Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
— Владыка, 15 февраля — праздник Сретения Господня. Каков духовный смысл этого праздника?
— Сретение Господне — это, другими словами, встреча Господа нашего Иисуса Христа. Исторически — это встреча Господа в храме Иерусалимском. Духовный смысл этого праздника в том, что мы идем в церковь Божию, дабы встретиться с Богом. Встречаемся с Богом и получаем от Бога и исцеление, и помощь, и заступление, и благословение, и силы на наши дальнейшие труды. Чтобы мы, исполняя волю Божию, достигли совершенства на этой земле и через это совершенство достигли вечного Царства Божия. Поэтому для нас этот праздник является особым праздником. Через него мы постигаем, какое значение для человека имеет Церковь, хождение в храм Божий. И если мы любим Бога и исполняем заповедь Божию о любви к Богу и ближним, то в храме мы еще больше укрепляемся в этой любви. Потому что, общаясь с Богом посредством церковной молитвы, церковных таинств, мы получаем особую благодать, особую помощь, особое заступление. Мы зримо ощущаем на себе вот эту любовь Бога к человеку. Человек приходит в церковь обремененный грехами, обремененный своими слабостями, своими недостатками. А в храме, вступая в объятия Божии, в отеческие объятия Божии, в объятия человеколюбивого Бога, мы сглаживаем все страдания душевные, все грехи. Мы выходим из церкви обновленными, одухотворенными и радостными, наделенными особой силой для того, чтобы нести свой жизненный крест без греха, без порока, а с полной отдачей сил. Вот это одна из главных сторон ныне отмечаемого праздника, духовное значения праздника. Я желаю, чтобы мы все это почувствовали, полюбили Церковь, через это полюбили Бога и чтобы чем больше бы мы любили Бога, тем больше исполняли волю Божию и получали от Бога взаимную любовь. Любовь Бога Отца к нам — его детям духовным.
— Где Вы будете служить в этот день?
— Пока я еще не определился. Но, конечно, в одном из храмов епархии, отмечающих на Сретение свой престольный праздник. Скорее всего, в Туринске.
— В нашей Епархии пять храмов, освященных в честь Сретения Господня: в Старопышминске, Сылве, Колчедане, Туринске и Колюткино. Есть храмы, имеющие Сретенские приделы. Что Вы пожелаете прихожанам этих храмов в этот праздничный день?
— Когда храм отмечает престольный праздник, то мы знаем, что в этом приходе в этот день особая благодать Божия изливается на прихожан, на тех людей, кто приходит на престольный праздник храма. И поэтому была такая традиция на Руси, когда в престольные праздники люди стремились в эти храмы. Потому что, я повторюсь, в этот день там особое присутствие благодати Божией, особое посещение Божие людей. И я желаю, чтобы люди, которые будут посещать Сретенские храмы, Сретенские приделы почувствовали бы и приобщились к этой обильной благодати Божией. Чтобы эта благодать послужила к очищению души от греха, к тому, чтобы исцелить наши немощи душевные и телесные. Чтобы дать нам силы и стремление к преображению своей жизни. Чтобы жизнь наша была более богоугодной, более полезной для нас самих и полезной для тех людей, которые нас окружают.
— А в плане развития приходской жизни?
— В плане развития приходской жизни я желаю, чтобы Господь помог и настоятелю, и прихожанам воздействовать на всех жителей данного города, данного селения. Проявлять больше активности. Чтобы было больше прихожан. Чтобы больше людей в этом приходе, в этом селении приобщились благодати Божией и приобщились к Богу. Чтобы люди в большем количестве приходили в церковь и могли получить от Бога радость общения с Ним и утешение в своих нуждах и печалях.
У нас есть такое благословение Архиерейского Собора, Священного Синода о том, чтобы каждый приход нес миссионерское служение, чтобы в каждом приходе было социальное служение, и чтобы прихожане, исполненные любви к Богу, к Церкви, к исполнению заповедей Божиих о милосердии друг к другу, помогали друг другу в приходе. Чтобы посещали больных, помогали бедным, помогали людям преклонного возраста, посещали больницы, детские сады, имели бы при храме церковно-приходскую школу, имели библиотеку духовной литературы. Вот это есть та полноценная приходская жизнь, которая должна быть в каждом храме.
— Владыка, наша земная жизнь, увы, полна скорбей. По последним данным, только в Екатеринбурге на сегодняшний день зарегистрирован 2301 ВИЧ-инфицированный. Из них 253 — только за январь этого года. 33 младенца, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей, находятся под наблюдением врачей. Двенадцатилетняя девочка недавно была выявлена как носитель этого вируса. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию?
— Это очень печальная для нашего общества ситуация. Большое количество людей, граждан государства, членов общества зараженных этой страшной болезнью. И они не могут, к сожалению, ничего полезного для общества нести. Им самим нужна помощь. Но, самое главное, это показатель того, что нравственность нашего общества низко пала и мы должны подумать, как исправить это положение. Через исправление своей нравственной духовной жизни нужно исправлять эти все недуги души, которые вовлекают нас через безнравственную жизнь в смертельные болезни. И Церковь, слово Церкви говорит об этом, и звучит очень сильно.
Душа каждого человека должна стремиться к тому, чтобы оставить беззаконие и жить благочестиво, жить богоугодно, по заповедям Божиим. Это есть та здоровая жизнь на этой земле, которая избавляет человека от болезней душевных и телесных, которая дает людям радость, утешение, дает людям надежду и любовь к этой жизни, уверенность в завтрашнем дне. Если в человеке нет такого богатства души, то, конечно, он идет и занимается самыми различными безнравственными делами, колется наркотиками для того, чтобы, как кажется ему, сделать жизнь лучше, приятнее. А оказывается, он делает ее еще хуже. Эти неразумные действия приводят к тому, что люди заболевают страшными болезнями. Нужно, чтобы общество наше образумилось, поняло смысл, вернее, значение голоса Церкви. Прислушалось к этому голосу и стремилось к тому, чтобы на деле исполнять тот призыв, с которым обращается наша Православная Церковь. А она призывает к подлинно здоровому образу жизни. Хотя сейчас есть такое выражение и в светском обществе о здоровом образе жизни, но придают этим словам совсем другой смысл. Здоровый образ жизни для современного человека — это значит пить, курить, гулять, танцевать, наслаждаться всеми благами. Но апостол Павел говорит: “Все мне позволительно, но не все полезно”. Вот этот принцип мы должны воспринимать, как основополагающий в нашей жизни. Все Господь дал нам для блага в этом мире, но если мы пользуемся этими дарами не во благо, то это приносит нам очень и очень большой вред. Поэтому нужно прислушиваться к голосу Церкви, хорошо осмыслить все заповеди, которые мы имеем в Священном Писании, им следовать, и тогда наша жизнь исправится.
— Владыка, на фоне этой трагедии некоторые наши медицинские чиновники предлагают, чтобы ограничить распространение инфекций (СПИДа, гепатита и других) бесплатно раздавать наркоманам «легкий наркотик» метадон. Чтобы они кололись чистыми шприцами, чтобы они наркотик принимали не в виде инъекций, а в виде таблеток и таким образом, вот так вот бороться с инфекциями. Как Вы относитесь к такому подходу?
— Вместо того, чтобы как-то выйти из этой ситуации, люди идут навстречу всем порокам. Я вижу в этом неправильное отношение ко греху. Человеку, прикованному ко греху, предлагают создать условия, чтобы он хорошо грешил. А Святые Отцы говорят, что нужно научить человека бороться со грехом. Научить его надо, показать путь избавления от греховной наклонности. Путь, который сейчас предлагается, он не показывает, как нужно бороться. Он показывает, как лучше использовать этот грех и как его лучше применить в жизни. Мы таким образом его как бы узакониваем. Тогда уже стирается другая грань в сердце человека: он будет считать, что наркотики это не зло, а благо, потому что мы даем такие условия хорошие. Нужно сказать человеку, что это есть зло, что это есть грех и как нужно с этим грехом бороться. Условия надо создавать для того, как бороться с грехом. Вот для этого нужно создать условия благоприятные. Чтобы человек пошел туда, полюбил это, возненавидел грех, полюбил правильную жизнь. Вот надо думать о чем.
Это предложение является следствием того, что мы не умеем воспитывать самих себя, не можем воспитывать своих детей и, конечно же, свое общество. Это ложное направление воспитания человечества. Поэтому мы должны это понять и стараться исправлять. Могут сказать, что я затрагиваю политику здесь. Но все это происходит вследствие того, что была устранена Церковь от воспитательного процесса общества. Когда вот в этих всяких заблуждениях человек упал и не знает, куда идти. А если возвратить эту очень важную сторону дела Церкви — воспитание людей, тогда намного все было бы по-другому. Люди бы шли в Церковь для того, чтобы получить совет. Поскольку с Церковью не советуются и не думают даже советоваться, то все основывается на своем измышлении, на своем развращенном сознании. Вот это развращенное сознание и дает такие очень неблагоразумные и недальновидные советы, которые человечество еще больше повергают в грех, беззаконие, разврат и тотальную погибель.
— Еще вопрос, обращаясь к церковному календарю. Начинаются подготовительные недели к Великому посту…
— Церковь, как чадолюбивая мать, очень глубоко понимая человека, понимая значение, психологию человека, создает особые условия для того, чтобы приготовить человека к Великому посту. Поэтому за три недели до Великого поста уже готовят человека к тому, чтобы он приступил к этому великому подвигу с особым духовным настроем и, конечно, телесным.
Есть сплошная седмица Великого поста, мытаря и фарисея, которая наступила 4 февраля. Если посмотреть на духовный смысл Недели о мытаре и фарисее, то Святая Церковь обращается к нам, к нашим душам и напоминает о том, что есть гордость, что есть смирение. И что Бог любит смиренных. На этой притче как раз исполняется то слово Спасителя, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Мы в этот Великий пост, как и всегда, будем молиться, поститься, воздерживаться для того, чтобы получить благодать Божию. А для того, чтобы получить благодать Божию, нужно смиряться, не гордиться, бороться со своими грехами, своими немощами. Увидеть свою немощь и полностью подчиниться воле Божией — вот что нам нужно.
В Неделю о блудном сыне, 11 февраля, Церковь обращает наше внимание на наши страсти, наши греховные страсти, блудные, душевные и телесные и преподает нам уроки, как нужно бороться со страстями. И говорит о том, что эти страсти — они пагубные, они приносят очень много горя людям. Хотя человек поначалу думает, что это хорошо, что это радостно, что утешительно, что это приносит много радости, но это радость ложная, она скоропреходящая и приносит потом большие беды. Вот в этих ярких притчах показывают нам путь, как нужно предотвратить падение, чтобы не понесли наши души большие страдания и мучения. В том числе Церковь дает очень хорошие советы, которые нам нужно принять во внимание.
Потом следует последняя неделя приготовительная — о Страшном суде. Она напоминает о том, что Господь придет судить все наши дела: и в мыслях совершенные, и дела, которые мы совершаем на самом деле. Все нечистое и нечестное будет осуждено Богом. Поэтому, когда мы проникаемся мыслью о том, что Господь все видит, все слышит, все принимает во внимание и ни одно наше мельчайшее движение мыслей не остается без внимания Божия, то исполняется великим содроганием наше сердце. Мы находимся под неусыпным оком Божиим, и ничего от Бога не сокрыть. Поэтому нас это должно заставлять быть более внимательными к себе, ограничить себя в злых движениях и делах. Ведь из-за них мы можем быть осуждены на вечное мучение. Страшно думать, что мы можем быть обречены на вечное мучение. Даже хотя бы кратковременная болезнь нам причиняет очень большие страдания, и мы очень хотим от нее избавиться. И не знаем, как это сделать, чтобы вылечить свои временные страдания. И мы идем к врачу, мы принимаем всякие лекарства, чтобы быстрее вылечиться.
У нас есть возможность избавиться и от вечных мучений. Господь почти всегда дает нам в избытке силы и время для того, чтобы излечить свою душу. Есть и средства к тому. Есть покаяние, есть заповеди, которыми мы должны идти и наполнять свою жизнь и таким образом избежать этих страшных мучений в вечной жизни и достигнуть вечного блаженного состояния в радости, в истинной радости и в истинном наслаждении, в истинном блаженстве. То, что предлагает нам мир — наслаждение, или, как говорят, что «надо взять от жизни все», все, чему мы полностью и безрассудно предаемся, — нам причиняет больше страданий. А мы их заглушаем новыми увлечениями, наслаждениями, и таким образом в нас стирается понятие о стыде, понятие о совести, которые являются теми голосами внутри человека, которые тормозят и не дают человеку полностью погибнуть. И когда мы заглушаем совесть свою грехами и наслаждениями, то этим самым мы теряем в нас самое ценное и самое лучшее, что есть в человеке — это совесть и стыд, которые путеводят нас к правильному пути жизни.
— 19 числа начинается масленица. Какие воспоминания детства у Вас с этим периодом церковного календаря связаны?
— Если взять мое детство, то в нашей семье не было чрезмерных увеселений или там всяких танцев, плясок, веселья, чрезмерных яств, питья и так далее. У нас все было очень скромно. Родители старались жить умеренно, умеренной жизнью. Готовились более серьезно к Великому посту и не предавались чрезмерным объядениям, чтобы было легче потом поститься. А то за три недели перенасытятся люди, и потом тяжело настроиться на пост. Первая седмица Великого поста ведь очень тяжелая после обильных яств.
Я думаю, что эту неделю перед Великим постом нужно проводить не в поисках всяких кулинарных рецептов, а проводить с духовными размышлениями, которые нам предлагает наша Святая Церковь. Ведь предыдущие седмицы были о блудном сыне и Страшном суде. Они говорили о том, что нужно со страстями бороться, а мы в масленичную неделю даем всем страстям волю. Это значит, мы не прислушиваемся к голосу Церкви. И если мы эту неделю проходим в такой бурной, кипучей жизни, предаваясь различным увеселениям, то мы забываем и о страстях своих, и о Страшном суде. Поэтому нужно вести так жизнь, чтобы не забыть о страстях, заботиться, чтобы их искоренить и не предаваться полностью этим страстям. И в то же время думать о Страшном суде, которым Господь будет судить. Опять-таки напоминаю, что нужно прислушаться к голосу Церкви. Если нам непозволительно предаваться излишествам, то значит, нужно добиваться скромной и благочестивой жизни. Вот это и будет подлинно здоровый образ жизни.
10 лет назад, в рождественские дни 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского — одного из самых почитаемых русских православных святых.
Рано утром 25 декабря архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий выехал в г. Нижнюю Салду. Здесь, в храме во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, Владыка совершил Божественную Литургию, а также ознакомился с богослужебной и духовно-просветительской деятельностью общины.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.