-то доносу у них дома сделали обыск и нашли фотографии царя. Это было уже совсем страшное преступление. За это они с женой получили по 10 лет.
Из биографии митрополита Агафангела: «…Потянулись дни заключения — пока домашнего. К митрополиту никого не пускали, кроме келейника, который не имел права входить к владыке без сопровождения стражника. Стеснения иной раз становились неоправданно жестки. Имея нужду исповедаться и причаститься, владыка написал прошение в ГПУ, чтобы ему разрешили в один из дней недели быть к вечерне и литургии в Спасском монастыре, но получил категорический отказ.
Время было тревожное. Безбожие снова составляло план физического уничтожения Церкви. В Иванове-Вознесенске расстреляли священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и певчего Петра Языкова. В Москве расстреляли четверых священников и мирянина. В Петрограде митрополит Вениамин, архимандрит Сергий и двое мирян были приговорены к расстрелу.
Чем дальше, тем сильнее были обеспокоены верующие Ярославля судьбой заключенного митрополита. Многие из тех, кто любил владыку, подходили к стражникам и то упрашивали их допустить к митрополиту, то, видя их непреклонность, стыдили: «Вы не достойны стоять у дверей владыки-митрополита, не то что держать его под стражей». Когда митрополит выходил гулять в маленький внутренний садик, то на площадке второго этажа церкви собирался народ, чтобы хотя бы издали увидеть своего архипастыря.
Через три дня владыку перевели из Спасского монастыря в одиночную камеру ярославской тюрьмы.
Состояние здоровья престарелого митрополита сразу настолько ухудшилось, что сотрудники ГПУ вынуждены были вызвать врачей из больницы. Врачи поставили диагноз: общий склероз и склероз сосудов сердца — и рекомендовали полный покой и домашнюю обстановку при постоянном медицинском наблюдении.
Святитель был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве.
Между тем наступали осенние холода, и они для находящегося в тюрьме, одетого по-летнему старца становились чувствительными. 30 октября митрополит попросил следователя ГПУ разрешить ему «написать в Ярославль о высылке меховой рясы, теплого клобука и валенок с калошами». Заявление было оставлено без внимания. Через месяц владыка вторично обратился к следователю ГПУ с той же просьбой. Но и на этот раз заявление было оставлено без ответа. 25 ноября состоялось заседание комиссии НКВД по административным высылкам. Тучков предложил выслать митрополита Агафангела в Нарымский край сроком на три года.
Владыку должны были отправить с этапом в конце декабря, но состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был оставлен еще на неделю в тюрьме. Несмотря на немощи и преклонный возраст, когда условия тюремного заключения переносятся особенно тяжело, митрополит никогда не падал духом. Заключенные, бывшие с ним в одной камере, были направления светского, ко всему церковному относились насмешливо, но и их поразил и вызвал удивление и даже преклонение молитвенный настрой старца и его любовь к Богу.
Не помогли ни заступничество врачей, ни просьбы православных — митрополит Агафангел был отправлен общим этапом с уголовниками, проехал через все пересыльные тюрьмы до Томска, и от Томска еще несколько сот километров по грунтовой дороге. Владыка болел, испытывал много лишений, много скорбел, но смирялся и кротко терпел все невзгоды. По распоряжению ГПУ его поселили в глухом поселке; служить ему было запрещено. Здесь большим для него утешением стала встреча с ссыльными иноками и священниками из Ярославля. В ссылке он получил известие о кончине Патриарха Тихона и о восприятии поста Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Петром (Полянским).
По окончании срока ссылки, в августе 1925 года, владыке было объявлено, что власти не будут препятствовать возвращению его в Ярославль.
Вспоминает Магда Иосифовна: «А тех, кто возвращался, мы старались устроить, как могли.
У нас было заведено — держаться друг за друга. Иначе не проживешь. Я это с детства усвоила — друзей терять нельзя. Дедушкины друзья становились мамиными друзьями, а потом переходили ко мне. Если кого посадят — избави Бог его забыть. Нас учили, что нет ничего хуже предательства. И мы это твердо запомнили. Дружили по пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет! Отношения переходили из поколения в поколение.
Но с незнакомыми людьми, с приятелями мы осторожно держались. Нельзя было ничего про себя рассказывать. Мы знали, что за нами наблюдали. Например, к моей соседке под видом ухажеров ходили сотрудники НКВД и все время расспрашивали ее про нас. Кто к нам приходит, как часто и все такое. А она была хорошей женщиной и нас об этом предупреждала. И когда эти «ухажеры» заходили к нам, мы их уже ждали.
Это было очень страшное время. Дикие вещи происходили просто и как-то буднично. Когда мы переехали жить в Зеленую рощу, там на месте кладбища устраивали парк. Так кости и черепа людей были разбросаны на тротуаре и валялись в канавах. А памятниками с могил выстилали двор военной части, которая расположилась в Новотихвинском монастыре…
Из биографии митрополита Агафангела: «Здоровье митрополита Агафангела, сильно ухудшившееся в начале года, так и не поправилось. С ним было несколько сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к Тайнам Тела и Крови Христовых и только после этого принимал медицинскую помощь. В середине сентября у него случился сердечный приступ столь сильный, что митрополит слег в постель. Врачи рекомендовали полный покой. Но и лежа в постели, он принимал деятельное участие в управлении епархией, говорил, что нужно сделать в том или ином случае.
Несмотря на усилия трех докторов, здоровье владыки все ухудшалось, и 2 октября он пожелал принять таинство соборования, которое совершили архиепископ Варлаам (Ряшенцев), духовник митрополита архимандрит Ярославского Спасского монастыря Игнатий и архимандрит Толгского монастыря Григорий. При совершении таинства владыка почувствовал себя бодро и радостно. У него было такое настроение, будто приблизились светлые пасхальные дни. Не было страха приближающейся смерти, он с великой надеждой смотрел в будущее и, уповая на милость Божию, с дерзновением узревал те великие блага и радость, которые ждут наследующих жизнь вечную. Подозвав архиепископа Варлаама, он сказал ему:
– Передайте всем — и духовенству и мирянам — мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв.
– Молитесь и вы о нас Богу, — просили присутствующие.
– Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться, — ответил старец.
Состояние здоровья владыки стремительно ухудшалось, и 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени ничего твердого принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Владыка, однако, чувствовал, что приближается конец, и давал распоряжения на смерть. Многих тогда удивило, с каким спокойствием он давал эти распоряжения, будто они были связаны не с его собственным погребением, а с торжественным праздником. 14 октября, подозвав архимандрита Григория, он сказал:
– У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться.
– Какой юбилей? — не понял тот.
– Мой юбилей, будет много священников и посторонних. А на следующий день, накануне смерти, своей келейной монахине Нине повторил:
– Завтра вечером у нас в квартире будет торжественная всенощная, будет много священников, пригласите и владыку Варлаама.
Утром следующего дня, 16 октября, ему стало заметно хуже, и в половине одиннадцатого утра митрополит Агафангел скончался. Известие мигом облетело город, и двенадцать ударов тридцати ярославских церквей возвестили о кончине святителя.
Отпевать владыку решили в Никитской церкви, а погребение совершить в храме святителя Леонтия Ростовского. До самого отпевания перед гробом митрополита в Никитской церкви служились панихиды и читалось Евангелие. Все это время шел народ проститься с почившим. Люди молились, плакали, целовали крест и руки почившего святителя. Вот как описывает погребение очевидец событий, протоиерей Сергий Лилеев: «В воскресенье по всему городу литургии были совершены ранее обычного, ввиду предстоявшего в восемь часов утра богослужения у гроба митрополита. После литургии были произнесены во всех храмах поучения о почившем владыке и совершены панихиды. Благовест к литургии в Никитской церкви начался в восемь часов. В половине девятого прибыли архиепископы Варлаам (Ряшенцев) и Павел (Борисовский) и началась литургия. Храм святого великомученика Никиты вмещает до четырех тысяч народа, но он и пятой части пришедших на отпевание не мог вместить. В сослужении двух архиепископов было восемнадцать священников, а на отпевание вышло пятьдесят священников, больше двадцати диаконов.
Был уже четвертый час вечера, а народ все прибывал и прибывал. Около четырех часов гроб с телом усопшего вынесли из храма, хоругвеносцы окружили его и двинулась торжественная похоронная процессия — крестный ход вокруг храма, далее на Леонтьевское кладбище. По всему городу, по всем церквам начался торжественный красный звон. Народу было так много, что по улицам трудно было проехать. На пути к кладбищу останавливались не менее десяти раз для совершения заупокойных литий. На кладбище пришли в начале седьмого. В склепе под храмом оказалась вода. И гроб остался в храме до следующего дня. В понедельник, 22 октября, архиепископами была совершена божественная литургия. К трем часам дня могила была осушена и залита цементом. Был приготовлен обитый оцинкованным железом ящик, куда должен быть положен сам гроб. Запечатанный архиереями дубовый гроб был опущен в могилу при пении литии, причем после «вечной памяти» пропет был всеми тропарь «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя…» И казалось, что владыка не умер, а остается по-прежнему с нами, невидимым стражем Ярославской епархии.
Так на седьмой день погребли владыку. И что удивительно — никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием. Лицо его было как и в первый день смерти: светло, бело, покойно. Вечная ему память и упокоение со святыми! Да не оставит он и нас своим руководством по своей смерти и молится о душах наших!»
Рассказывает Магда Иосифовна: «Когда я выросла, то стала архитектором. К нам из Москвы приехал брат Свердлова, чтобы устраивать музей Якову Михайловичу. И мне поручили этим заниматься. Помню, приезжаю я, а там голые стены и посередине стоит деревянная скамейка и еще какая-то кружка, из которой, якобы, он пил. И еще мне говорят: «Вы посмотрите в окно. Вот здесь крыша, на которой Свердлов скрывался от жандармов. Когда они приходили, он на эту крышу выпрыгивал, и ее тоже нужно сохранить для музея.» А его брат очень нас торопил, кричал, что мы ничего не делаем, ругался. И вот стали спешно собирать экспонаты. Тащили всякую дрянь: какую-то старую одежду, кружки, скамейка тоже пригодилась, не то Свердлов спал на ней, не то сидел, но она стала ценным экспонатом. В районе ВИЗа нашли дом, где Свердлов жил одно время. Все что можно, все оттуда вывезли. Вот так создавалась история.
Но несмотря ни на какие заслуги, мне и моему мужу было запрещено занимать руководящие должности, потому что мы были беспартийные. И когда моего мужа коллеги по работе избрали председателем Союза Архитекторов, то его вызвали в обком и настоятельно рекомендовали отказаться от должности. Как ему там сказали: «У тебя фрак не тот!» А его взяли и избрали снова. И это был скандал: председатель Союза Архитекторов и — беспартийный! Но вступать в партию мы не могли — это было против наших убеждений. Ведь это совершенная дикость, что можно насильно сделать человека счастливым.
Когда началась война, за нами постоянно ходили какие-то люди. Бдительность была такая, что, например, когдаэ кто-то из сотрудников КГБ увидел, что из окон храма на Михайловском кладбище пробивается свет от горящих свечей, то священников немедленно арестовали. Их обвинили в том, что они подавали сигналы немецким бомбардировщикам, и дали за это срок. Из нашего двора многих увозили. Обычно это происходило поздно вечером или ночью. Я помню, что когда во двор въезжала машина, то я с ужасом выглядывала из-за шторы и молила Бога, чтобы они приехали не за нами. Вокруг были темные окна, но я знала, что многие так же как и я, не спят, а, обливаясь холодным потом, вглядываются в темноту. Господи, как же я боялась этих воронков! А на следующий день соседи шли к тем, у кого ночью были эти страшные гости. Никто ничего не спрашивал, просто люди приносили, кто что может. Это было горе, когда просто надо было помочь. И помогали…
Может быть, я родилась не в той семье и меня не так воспитывали, но советскую власть я так и не смогла принять. Знаете, вы, наверное, будете смеяться, а ведь я до сих пор боюсь. Но я их не виню, что они так с нами поступали…»
Беседовал Денис Ахалашвили
1 сентября состоялись вступительные экзамены в духовное училище при Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре. В этот день перед дверями экзаменационного класса волновались и перешептывались 24 абитуриента
– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и становления духовной семинарии. Ведь у нее – яркое и насыщенное событиями прошлое…– Действительно, наше учебное заведение имеет очень много светлых страниц своей истории. Возникло оно давно. Это одно из старейших духовных учебных заведений России.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.