Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Одним из первых дел, которыми отец Владимир (Туманский) начал свою службу в Березовском храме во имя Успения Пресвятой Богородицы, было открытие церковно-приходской школы. И с тех пор он всегда смотрит на нее, как на будущее приходской общины, о чем не раз говорил и с амвона, и перед общественностью города.
Начинали мы в 1994 году, как и все, наверное, с типичной картины: стол, около него лавки, на них 10–12 детей. Сейчас у нас список учеников приближается к сотне. Занятия вела тогдашний регент хора К.Е. Шелудякова.
Постепенно, по частям возвращалось храму церковное здание, увеличивалась площадь для занятий, прибавлялось количество детей. Никому не отказывали — а их приходило столько, сколько могло вместиться в данных условиях, не больше, да и во всем чувствовалась независящая от нас целесообразность. Как и сейчас не оставляет школу водительство Божие.
Два года назад передали церкви помещения прилегающей территории. В одном из них отец Владимир поручил оборудовать класс. Вскоре все, кто заходил туда, ахали: какой дворец! Белые стены, светлый мраморный пол, голубые парты, люстры сияют, доска во всю стену завешена тюлевой шторой, пианино под бархатным чехлом, лампада перед иконами. А сейчас тут еще магнитола, большие картины с видами монастырей. В другом классе, совмещенном с крестильной, есть телевизор с видеомагнитофоном.
Но потребности, как известно, опережают возможности. Все идет к тому, что с нового года надо будет открывать еще одну группу. Уже сейчас обе классные комнаты по субботам и воскресеньям заняты. С увеличением школы растут и сложности, хотя бы в том плане, что присутствие в церкви одновременно до 50 детей создает определенные хлопоты работникам церкви. Но такие издержки неизбежны, и мы, учителя, стараемся их терпеливо сносить.
В жизнь школы влилась новая живительная струя, когда отец Владимир пригласил для создания детского хора талантливую преподавательницу пения А.И. Самойлову. В Рождество уже состоялся первый концерт. Зал городской музыкальной школы был полон. А когда дети поют о святом — и хорошо поют — люди плачут.
Все в церковной школе должно соответстовать душе ребенка, его еще неосознанным духовным потребностям. Здесь он должен встречать любовь, понимание, получать пищу для души и ума. Поэтому у нас они не только слушают, но и поют, рисуют, смотрят фильмы, готовят праздники. В стенгазете, которую выпустили недавно, одна девочка написала о школе, что здесь тебя выслушают, что можно с учителем посоветоваться. И правда, даже на уроках охотно делятся своими жизненными ситуациями. А как отрадно видеть, когда они между собой сдруживаются, находя общие интересы.
Помню шестилетнего Николая. Мама привела, а ему кажется сомнительной эта затея, твердит «нет». Предлагаю компромисс:
— Хорошо, ты попробуй приди один только раз и тогда решишь, ходить или нет.
Сейчас ему девять лет, отказываться от школы не помышляет.
Отец Владимир твердо предостерегал нас от увлечения учительством:
— Здесь не учеба, а полезный отдых.
В самом деле: ребенок приходит к нам в свой выходной, и еще предложить ему 2–3 часа умственной работы? Сейчас у нас распорядок установился такой: только сделает ученик очередное открытие на уроке Закона Божия, как после перемены осваивает гласы церковного пения, потом рисует пейзаж с храмом или же читает по-церковнославянски, стараясь не ошибиться в ударениях. А тут и чай готов с пирожками из церковной трапезной. Начинается просмотр видеофильма, их в видеотеке полторы сотни, выбор есть.
Скучать некогда, а когда интересно, так и не устаешь. Неудивительно, что они выходного ждут и прибегают с веселыми глазами.
Не сразу так сложилось, и неспроста отцу Владимиру пришлось применить строгости, кое-кто из нас поначалу страдал многоглаголанием, стараясь объять необъятное сразу и навсегда. В результате немало детей прошло сквозь школу как через пустое место. Заполняли на каждого анкету, а на следующий год пачка анкет с пометкой «не явились» отправлялась в архив. Это боль наша и вина.
Нельзя сказать, что и сейчас не возникают попытки реанимировать такую практику, раздвинуть рамки урока за счет детского отдыха, но мы уже начеку.
Конечно, уходят и сейчас. Почему? Этим вопросом задаются, наверное, во всех церковных школах. Не беру частности: заболел, переехали, на подругу обиделась, другими занятиями загрузили. Не ставлю под сомнение тот факт, что мы преподаватели неискусные. Только что и есть у нас, так это любовь к церковным детям и желание общаться с ними.
Но какие бы ни были причины, укрепляется с годами мысль, что остаются, прикипают к школе — не случайные. Это удивительные, иного слова не подберешь, избранные души.
— Мама, — говорит 11-летний мальчик, — мне ничего от тебя не надо к Рождеству и Новому году. Никакого подарка. Только одно надо.
— Что?
— Не знаю, как сказать…
— Да говори же.
— Чтобы ты исповедалась и причастилась. Знаешь, как тебе легко будет.
А вот пятилетний миссионер. Высказал все, что успел узнать о грехе, любящей выпить соседке. Спел ей песню про ангелов, которые «в небе высоком живут». Говорит:
— У вас двое детей. Их надо крестить. И самой надо креститься.
Она пришла к его матери и плачет: вот ведь что мне Максим сказал.
Четырехлетнего Колю спросили:
— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Он, не задумываясь, ответил:
— Отцом Владимиром.
Это к нему, нашему батюшке, каждую субботу в радостном волнении приближается он для помазания.
Ребята постарше на воскресных занятиях также группой идут на молебен, на окропление. А после получают в киоске просфоры в сшитые на занятиях мешочки.
Особенно нравится детям изготавливать хоругви. С какой радостью несут их потом на Крестном ходе. Оформляют также тетради «Святые праздники», приклеивая репродукции икон и делая надписи.
С неизменным интересом относится каждый новый класс к чтению по-церковнославянски. Урока не хватает, каждый непременно хочет, чтобы его спросили почитать. Заготовлены у нас большие таблицы, по которым знакомим с азбукой, а также буквами, отличными от современных, надстрочными знаками, цифрами и т. д. Каждому на парту дается молитвослов или букварь. Размножили шестопсалмие и еще несколько псалмов, чтобы старшие уже читали псалтирь. Интересно, что когда появилась эта мысль — с какой же книги псалмы отпечатать? — приносят в церковь старинную псалтирь с разрозненными страницами, и главное, крупного формата. А в одном месте вдруг совершенно бесплатно печатают нам 300 страниц: надо ведь 20 экземпляров. Чего у нас нет, так это книг Нового Завета на церковнославянском, но верим — пошлет Бог. Как и все другие пособия являлись сами, своевременными дарами. Начинали, помнится, с блеклых копий маленького молитвослова и как же были ему все рады. Сейчас оглядываешься, сколько людей помогали нам, помоги и им, Господи!
Ребенок в церкви… Есть подводные камни, о которые разбиваются многие благие намерения воспитателей и родителей. Мы видим, как они трепетно начинают — минуты на всенощной, на молебне, коленопреклонения, первые исповеди. Но вот и те, которых вели мы 4–5 лет. Они привычно и правильно сделают все, но при возможности, во время службы, лучше потолкутся, пообщаются где-нибудь возле киоска, вахтера, в колокольне. И это еще хотя бы так, а о многих только вспоминаешь, глядя на фотографии, но, увы, уже не встречаешь. Вот кого мы не сберегли в своем неуемном «учительстве». Как это все сложно!
Известно, что старшие дети жаждут дела, обязанностей, церковного послушания. У нас же не хватает сообразительности, понимания своего долга обеспечить им возможность реализовать эту потребность. К тому же в прежние годы мы хоть изредка отправлялись с ребятами по храмам, монастырям. Сейчас эта возможность в связи с транспортными и денежными затруднениями отпала. Надеемся на лучшие времена. На недавнем своем педсовете мы посетовали: где у нас в храме толпы юных прихожан? Нет, единицы. Это не уныние, но осознание, что того места, на которое поставил нас Бог, не оправдываем. Кроме нашего личного несовершенства, существенная причина, думается, в том, что все эти годы уклон в программе был на то, чтобы давать знания. Но ведь Священное Писание и сектанты хорошо знают. У нас же упускалась сверхзадача — чтобы дети полюбили красоту православия, получили основы духовной культуры.
И вот теперь намечаем переориентировку. (Об этом ниже). Как-то получится? Помоги, Господи.
Принимаем мы в школу с 4-х лет. Приходят даже с трехлетними: можно мы у вас посидим? Раннее воцерковление — это наша принципиальная позиция. А в шесть лет в наше время уже можно опоздать. Ребенок к этому возрасту «все познал» с помощью телевизора, и многие мировоззренческие стереотипы у него заложены.
Одна родительница как-то засомневалась:
— В воскресную школу хочу сына привести, да мал еще, 4 года.
— А в шесть, — отвечаем, — будет поздно. Тех, кто мал по возрасту, не автоматически переводим в следующий класс, а даем еще годик подрасти в этой же группе.
Первые три года ведем по собственным программам. Следующие три класса занимались по рекомендованной епархиальной программе. А с нового учебного года мы договорились перейти для всех шести классов на новую программу «Основы православной культуры», опубликованную в газете «Воскресная школа», № 2 за 2001 г. Добавим только не предусмотренную в ней группу 4–5-летних детей. Этот возраст, кстати, у наших преподавателей самый любимый за его открытость и проявления детской веры. Полюбив их в таком возрасте, хочется бережно и ответственно вести дальше.
Но если откровенно сказать, то, когда задумаешься о том, куда мы поставлены и что из этого выходит, то оторопь возьмет: кто мы такие и как мы смеем?! Ведь исполняем мы эти обязанности на уровне бесконтрольной интуиции, бессистемных знаний, лишенной страха ответственности и в оставшееся от других дел время. Но Богу виднее, когда привести лучших. А пока — велено нам.
И Бог укрепляет нас, показывая иногда маленькие-маленькие радости. Вот наши Николаи и Евгении стали в алтаре служить. Вот девочка тайной делится: я помолилась — и все прошло. Вот спрашивают нас: такой-то мальчик ходит в вашу школу, как он? И начинают рассказывать про него ужасные вещи. Да нормальный он — говорим. А они поясняют: вот и родители уверяют, что он в воскресной школе хорошо себя ведет, а нам не верилось. Вот папа удивляется: стали сына в ванной мыть, а он ни за что не дал крестик снять. Это он-то, который с недетской силой сдергивал с себя крестик, когда родители пытались надеть. Папа не знал, что с учительницей в храме, перед иконой Богородицы, сын попросил прощения, своми руками надел на себя крестик и пообещал не снимать.
Мы только молим: Господи, мы недостойны, но пусть будет меньше расставаний, помоги, чтобы наши ученики всегда оставались с нами — в Твоей Церкви!
Г. Бортникова,
преподаватель ЦПШ
Березовской Успенской церкви
Екатеринбург, 9 марта. В рамках подписанного 10 января «Соглашения о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между Министерством образования Свердловской области и Екатеринбургской Епархией
Я стою в храме, на утренней службе. Вокруг меня люди. Стоят терпеливо, смиренно. Каждый пришел со своей ношей, с скорбью, болезнью. Мало кто с радостью спешит в храм. Когда нам хорошо, сыто, весело и радостно, мы и не вспоминаем о Боге, о Том, Кто нам все это дал. Как неблагодарные дети
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.