Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (167) → Смирение

Смирение

№26 (167) / 15 сентября ‘01

Литературная страница

В этой теме:

Литературная страница
Сила молитвы

Каждое воскресное утро перед Литургией стоит эта женщина поодаль от храма у дороги, возле поворота, и видно, что погружена она целиком в молитву. Постоит, постоит, и идет в храм на службу. Внешности неприметной, росту невысокого, одета во все темное, а лица и не разглядишь — всегда опущено вниз. На службе стоит где-нибудь в сторонке, у стеночки, причащается одной из последних, и во всем другом также. Незаметная, молчаливая, похожая на инокиню женщина по имени Александра.

Однажды довелось мне услыхать историю ее жизни от нее же caмой. Стояла я в тот вечер в очереди к исповеди. Народу было немного, и среди прочих стояла она, Александра. Я была предпоследней, она — последней. Подошла моя очередь. После исповеди решила попросить у батюшки благословения на одно, очень для меня важное, дело. Было оно благое и, казалось мне, душеполезное, поэтому я была уверена, что получу благословение. Но, к моему удивлению, батюшка не благословил. В растерянности я не сразу отошла, постояла-постояла перед ним, затем медленно повернулась и пошла, все еще не в силах поверить, что мне отказано. Но через два шага метнулась назад: «Но почему, батюшка?! Объясните! Ведь это так необходимо мне!»

Священник укоризненно покачал головой: «И зачем тебе мое благословение, когда ты в душе уже все твердо решила. А я вот не благословляю, вредно это для твоей души».

Должна сказать, что в дальнейшем, и очень скоро, так оно и оказалось — вред для души был бы несомненный.

Я медленно побрела прочь. Душа кипела от возмущения. «Отчего он не благословил? — недоумевала я, — или меня не понял? Тогда может быть…».

Тут мысли у меня пошли совсем дурные и хульные: пойти за благословением к другому батюшке.

В смятении чувств вышла я из храма, обидно было до слез. Присела на скамеечку, и плачу от жалости к себе самой. Тут кто-то тронул меня за плечо. Это была Александра. Присела рядом и вежливо так говорит: «Простите меня, Христа ради, я стала невольным свидетелем вашего разговора с батюшкой, и вижу, как вы взволнованы, как не согласны с его отказом. Но если вы хотите пойти со своей просьбой к другому священнику, вы и там получите отказ — это ведь вас Господь не благословляет. А без благословения и не делайте ничего, иначе беда будет, поверьте, я знаю». В глазах ее стояли слезы. «Я знаю, — повторила она. — Однажды не послушалась, пошла наперекор воле Божией, и вот плачу теперь, и плакать мне до самой смерти».

И она поведала свою печальною историю.

В молодости Александра родила дочь, без мужа, чем огорчила всю свою родню, особенно родителей. По характеру Александра была гордой, независимой, и не очень-то считалась с мнениями других — вбила себе в голову, что вырастит дочь одна, без чьей-либо помощи. Так и сделала, и по мирским меркам справилась с этой задачей хорошо — девочка не имела ни в чем нужды, ни в чем не знала отказа. Шло время, дочка подрастала. Александра стала верующей, и к вере ее привела собственная дочь, которую, кстати, и звали-то не иначе, а именно Верой. Девочка попросила свою мать записать ее в воскресную школу, и там, дожидаясь дочери, Александра впервые узнала о Боге кое-что настоящее и значимое. Дочь, несмотря на всяческое баловство матерью, выросла тихой, уступчивой, доброй. Александра исполняла скорее свои капризы, думая, что делает это ради дочери.

Когда Вера закончила школу, то объявила матери, что в институт поступать не хочет.

— Это еще почему?! — взвилась Александра.

— Не нужен мне институт. Я хочу в монастырь уйти. Александра не поверила своим ушам.

— Ты?! Монастырь?! Зачем это? Уж если кому уходить туда, так это мне, за грехи мои. А ты?… Ну уж нет! Не бывать этому! Поступай в институт, вот и весь мой сказ. Тебе замуж надо — такая красавица, умница. А она в монастырь…

Вера не стала перечить, послушно поступила в институт, но сторонилась молодых людей, не бывала нигде, после занятий спешила домой. На втором курсе в нее влюбился некто Виктор, во всех отношениях завидный жених: сын высокопоставленного чиновника, он и сам имел массу достоинств — и ум, и образование, и приятную внешность. Удивительно, где и как он мог заприметить Веру. Александра радовалась за дочь и мечтала о ее блестящем будущем. А Вера, напротив, стала задумчивой и грустной. Виктор сделал ей предложение, она отказалась. Жених решил не сдаваться.

Узнав об отказе, Александра изумилась:

— Да ты в своем уме?! Кого тебе еще надо?

— Никого, я в монастырь хочу.

Тут Александру прорвало, она даже накричала на дочь.

— Если ты такая набожная, почему идешь против родительской воли?! Сам Господь слушался своих родителей.

— Хорошо, — согласилась Вера, — я послушаю тебя. Но выше послушания родителям послушание Богу. Если благословит Господь, выйду замуж.

В ближайшее воскресенье, после Литургии, подошли они обе к батюшке, у которого всегда исповедовались, за благословением. Тот выслушал их и… решительно отказал. Александра оторопела, а потом сделала на батюшку решительный натиск. Однако, сколько она ни пыталась повлиять на него, ответ оставался прежним: «Нет, не благословляю». Вера тихо улыбалась.

Но разве могла Александра сдаться так легко? Она потащила свою дочь к другим священникам, к тем, которые их не знают, но и эти не соглашались дать благословение бездумно, желали вначале побеседовать с Верой, а после беседы в благословении на брак отказывали.

Александра не сдавалась, она решила добиться брака с Виктором во что бы то ни стало. Конечно, для ее же, Веры, блага. Она повезла дочь в Лавру, и там, в суматохе престольного праздника среди толп паломников, добилась своего. От крайней усталости, от невозможности разобраться в деле как следует, благословил Веру на брак один иеромонах, чье имя даже позабыла спросить Александра.

Поехали домой. Вера молчала, печально смотрела в окно вагона, один раз даже заплакала. Она больше не спорила с матерью.

Подготовка к свадьбе была суетной и торопливой. Для Веры было сшито платье чудной красоты, на голову изготовлен баснословно дорогой убор из настоящего жемчуга с вуалью тонкой и легкой, как паутинка.

Вера равнодушно, без всякого интереса относилась ко всем свадебным приготовлениям. После свадьбы новобрачные должны были уехать в путешествие по Средиземноморью, родня жениха купила им шикарную квартиру — чем не сказка?

Александра радовалась, но все же где-то в глубине сердца ее словно бы кровоточила маленькая ранка — это обличала Александру ее совесть за то, что она, можно сказать, хитростью принудила свою дочь на этот брак. Но Александра отмахивалась: «Ничего, ничего, я согрешила, не дочь, все грехи на себя возьму, отмолю, простит Господь. Зато дочь моя будет счастлива».

Но вот, наконец, настал день свадьбы. Вера с самого утра была бледной, с застывшим напряженным лицом. Александра объясняла это понятным волнением. После регистрации поехали в храм венчаться. Когда возле храма все вышли из машины, Вера, найдя глазами свою мать, посмотрела ей в лицо обреченно и покорно. И следа счастья не было на лице Веры.

Подул легкий ветерок, платье Веры слегка раздулось, заискрилось на солнце. Александра, восхищенно следя за дочерью, почувствовала внезапную и очень сильную гордость: «Вот, все вышло так, как я хотела, вопреки всему. Я смогла этого добиться! Через несколько минут моя дочь войдет в этот храм и станет счастливой женой. Ничто не помешает этому, ничто!»

Подойдя к ступеням храма и готовясь уже поставить ногу на первую ступень, Вера почувствовала, как налетел внезапный порыв ветра. Он сорвал с ее головы вуаль. Вера инстинктивно вскинула руку, стараясь поймать ее, но вуаль ускользнула и полетела. Вера рванулась за ней, силясь поймать. Все, застыв, следили за ней, а она уже бежала, подобрав одной рукой длинный подол платья, другой тянулась к летящей вуали. Бежала прямо к дороге. Внезапно из-за поворота на большой скорости вылетела машина. Скрежет тормозов, звон разбитого стекла, негромкий вскрик…

Все подбежали беспорядочной толпой, сгрудились вокруг. Александра стояла, не в силах тронуться с места, ум ее не вмещал того, что только что, на ее глазах, произошло. Потом она медленно пошла, все расступились перед ней. Вера лежала на асфальте — лицо тихое, спокойное, словно во сне, ослепительно красивая в своем белом платье. В зажатой руке — вуаль, легонько шевелящаяся от ветра. Словно живая, только под головой ее быстро расплывалось зловещее алое пятно…

«Вот что натворила я, окаянная, от гордыни своей, эгоизма и неумной любви», — Александра замолчала, вздохнула.

Сама-то я, как дочь похоронила, — добавила она, — захотела уйти в монастырь, так не благословили меня. Батюшка сказал: «Живи в миру, твори добро здесь, терпи и довольно с тебя». Молиться мне теперь до смерти. Да вот — отмолю ли? Господь милосерден.

Александра встала со скамейки, поклонилась и пошла по дорожке от храма. Я смотрела ей вслед и думала о послушании, о смирении, о неисповедимых путях Господних. С души моей свалился камень, протест, ропот, возмущение ушли далеко. На душе стало светло и спокойно, не хотелось ничего добиваться, ничего доказывать. «Значит, нет на то воли Божьей, нет на то благословения, — думала я. — Ну и слава Богу!»

Ольга Петрова,
г. Екатеринбург

 

В других номерах:

№20 (389) / 22 мая ‘06

Литературная страница

Рассказ «Сердце в подарок»

№15 (384) / 15 апреля ‘06

Литературная страница

Рассказ «Знамение»

 
Литературная страница

Сила молитвы

На душе почему-то мрачно, тревожно и холодно. Томит неопределенное чувство чего-то необычного. Чего-то скорбного и неприятного, которое должно скоро свершиться. И вот я слышу громкий стук в дверь. Тревожный. Настойчивый. Звенящий. Вселяющий в душу что-то невыразимо тяжелое и неприятное. Взгляд на часы: без четверти три.

 
Православное воспитание и образование

Воспитание искусством

Сприходом на Русь христианства появились и первые иконографические школы, творчество которых напрямую связано с именами таких талантливых русских иконописцев, как Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. С течением времени искусство это в России продолжало расцветать и умножаться.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс