Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (144) → «Когда я первый раз попал на богослужение, на меня это произвело великое впечатление…» Интервью с протоиереем Виктором Махониным

«Когда я первый раз попал на богослужение, на меня это произвело великое впечатление…» Интервью с протоиереем Виктором Махониным

№3 (144) / 1 февраля ‘01

Жизнь Екатеринбургской епархии

В этой теме:

Жизнь Екатеринбургской епархии
Стремитесь оставить беззаконие. Интервью с архиепископом Викентием
Жизнь Екатеринбургской епархии
Служения архиепископа Викентия

Отец Виктор, буквально на днях исполнилось 15 лет Вашего служения в священном сане. Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по представлению нашего правящего Архиерея Владыки Викентия удостоил Вас Патриаршей награды — Креста с украшениями. Какие чувства Вы испытали, получая эту высокую награду?

— Действительно, 20 января в нашем храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Первоуральска архиепископом Викентием была совершена Божественная Литургия, за которой Владыка и возложил на меня Крест. После окончания службы Владыка сказал поздравительную речь, и эта речь содержала глубокий анализ того, что такое церковная награда. Прежде всего, Архиерей сказал о том, что каждый человек, принимая награды, должен относиться к этому с глубоким смирением. Получая награду, человек должен задуматься о том, что на самом деле он сделал в этой жизни очень мало для того, чтобы носить эту великую награду у своего сердца. И тем более, что на меня возлагался Крест… Наше сознание, в том числе и мое, было обращено к тому Кресту, на котором страдал Христос. Это был не Крест с украшением, а это был обычный деревянный крест, Голгофский Крест, на котором была распята Жертва за наши грехи. В том числе и за мои грехи… Поэтому я принял этот крест не как заслуженную награду, а как милость Божию. Как даже не оценку трудов, а дар высшего моего духовного начальства, начиная от Патриарха Алексия и заканчивая нашим Правящим Архиереем. Размышляя об этом, о том что этот наградной Крест обязывает к большему подвигу, большему служению, я понимал, что силы мои слишком слабы. Не знаю, будут ли у меня еще возможности усилить, увеличить свой пастырский долг служения Матери-Церкви и Богу… Поэтому эта награда для меня не как заслуга, а как дар Божий, как милость нашего высшего духовного начальства.

Батюшка, расскажите о Вашем пути в Церковь. Вы сегодня один из самых заслуженных, уважаемых протоиереев нашей епархии. Вы помощник Архиерея, благочинный, настоятель… А вот как Вы пришли в Церковь? Каким было начало Вашего пути?

— Начальный путь был такой. Я родился в семье простых, но глубоко верующих людей. Родители мои много претерпели во время революции и последующие годы за религиозные убеждения. Я был человек не начитанный, но они вложили в меня осознание необходимости веры в Бога, поиска его. И, когда я был в светском, так сказать, обществе, работал на производстве, я искал Бога. И первая церковь, куда я пришел, тогда еще действующая, была Всехсвятская церковь на Михайловском кладбище. Она еще была тогда не закрыта. Когда я туда пришел был конец 50-х годов. Я жил в общежитии и где-то в это время мы получили комнату. Вот тогда и появилась какая-то такая потребность найти церковь. И я ее с трудом, но нашел. Когда я в первый раз попал на богослужение, на меня это произвело великое впечатление. Затем я стал спрашивать, есть ли еще в городе церкви. Мне сказали, что возле стадиона существует храм, где находится Кафедра. Я стал разыскивать ее. Сейчас я думаю, что тут было какое-то и духовное препятствие в этой трудности поиска. Но я все-таки нашел ее. Служба тоже была очень торжественная, служил владыка Флавиан, и я был глубоко удовлетворен этим богослужением в своем религиозном чувстве. Затем, от раза в раз, я стал посещать этот храм, стал искать священные книги и первую — “Царствие Небесное”, подарила мне Агриппина Ермолаевна. Я с большим удовлетворением прочитал Евангелие. Потом стал искать Библию, и ее знакомая подруга, Екатерина, подарила мне миссионерскую Библию. Это было началом приобретения знаний Священного Писания. Все остальное формировалось за счет посещения богослужений. И я считаю, что в моем пути именно богослужения сыграли основную роль. В моем духовном росте и моем обогащении духовными знаниями… А затем меня, как молодого человека, заметили, пригласили участвовать в ремонте. Затем, увидели мои способности, и один храм за другим стал меня приглашать. В отношении предложения пойти по духовной стезе, то есть в качестве священнослужителя, мне было не раз предложено. Но я всегда считал, что к этому высокому званию не достоин и всегда отказывался. Ну а потом пришло время, когда я оказался в сложной ситуации, потому что властным структурам не нравилось мое присутствие около Архиерея и активная деятельность приходская по отношению к ремонту. Стали сгущаться тучи надо мной. Предпринимались усилия для того, чтобы на какое-то расстояние меня отделить от общения с Архиереем. Были угрозы, посещение КГБ моей квартиры и так далее. На собрании мне говорили: как тебе не стыдно ремонтировать церкви… А я говорил, ведь церкви не им самим принадлежат, а государству. Что же вы хотите, чтобы государственное имущество разрушалось, портилось. На какое-то время это разряжало ситуацию, но в конце концов я оказался перед выбором: мне было предложено или уйти на производство, либо я должен был принять сан. По всему видно было, что сан мне тогда дали возможность принять, чтобы отправить за пределы Екатеринбургской области. Я ведь был тогда уже человеком достаточно известным. Таким образом я был назначен в Шадринск настоятелем и три года, считайте, пока не изменилась ситуация в государстве, я находился там. Вот примерно такое начало мое. Начало и как человека верующего, и в качестве священнослужителя нашей Церкви.

Вы несете сейчас очень ответственное послушание помощника Архиерея по строительной и хозяйственной части. Несколько слов об этом.

— Я послушание это принял по просьбе Владыки Викентия. В связи с тем, что он год назад был человеком новым, видимо найти для него на хозяйственную часть не совсем просто было кого-то. И он просто попросил меня помочь, чтобы немножко сдвинуть с места хозяйственную деятельность. На момент моего приглашения я физически был уже слаб и болен. Поэтому я, как бы сказать, дал свое согласие на какой-то определенный период, чтобы как-то сформировать этот хозяйственный отдел. И я думаю, что сегодня, когда хозяйственная деятельность у нас имеет такой большой размах, думаю, что на должность помощника Архиерея по хозяйственной части кандидатуру нужно подыскивать более квалифицированную. Потому что время поставило сегодня большие задачи, такой размах строительства… Нужно на эту должность искать человека с архитектурным высшим образованием. И, конечно, человека заинтересованного в подъеме церковного хозяйственного дела. Поэтому я всегда считал и считаю, что в этом плане я человек временный. Я действительно несу эти труды за послушание.

Осенью прошлого года возле Иоанно-Предтеченского собора был начат монтаж нового здания Епархиального управления. На сегодняшний день строительство практически не идет. С чем это связано? Почему не строится новое здание епархии?

— Когда шло рассмотрение мест под строительство, то именно это место было предложено мною. Потому что другого подходящего места мы не имели. Нам предлагали далеко за городом, на Широкой речке и других местах, где бы строительство можно было бы начать более ускоренно. Но то место, которое мы сегодня имеем, оно очень полезно и выгодно. И компактно было бы с нашими сегодняшними службами. А трудности сложились с тем, что всякое строительство, особенно в насыщенном районе, требует больших промежутков времени на различные согласования. И вот мы как бы приступили к строительству не с начала оформления этого участка, а как бы полагаясь на то, что мы параллельно, начиная работы, будем осуществлять согласования. Это было согласовано и с мэром города А.М. Чернецким. Но мы столкнулись с очень сложными моментами в согласованиях: и с отоплением, и с коммуникациями, и с электрокабелем. Все это требует больших усилий для согласования. И из-за этих причин мы сегодня двигаемся потихонечку. По этой причине только задерживаем строительство. А так и материалы, и люди есть, которые обязались поставить коробку благотворительно. Все это можно было бы сдвинуть вперед. Вопрос строительства быстрыми темпами нам мешает решить вопрос оформления документов по различным моментам. Ну например, электрическое питание: здесь надо 100 Кв только на строительство, чтобы подключить машины монтажные и другое, а у нас на это не позволяет кабель. “Свердмашприбор” весь обанкротился, подстанция разрушена. Со стороны Военного Госпиталя тоже кабеля не способны принимать такую нагрузку. Вот сейчас решается вопрос о том, что со стороны Центрального стадиона было бы можно. Через дорогу проложим кабеля и таким образом решим часть проблем, которые мешают нам активно начать строительство.

Отец Виктор, жители и нашего города, и нашей области видят, что Церковь сейчас действительно очень много строит, очень много восстанавливает, реконструирует. Особенно это, конечно, заметно в Екатеринбурге. И масштабы этих вот строительных работ они, в принципе, воображение простого человека ну просто поражают. Что, Церковь сегодня настолько богата, что она строит так много и такие серьезные объекты?

— Такое понятие — за счет чего происходит успех церковных строительств, свойственно неосведомленным людям. Прежде всего: жизнь Церкви всегда, и раньше, и сегодня протекает на энтузиазме. Поэтому, если взять строительство храмов в области, то никто не поверит, что, например, наш первоуральский храм построили всего пять человек и за полтора года. Была простая людская помощь. У нас сумма составила всего 490 тысяч. Это фактически мизер. Это равно стоимости очень скромного коттеджа, да еще и без отделочных работ, коробки. После окончания строительства, проезжали строители говорили: вот у кого надо учиться, и темпам, и, в общем-то, качеству. Я думаю, что такое же положение и в других церквях. Почему? Потому что это делается людьми, которые не считаются ни со временем, ни с какими-то оплатами и другими какими-то благами. Они вот так ответственно и самоотверженно совершают свое дело. Поэтому, если бы это все перевести на подходы обычных строек, строительных законов, норм, то мы бы успех имели намного ниже, чем тот, который мы имеем. Владыка Мелхиседек в свое время сказал в мой адрес, когда на меня пожаловались, что оплата немножко маловата и прочее, Архиерей сказал на это: “Отец Виктор знает цену рубля”. Приходилось везде каждую копеечку беречь, экономить, в дело вкладывать и так далее. Спонсорская помощь в строительстве очень мизерной была. Все сделали люди своими руками. Даже техники не было, кирпичики руками поднимали. Вот я думаю, что за счет этого церковь и имеет такие хорошие результаты, а не потому, что здесь не считанные деньги или здесь какие-то богатые люди их особенно дают. Ничего подобного. Это все за счет верующего энтузиазма, за счет умения беречь копейку, ценить ее и за счет людей, которые в этом деле как-то содействуют, тем, кто чем может, своими силами.

А вот Храм-на-Крови? Ведь там же без спонсорской помощи, наверное, просто не обойтись?

— Ну, вопрос это конечно из ряда вон. Это ведь не обычный приход, не обычный приходской храм. Здесь конечно областные власти уделяют особое внимание, благодетели помогают. Тут от Церкви в основном молитвы. А остальное… Вероятно, продумано, кому доверить такое ответственное строительство, каким специалистам… Кого привлечь для материальной помощи. И, в общем-то, сегодня видно, что строительство Храма-на-Крови тоже идет хорошим темпом.

То есть Храм-на-Крови строится в основном за счет помощи благодетелей?

— Естественно. Таких финансовых возможностей просто никой приход не имеет.

Отец Виктор, Вы благочинный Западного церковного округа и под Вашим окормлением находится около 50 городских и сельских храмов. Кроме богослужебной деятельности, кроме такой хозяйственной деятельности Церковь сейчас возрождает и социальное служение: помощь бедным, неимущим, окормление больниц, школ, тюрем. Как эта работа проходит в Вашем благочинии, подведомственных Вам приходах?

— Сегодня надо иметь очень большие ресурсы, в том числе и кадровые, для того чтобы охватить такой вот большой регион. Но я хочу сказать, что тот штат, который у нас есть, он очень активно работает. В том числе большую деятельность ведет отец Николай Малета, помощник благочинного, мой помощник. Он сотрудничает с воинской частью, преподает в училище, еженедельно выступает по телевидению, один день в неделю на радио. Ведутся воскресные беседы со взрослыми, создана воскресная школа, в которой 50 с лишним человек занимаются, имеем небольшой выход на светские школы. Вот таким образом идет просветительская и миссионерская деятельность. Обращаются люди и по поводу оказания материальной помощи. У нас регистрируются эти факты. Обращаются с просьбой помочь оплатить операцию. По мере возможности мы оказываем посильную помощь. Посещаем также дома инвалидов, детский приют “Росинка”, общество слепых. По мере наших возможностей мы участвуем в этих благотворительных вещах.

Вот Вы назвали отца Николая Малету, а вообще как благочинный Вы считаете, что на сегодняшний день священники в массе своей, не какие-то отдельные деятельные, активные батюшки, а вот именно в своем большинстве, осознали необходимость выхода приходской деятельности за церковную ограду, выхода в народ, что называется? Или пока это осознание не в полной мере пришло?

— Для нашего храма, коллектива нашего храма, такое осознание я замечаю. Но у некоторых отдельных священников в благочинии, как это и всюду, может быть, есть еще такое мнение, что человек наделен свободой пользоваться усилиями в поисках знаний. То есть, сегодня очень много возможностей получить духовные знания. И для каждого, кто хочет, возможно их приобрести в общении с Церковью. Ну, и, может быть, это мнение некоторых священников немножко охлаждает в их активности: вдруг они придут туда, где, может быть, их кто-то не ждет. Вот такая, так сказать, незрелость в этом вопросе еще есть. С другой стороны, надо понять, что для выхода в общество нужны квалифицированные, образованные духовно и светски люди, священники. И поэтому, если священник, не обладая ни ораторскими такими способностями, ни достаточной образованностью, ни личным духовным опытом, придет в образованную аудиторию, то и он, и люди, к которым он пришел, будут чувствовать себя, наверное, неудобно. Поэтому так важен сегодня процесс пополнения кадрами. И он идет, очень много поступает в священство людей, имеющих высшее образование. Они его дополняют катехизаторскими знаниями. Думаю, что кадровый вопрос, по крайней мере, качественно, все же в скором времени будет решен, мы обогатимся такими более квалифицированными, если можно так сказать, людьми. Соответственно, результат выхода за церковные стены, в общество будет более положительным.

Сколько у Вас сейчас в благочинии батюшек?

— Около сорока.

А сколько священников, как Вам кажется, надо бы на Ваше благочиние, чтобы работа, так будем говорить, Церкви Православной по воспитанию людей, по окормлению жителей, военных, заключенных, в больницах, чтобы работа эта шла наилучшим образом?

— Если взять мерками старого дореволюционного времени, то раньше на сто дворов был священник, на 200 дворов было два священника, на 300 дворов было три священника и так далее. Это был своего рода «участковый», который знал всех, от малого до старого. Знал проблемы каждого, к каждому мог найти подход. Нам бы надо придерживаться этих норм. Тогда можно с каждым человеком было бы спокойно беседовать, знать и всех предков его и т.д. и т.д. У нас таких возможностей на сегодняшний день, конечно, нет и тяжело ожидать, что в ближайшее время они появятся. Но, во всяком случае, минимум надо утраивать везде те штаты священнослужителей, которые сегодня существуют.

Отец Виктор, а вот Ваш приход Петра и Павла, как приход благочиннический, он как-то проблему кадров решает? То есть, Вы занимаетесь подготовкой ставленников для рукоположения?

— Да, конечно, готовим. У меня сейчас трудятся пока три человека: один в диакона готовится, другой в священство, у третьего сейчас вопрос семейный решается. Я очень осторожно подхожу к кандидатам, которых мы выдвигаем на священнослужение. Почему? Потому что я понимаю, что путь священника — это путь, далеко отстоящий от обычной жизни. Поэтому здесь надо учитывать отношение не только его, но и его супруги и так далее, и так далее. Желающие сегодня есть, сколько угодно можно выдвинуть. Но я бы хотел, чтобы священнослужитель был готов к особенностям своего служения. Чтобы потом и он мог иметь удовлетворение от своей деятельности, и люди были им довольны.

Батюшка, мы с Вами беседуем накануне праздника Сретения Господня. В связи с этим Ваши какие-то пожелания, наставления читателям “Православной газеты” накануне этого праздника…

— Каждый праздник — это есть радость. А чтобы иметь радость, надо иметь знания об этой радости. Я бы хотел, чтобы для каждого было самым важным — это исчерпать знания духовные о том или ином событии праздничном. Вот если бы наши читатели приложили усилия к тому, чтобы хорошо изучить от какого начала произошел этот праздник, какой он имеет полезный результат для нас и для наших потомков, это было бы самым большим обогащением в жизни человека. На сегодняшний день наше Отечество получило громадную возможность издания литературы. И я бы хотел, чтобы каждый верующий и каждый ищущий религиозных знаний, обогащался этими духовными знаниями. И тогда он будет иметь действительно сказочную радость.

Отец Виктор, у Вас в благочинии будет престольный праздник в Сылвинском храме. Может быть, какие-то будут пожелания прихожанам именно этого храма еще?

— Я бы хотел пожелать этому храму, а он находится в очень сложных условиях, как и большинство сельских приходов, чтобы они, не смотря на все эти трудности, находили возможность для молитвенного общения под сводами, ныне восстанавливаемого старинного храма, который стоит в этом селе. Хотел бы поблагодарить отца Василия. Он долго искал свой путь, он пришел к нам из старообрядцев. Он очень много работал над поиском правильной оценки православной веры. Отец Василий собрал много материалов и для себя, для своего личного подтверждения убеждений, и для людей, которые населяют этот приход, потому что там много старообрядцев. Желаю, чтобы жители Сылвы посещали свой храм и действительно имели духовную радость. А духовная радость состоит в общении и любви. Потому что общественное богослужение, богослужение в храме — это есть та Вечеря Любви, которую нам описывает евангелие, которую Христос совершал со Своими учениками. Так и современный верующий человек под сводами храма, участвуя в этой Вечери Любви, получает большое удовлетворение и духовную радость. И остальное при этой радости будет развиваться. Все остальные направления жизни и те, где будут встречаться сложности, они будут преодолеваться запасом от этой доброй, горячей любви и добрым общением друг с другом.

Спаси Господи, отец Виктор. Позвольте поздравить Вас и с наступающим праздником Сретения Господня, и с Патриаршей наградой. И примите в дар на память о нашей сегодняшней беседе переплетенную подшивку “Православной газеты” за 2000 год.

— Принимая в подарок эту духовную газету, я, конечно, хотел бы пожелать, чтобы она, как каждое доброе дело, набирала темпы, показывая своим читателям богатства духовного направления в жизни. Чтобы она была хорошей пищей для тех, в чьи руки она попадает. Ну а Вам, как ответственному руководителю этой газеты, я бы хотел сказать большое спасибо, выразить искреннюю благодарность, что, несмотря на все некоторые сложности, Вы находите источники, возможности для издания газеты, затрачиваете свои силы, чтобы эта газета в наше время выжила и приносила благие результаты в деле спасения человека для вечной жизни. Спаси Господи!

С протоиереем Виктором Махониным
беседовал редактор «Православной газеты»
иеромонах Димитрий (Байбаков)

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Протоиерей Виктор Махонин, благочинный Западного церковного округа, удостоен высокой Патриаршей награды

Екатеринбург. 30 января. Крестом с украшениями удостоил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II протоиерея Виктора Махонина, настоятеля храма во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Первоуральска, благочинного Западного Церковного округа

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Екатеринбургская епархия продолжает осваивать интернет

Екатеринбург, 31 января. Успешно продолжает свое развитие интернет-сайт Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Открывшийся буквально на днях, он очень быстро наполняется интересными материалами. Пожалуй, самым «живым» разделом здесь стало ИА «Полигон». На этой страничке выставляется самая свежая информация, касающаяся деятельности различных тоталитарных культов в Екатеринбурге.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс