Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (145) → Интервью с Владыкой Викентием

Интервью с Владыкой Викентием

№4 (145) / 8 февраля ‘01

Слово Архипастыря

Владыка, 11 февраля, в прошедшее воскресенье, Церковь чтила память Новомучеников и Исповедников Российских. Екатеринбургская епархия в этом плане епархия особая, потому что это место страдальческой кончины и Царской Семьи, и Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары… В нашей епархии очень много и репрессированных священнослужителей, десятки известных и безвестных репрессированных священников. Каково для нас значение их подвига?

— Кровь Новомучеников, подвиг мученичества имеют большое значение на этой земле. Особенно, когда человек отдает свою жизнь ради Христа, ради Бога, ради Царствия Божия, ради Веры Христовой. Это проявление особой любви к Богу.

“Нет больше той любви, кто душу свою отдаст за други своя”. А тут человек не только ради друзей, а ради Бога отдает свою жизнь, и, жертвуя этой, земной, жизнью, он приобретает иную жизнь — вечную жизнь. Своим мученичеством человек проявляет глубокую веру в вечность, глубокую веру в Бога, в то, что Господь за это наградит его великими благами. Это великая надежда и это величайший подвиг. Не случайно на мощах мучеников совершается Божественная Литургия в наших алтарях.

Подвиг мученичества имеет большое значение как для земной человеческой жизни, так и для Церкви Небесной и земной. В минувшее столетие наша российская земля была обагрена кровью мучеников. Сотни тысяч людей отдали свою жизнь за веру, за Отечество, ради того, чтобы сохранить Православную веру в нашем Отечестве. Вот это и есть еще одна сторона значения Новомучеников Российских. Благодаря их подвигам мы сейчас в Православии. Мы сейчас имеем веру Православную. Потому что они отстояли эту веру своими подвигами, своей кровью. Поэтому мы равно почитаем и тех, которых мы знаем — явленных и прославленных мучеников, и тех, которых мы не знаем, один Господь их знает, и тех, которые еще не прославлены в числе Новомучеников Российских. Мы молимся, мы совершаем панихиды. Наша взаимосвязь между земной Церковью и Небесной здесь просматривается очень ярко, очень хорошо. Поэтому Святая Церковь и установила 11 февраля, в день памяти Новомучеников и исповедников Российских, особый день памяти всех тех, которые отдали свою жизнь, скончались в те годы богоборческого лихолетья.

В этот день я, в сослужении духовенства города, в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев совершу Божественную Литургию, за которой мы помолимся всем прославленным Новомученикам и помянем безвестных.

А как идет строительство Храма-на-Крови на месте убиения Царской Семьи?

— Пока идет нормально, хорошо. К сожалению, не все то, что запланировали, сделать успеваем, не укладываемся немного в график. Но, Слава Богу за все.

Мы имели возможность в этом году на Рождество совершить в строящемся храме молебен, прославить Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемских яслях. Надеемся, что к Пасхе больше будет сделано и можно будет совершить Пасхальную вечерню или даже может быть Литургию.

Надеемся, что возможность эта, с Божией помощью, появится. А также и с помощью спонсоров и благодетелей этого храма. А главным спонсором этого строительства является Андрей Анатольевич Козицин. И, конечно, большие усилия к строительству этого храма прилагает Губернатор нашей области Эдуард Эргартович Россель. Эдуард Эргартович постоянно следит за ходом строительства, лично посещает строящийся храм и направляет процесс так, чтобы все было сделано качественно и быстро.

Владыка, что за храм будет строиться в Серове?

— В Серове, центре Северного церковного округа нашей епархии, храм будет строиться в центральной части этого достаточно большого города. Первый камень его был заложен давно, освящен, но, к сожалению, прошло уже больше полутора лет, а дело не сдвинулось. Но вот недавно я посетил этот город, и мэр Серова, а также предприниматели дали слово, что в течение этого года храм начнет строиться. Но опять-таки главным благодетелем в строительстве храма выразил желание стать А.А. Козицин, от которого очень многое и будет зависеть.

Такое ощущение, что Андрей Анатольевич отстраивает половину новых храмов епархии?

— В Качканаре строит, в Невьянске строит, в Кировграде тоже он будет помогать. В Верхотурье восстанавливал Крестовоздвиженский собор. На Ганиной Яме монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев тоже все он. Андрей Анатольевич — единственный, кто помогает в строительстве монастырского комплекса. Храм-на-Крови — тоже он. Так что дай Бог ему здоровья, чтобы сохранил Господь Андрея Анатольевича в здравии и благополучии. И чтобы он нам и в дальнейшем помогал осуществлять те планы, которые перед Екатеринбургской епархией стоят.

— Его помощь — это просто желание делать добрые дела, проявление веры или, может быть, какой-то расчет?

— Я достаточно часто с Андреем Анатольевичем встречаюсь и вижу, что он исполнен глубокой веры и понимания значения строительства храмов в настоящее время. Он видит, что есть насущная необходимость дать людям место, куда бы они могли прийти, чтобы получить очищение, обновление души, преображение души, нравственное возрождение. Он это действительно глубоко понимает и поэтому с особым интересом и желанием стремится помочь в строительстве церквей в местах, где они наиболее нужны.

Когда было освящение отстроенного при содействии Андрея Анатольевича храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в Верхней Пышме, то он за богослужением вместе с супругой и чадом причастился Святых Христовых Таин. Так что мы очень рады, что Андрей Анатольевич не только строит храмы для нас, для всех верующих, но и сам в себе строит храм своей души, укрепляет его. Господь, я думаю, не оставит его Своей милостью и всегда будет хранить и в этой жизни, и будущем веке вознаградит великими благами духовными.

Владыка, на днях с частным визитом в наш город приезжал экс-президент СССР Михаил Горбачев. Его часть жителей Уральской столицы, читателей Библиотеки главы города, определила “Человеком столетия”. Неоднозначное отношение россиян к этому политику общеизвестно. Одни — превозносят Горбачева как “творца перестройки”, другие — не менее ожесточенно ругают за “развал страны”…

— То, что касается начала его деятельности, было очень приятно и неожиданно, что государство в значительной степени изменило свое отношение к Церкви. Он пригласил в Кремль в полном составе Священный Синод. Как глава государства встретился с членами Синода впервые после многих десятилетий притеснения Церкви. Выслушал от синодальных Архиереев те проблемы, что у Церкви есть, и что Церковь могла бы сделать для общества. Горбачев с очень большим интересом все это послушал и дал обещание, что по мере возможности будет содействовать устранению препятствий церковному служению, которые накопились. А дальше… Мы все знаем, как это все пошло…

Печально, что в нашу страну хлынули множество сект, которые впоследствии разрушили и души, и судьбы многих наших людей. До такой степени, что даже пришлось создавать специальные реабилитационные центры для пострадавших от сект, в том числе и в нашей Епархии. Это пришлось делать, чтобы помочь людям выйти из их душевного кризиса, душевной, можно сказать, болезни. Вот такие были печальные результаты…

Я думаю, что если бы после того долгого времени, что Церковь была очень ограничена, дать было ей возможность быстрее укрепиться, встать на ноги, больше дать возможности влиять на умы и сердца людей, то, конечно, общество бы наше было иное уже. А когда была дана возможность хлынуть всей этой грязи… Общество за эти годы еще больше ослабло, чем за годы безбожия, годы неверия. Потому что, когда существовавший вакуум да еще и заполнили грязью, каково стало душе человека? Ужас стал на душе. И с этим ужасом мы и сейчас встречаемся каждый день.

Это что касается духовной, нравственной стороны. Что же до распада СССР, то, как сказано в Евангелии, “дом, построенный на песке, не устоит”. Ничего бы не рухнуло, если бы стояло на прочном основании. Если бы наше общество было “построено на твердом камне”, то оно бы и до сих пор удержалось. А когда только внешняя сторона была поставлена высоко, а внутри все больше и больше гнило… Само общество пришло в такое состояние душевное и духовное, что не могло больше так жить, как жило до сих пор. Изменения просто были необходимы. Невозможно было в такой системе жить дальше. Но все это надо было направить в нужное русло, тогда бы и не было таких нравственных потрясений. Горбачев, увы, этого сделать не смог. Почему? Допущена была какая-то ошибка в самом начале. Ведь начало было хорошее, но… Или на самотек все было пущено… Этого я уже не знаю. Но получился вот такой результат. Горбачеву надо было опереться на Православную Церковь, на опыт Православной Церкви, опыт духовной жизни”.

Еще один вопрос. 14 февраля будет отмечаться так называемый “валентинов день”, “день всех влюбленных”. Практически еще за неделю до “праздника” все наши СМИ полны рекламы предстоящих мероприятий на этот день, пересказывают некое “житие святого”. Но многие задают вопрос: в церковном календаре на 14 февраля не указана память “святого Валентина”, почему?

— 14 февраля по православному нашему календарю — это день святого мученика Трифона. Святой Трифон — очень почитаемый и в Церкви, и в России святой. По преданию, ему молятся о защите полей от сельскохозяйственных вредителей, насекомых, о защите нового урожая. Вот об этом нужно вспоминать в этот день. Чтобы Господь благословлял нас хорошим урожаем, успех которого, как знают сельские жители, закладывается уже зимой.

Что касается святого мученика Валентина, то у нас их три: святой мученик Валентин Доростольский, память которого совершается 7 мая, священномученик Валентин, пресвитер Римский, его память — 19 июля, и священномученик Валентин, епископ Интерамский, память которого 12 августа. Все они — мученики за Христа, претерпевшие большие страдания за исповедание своей веры, веры во Христа. Они проявили огромную любовь к Богу через пролитую кровь, через страдания, через мучения.

Как мы видим, ничего общего с “празднованием” 14 февраля. Святого Валентина в православном месяцеслове 14 февраля просто нет. Мы православные люди и живем в православной стране. Для нас было бы естественным придерживаться православного календаря, почитая православных святых.

Христианское почитание святых — это молитвенное почитание, это богоугодное и доброе личное житие. Но, к сожалению, вот этот “праздник” приобрел на западе такую форму, такую славу, что от него ничего ни православного, ни христианского не осталось. Его сделали сугубо светским, плотским и блудным. Его сделали очень скверным. Когда проповедуется не чистота души, не богоугодная жизнь, а проповедуются блуд, прелюбодейство, сквернословие и всякие-всякие беззакония и безнравственность. Это святотатство по отношению к святому и к церковной жизни.

Я призываю всех одуматься и не делать из празднования святого посмешище. Мы не язычники, а христиане и должны почитать святого не тем, чтобы преумножать в своем сердце страсти греховные и грех, а, видя его добродетельную жизнь, подражать ему и стараться жить так богоугодно и честно, как те святые, которых мы почитаем. А то получается, что мы о святых даем развращенное понятие и делаем развращенной свою жизнь. И эту развратную жизнь проповедуем по всему миру. Это неправильно по отношению к угодникам Божиим, которые молятся у Престола Божия, чтобы Господь даровал нам здравие, святость, чистоту жизни, а не беззаконие и безнравственную, блудную жизнь. Это недопустимо. Это скверно.

Ваше Высокопреосвященство, 26 февраля все мы вступим в очень важный для духовной жизни каждого христианина отрезок времени — Великий пост. И перед тем как вступить в спасительные труды Великого поста, день перед началом Поста Святая Православная Церковь также выделяет особо. Про этот день слышали, наверное, люди даже маловоцерковленные, он носит название — Прощеное воскресенье. Почему этот день, день Прощеного воскресенья, так особо выделяется в церковном календаре и что Прощеное воскресенье значит в духовной жизни человека?

— Прощеное воскресенье, в этом году это 25 февраля, — особо благодатный день, когда мы собираемся в храмах Божиих, встречаемся с нашими близкими и дальними и исполняем одну из великих заповедей Божиих, заповедь о прощении друг друга. Это есть то условие, на котором Господь приходит со своим милосердием к нам и прощает нам наши грехи.

Мы будем в течение Великого поста трудиться, поститься, молиться, просить у Бога прощения в своих грехах. И Господь, по своему милосердию, будет нас прощать. Все наши грехи, даже самые тяжкие. Но с одним только условием: если мы будем прощать недостатки, слабости, немощи друг друга. Только тогда Господь тоже будет прощать нам наши грехи.

Именно поэтому мы в этот день приходим в церковь во множестве, молимся, просим друг у друга прощения и наше сердце исполняется особой радостью, особым утешением, особым духовным восторгом, таким, что душа ликует и радуется. И в этот момент, когда мы испрашиваем друг у друга прощения, поются даже пасхальные песнопения, потому что в таком вот духе мира, согласия, любви друг ко другу мы и должны встречать праздник Воскресения Христова.

Но мы должны и готовиться к этому великому празднику. Готовиться подвигом, постом, молитвой, очищением себя от грехов, чтобы со всей чистотой сердца воспринять ту великую благодать, которую Господь нам пошлет в пасхальные дни.

Мы по своей горделивости, обидчивости друг на друга таим в себе, в своем сердце много гнева и раздражения, и нам бывает очень тяжело смиряться и просить прощения или прощать своего ближнего. Это подвиг очень большой, но очень нужный, очень важный для людей. Вспомним слова Священного Писания: “Да не зайдет солнце во гневе вашем”. То есть мы имеем такую заповедь от Бога, чтобы гнев, раздражение, обида не держались на нашего ближнего долго: “да не зайдет солнце”, то есть, не пройдет и одного дня. Нужно сразу, как возникли недобрые чувства, обратиться к нашим ближним за словом прощения или откликаться на зов нашего ближнего, чтобы его тоже простить за какие-нибудь недостатки, прегрешения или обиды, которые он нам причинил. И это должно быть повседневно, ежечасно.

В Прощеное воскресенье мы должны прощать всех своих ближних, даже тех, которые находятся, может быть, далеко от нас. Даже тех, кого простить нам не хватало воли и доброты сердца в течение всего года. Мы должны обращать свой взор, просить хотя бы мысленно у них прощения, чтобы Господь, видя наше такое расположение духа, даровал и нам дух мира, дух любви, дух благочестия, с которым мы и должны вступить в подвиг Великого поста. Поэтому Прощеное воскресенье для нас — это великий день.

— Пост. Зачем он человеку нужен?

— Пост дан нам Богом с самого начала. Еще в раю, когда Господь дал человеку возможность воспользоваться всеми благами райской жизни, Он дал и поручение, чтобы человек не вкушал плода от древа познания добра и зла. Вот это и есть как раз та первая заповедь человеку о посте. Чтобы он воздерживался, чтобы приучить человека к послушанию воле Божией. Человек нарушил эту заповедь и, в результате грехопадения, появилось очень много страстей, много греховных наклонностей, с которыми человек должен бороться.

Одно из средств борьбы со своими немощами, со своими недостатками, со своими страстями — это есть пост, включающий и воздержание от животной пищи. Когда мы утучняем наше тело разными яствами, сытной пищей, то у нас возбуждаются различные греховные страсти. Когда мы будем воздерживаться от нее, то эти страсти будут ослабевать. И мы путем молитвы, путем воздержания, путем подвига, путем понуждения себя к добру, сможем победить в себе грех, победить в себе страсти, искоренять их, таким образом, очищая себя от своих греховных наклонностей, идти по пути к совершенству. К совершенству нас призывает Господь: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”.

Пост необходим нам также для того, чтобы мы научились и послушанию воле Божией. Господь благословил нам поститься, и мы должны нести послушание Богу, послушание Церкви. И в то же время, через пост мы воспитываем в себе воздержание, воспитываем в себе чувство смирения, терпения. Вот, что дает пост человеку. Это те добрые качества души, которые необходимы человеку в жизни. И чтобы человек обогащался добрыми качествами души.

Великий пост для нас — это, как говорят Святые Отцы, “весна для души”. Это то время, когда душа приобретает новые силы, приобретает новые качества, добрые, хорошие качества, которыми Господь украшает и обогащает всех нас.

Господь да укрепит всех читателей нашей епархиальной газеты на благие и богоугодные труды Великого поста.

 
Слово Архипастыря

Послание Высокопреосвященного Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на Великий пост

 
Слово Архипастыря

Архиепископ Викентий о метадоновой программе

Екатеринбург, 5 февраля. Как уже сообщалось, одним из чиновников здравоохранения на заседании Правительства Свердловской области в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди наркоманов была предложена к реализации так называемая, «метадоновая программа».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс