Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (150) → Если ребенок украл деньги

Если ребенок украл деньги

№9 (150) / 1 апреля ‘01

Православное воспитание

В этой теме:

Православное воспитание
Дети
Православное воспитание
Как уберечь ребенка от насилия

Прежде чем обратиться к конкретной проблеме, обозначенной в заглавии этой статьи, необходимо указать на цель детства. Целью детства является становление и возрастание идентичности. Понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство соответствия и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе развития. На пути своего развития ребенок проходит через несколько видов идентичности (говоря по-русски — видов гармонии с окружающим миром), все расширяющихся по своему охвату реальности. От первого вида идентичности — единения с матерью в начале жизни, до единения с Богом, в конце ее. Понятно, что до высшего вида идентичности добираются далеко не все, но детские стадии одинаковы для всех. На переходах между типами идентичности человек переживает возрастные кризисы, целью которых является овладение навыками для существования в новом виде идентичности. Такие кризисы часто сопровождаются нарушениями поведения, образа мыслей, повышенной агрессивностью. К таким нарушениям относится и воровство денег. Строго говоря, есть 3 возраста, в которые дети наиболее часто воруют деньги.

Первый возраст — это от 4 до 6 лет. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам ставить себе цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, перемены различных ролей, овладения окружающей реальностью посредством экспериментирования с ней и планирования в ней своих действий. В пространстве ребенка появляется все больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом сравнения ребенком себя со старшими, как основы становления новой ступени идентичности. Ребенок старается скопировать в поведении и овладеть в игре максимально возможным набором стилей и типов поведения. От этого в последующем зависит, насколько гибко личность сможет взаимодействовать в обществе. Естественно, что овладевая новыми стилями поведения, ребенок знакомится с новыми, далеко не всегда поощряемыми родителями чувствами. Возникает конфликт между желанием развиться в социальном плане и возможной потерей любви самых важных в мире людей, родителей. Положительные действия и эмоции родителями поощряются, так что здесь конфликта не возникает. Проблема всплывает с негативными эмоциями и поступками. Здесь родители могут занять две позиции: безусловного неприятия без объяснения причин и неприятия с научением ребенка выходу из ситуации. В первом случае ребенок застывает в том небольшом количестве положительных ролей, которым он успел научиться. А поскольку он не знает причин недовольства родителей, то он начинает испытывать страх и чувство вины за любой свой поступок, поскольку не уверен: одобрят родители его поведение или нет. В конечном виде ребенок начинает полностью зависеть от родителей, теряет инициативу развития и боится хоть как-то проявиться. Тогда он начинает приписывать родителям собственные страхи, гневается, начинает обвинять их и стремится убежать от травмирующей ситуации. Это проявляется в тяге к бродяжничеству, попытке завладеть хоть каким-то количеством денег, чтобы накупить сладостей и компенсировать удовольствием от еды неблагоприятную обстановку дома. Если же родители на примере показывают, как нужно справляться с негативными ситуациями, учат ребенка правильно проявлять свою волю и не лишают своей любви за огрехи, то ребенок развивается нормально и переходит на следующий уровень идентичности.

На ней определяется, как ребенок сможет овладеть знаниями и стать впоследствии профессионалом в выбранном роде занятий. Эта стадия (7–8 лет), в начале ученичества, связана с овладением ребенком различными умениями. Этот возраст — оптимальное время для готовности к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремлению все делать хорошо, заряженности на дух здорового соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста — неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают отождествлять себя с представителями отдельных профессий, для них становится важным общественное одобрение их деятельности. Психологическая зависимость от родителей здесь по-прежнему полностью сохраняется. И от того, насколько родители помогут своему ребенку справиться с трудностями учебы, поддержат его тягу к обучению, привьют навыки самодисциплины, зависит успешное прохождение ребенком стадии учебно-деловой идентичности. Если такового не происходит, ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, не получающим подкрепления за свои успехи. Тогда он скатывается в негативное поведение прежней стадии и также начинает бродяжничать, прогуливать уроки, воровать. По сути дела это крик о помощи. И здесь роль родителей и учителя огромна. Формируя навыки справляться с трудностями, эмоционально поддерживая ребенка, взрослые научают его не поддаваться унынию и достигать результата упорством в занятиях. Всем понятно, как это скажется в дальнейшей жизни.

Третий возраст, чреватый воровскими наклонностями, подростковый. В это время подросток колеблется между положительным полюсом определения своего «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и прочее. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь картина психики разительно меняется. Подросток по-прежнему мечется между реализацией дозволенных и недозволенных обществом желаний, но, в отличие от прежних возрастов, он не зависит больше от авторитета родителей в своем поведении, а старается сам достичь общественного положения и признания. Он отчаянно стремится быть всем и сам себя останавливает, запрещая себе самому выпячиваться, поскольку это может обнажить нелицеприятные черты характера и потаенные желания. Выходом из такого положения является труд, то есть реализация себя в выбранной профессии. И здесь, как никогда, выступает значение родительского воспитания в предыдущие периоды. Если у ребенка поощряли в 4–6 лет развитие волевой сферы и творческих способностей, а в 7–8 лет привили навыки самодисциплины, трудолюбия и нравственного отношения к людям, то подросток пойдет по пути профессиональной реализации. Если же этого не произошло, то молодой человек изберет путь преступного поведения, поскольку невозможность нормально реализоваться в обществе порождает болезненно уязвленное самолюбие и ведет к протесту, выражающемуся в краже денег, бродяжничестве, наркомании. Несформированная, разбалованная воля не способна помочь подростку отбиться от искушений, а отсутствие моральных устоев толкает в молодежные группировки антисоциальной направленности.

Итак, если ребенок украл деньги, то: в 4–6 лет вы подавляете своего ребенка и не объясняете ему жизнь, в 7–8 вы недодаете ребенку любви и дисциплины, в 14–18 воспитывать поздно и лучше заинтересовать вашего ребенка творческим и полезным трудом.

Марк Ицкович,
православный психолог
Екатеринбург

 
Православное воспитание

Дети

Как часто огорчают нас наши дети! Сколько приходится слышать от родителей, что дети не слушаются, дети грубят, ведут себя безобразно, что их приходится наказывать, что уже и сил никаких нет терпеть детские выходки. Иногда это просто раздражение, а иногда и настоящая агрессия: «Ну просто убил бы!». И такие страшные слова говорят те, кто сам был когда-то ребенком и, наверное, так же огорчал и возмущал своих родителей.

 
Православное воспитание

Как уберечь ребенка от насилия

(Окончание. Начало в № 8) ВНИМАНИЕ — ОПАСНОСТЬ: ЛИФТ Лифт в нашем доме похож на страшное существо. Его двери, как пасть какого-то ужасного животного, захлопываются, и он начинает двигаться со скрежетом, на последнем издыхании. Наверно, чудовища тянутся друг к другу, иначе как объяснить тот факт, что камера лифта нередко становится местом преступления?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс