Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (144) → У Екатеринбургской епархии появился новый небесный покровитель

У Екатеринбургской епархии появился новый небесный покровитель

№3 (144) / 1 февраля ‘01

Жизнь Екатеринбургской епархии

В этой теме:

Жизнь Екатеринбургской епархии
Стремитесь оставить беззаконие. Интервью с архиепископом Викентием
Жизнь Екатеринбургской епархии
Служения архиепископа Викентия

Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 года приняли решение прославить в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских сонм святых, материалы о жизни и подвигах которых были представлены несколькими Епархиями.

Среди новых наших небесных заступников — иеросхимонах Иоанн (Кевролетин), один из последних насельников Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, до начала 60-хх годов передававший нашим землякам монашеский духовный опыт. Память преподобного Иоанна в соответствии с традициями Русской Православной Церкви будет совершаться в храмах России в день его кончины — 27 января. В этот день во всех храмах Екатеринбургской епархии пройдут молебны новопрославленному святому. Особенно торжественной будет служба в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре, где почивают святые мощи этого подвижника.

Икона Святого преподобного Иоанна (Кевролетина)Краткое житие святого преподобного Иоанна.
Родился Иван Кевролетин в 1875 году, 23 мая, в сибирском городе Тюмени, в семье довольно обеспеченных родителей — мещан. Трудиться начал в юном возрасте. С 18 лет он служил матросом на барже, сплавлявшей груз по Иртышу. Иван был видным молодым человеком, однако ничто мирское не прельщало его. В те времена было много в России боголюбивых людей. Многие земляки будущего преподобного Иоанна часто ходили по святым местам, посты и праздники проводили в монастырях. Поклонившись мощам святого праведного Симеона, почивавшим в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре, многие отправлялись в Кыртомскую пустынь, чтобы там помолиться с монахами-отшельниками. Основателем пустыни был старец Адриан, монах смиренной жизни, проведший несколько лет на святой горе Афон. Там он получил благословение вернуться в Россию, дабы именно здесь, на пользу ближним, полагать иноческие труды.

Молва о Кыртомской пустыни дошла и до Ивана Кевролетина. Он приехал туда, будучи 19-летним юношей, имея горячее желание попробовать себя в монашеской жизни. Послушание нес на выделке кожи; это была черная, грубая работа — не для белоручек и мечтателей. Суровым был монастырский быт, так что и здесь от молодого послушника требовалось немалое терпение. До 12 часов дня ничего не вкушали, трапеза предлагалась очень простая, хлеб — только ржаной, чай — самый дешевый, «кирпичный», сахар не полагался. Службы совершались строго по церковному уставу, чтение и пение были чинными, неспешными.

Иван провел в обители шесть лет. Все это время он находился в послушании у старца Адриана. Но вот наступил час блаженной кончины смиренного старца, братия горячо оплакивала почившего. Вся его подвижническая жизнь, до самой последней минуты, была для них уроком. Даже в предсмертные часы, когда силы отца Адриана крайне ослабели, он сохранял бодрость духа, принимал посетителей, шутил и был весел, пока не пришло время читать канон на исход души. Очень похожей будет кончина и одного из его послушников — Ивана Кевролетина, будущего иеросхимонаха Иоанна.

Когда жив был старец Адриан, у Ивана не было нужды искать духовного руководителя, сейчас же он отправился за наставлением в Верхотурье, где уже несколько лет подвизались иноки, приехавшие с Валаама… Теперь они передавали верхотурской братии накопившийся на Валааме в течение долгих веков опыт внутреннего трезвения, очищения сердца, молитвенного подвига. Особенно замечательными, духовно авторитетными были схимонах Илия и игумен Арефа. (Мощи их ныне почивают под сенью Свято-Преображенского храма мужского Свято-Николаевского монастыря и служат предметом благоговейного почитания для монахов и богомольцев).

С 1900 года в Свято-Николаевской Верхотурской обители настоятелем был игумен Арефа, он же занимал должность благочинного монастырей и общин второго округа Екатеринбургской епархии, куда входил и Кыртомский монастырь. Отец Арефа приезжал туда, давал братии советы и назидания в духовной жизни, ввел неукоснительное ежедневное чтение святоотеческой литературы. Его мудрые наставления производили на послушника Ивана Кевролетина большое впечатление. Вскоре он перешел в Верхотурский монастырь и теперь мог уже вблизи руководствоваться советами и примером строгой жизни отца Арефы… Иван нес послушание в малярной мастерской, плотничал. Стоял и у мощей праведного Симеона.

В 1905 году последовало разрешение Преосвященного Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского на начало работ по постройке нового храма в Свято-Николаевской обители. Братия с радостью получила это известие, с горячим усердием принялась за дело. В скором времени был торжественно заложен огромный Кресто-Воздвиженский собор. Его строительством стал распоряжаться вновь избранный настоятель иеромонах Ксенофонт, впоследствии возведенный в сан игумена, а затем и архимандрита. В 1907 году, когда стены собора уже были возведены под купол, послушник Иоанн получил долгожданный постриг. В постриге он стал Игнатием, что означает огненный. Это произошло 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца. Его именем и нарекли новопостриженного.

В 1909 году отец Игнатий становится иеродиаконом. Рукоположение его во священники произошло в 1913-ом, в день торжественного освящения нового собора.

Но время уже готовило опустошение и благолепному собору, и святой обители. В годы всеобщего отступничества еще более стали нужны Православной Церкви твердые в истинной вере пастыри. Чтоб устоять в добре и уклониться от зла, растерянному человеку необходим был пример, необходимо ободряющее слово, сказанное в духе Христова учения.

Когда Верхотурский монастырь закрыли, отец Игнатий продолжил священническое служение на приходах. Служил в деревне Сербишино, в городе Каслях, на ВИЗе, на хуторе Исток, в селах Дымково, Далматово, Кислово, городах Ирбите и Карабаше, на Турьинском руднике. Встречи, беседы с этим молодым благодатным священником становились отрадой для многих. Он ободрял людей, не давал им впасть в тоску, безверие, но призывал с терпением нести свой крест. Сам отец Игнатий всегда хранил живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь не оставляет нас. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку скрывали глубокую духовную жизнь, скрывали боль за происходящее и готовность взять на себя чужие тревоги. Можно только догадываться, каких молитвенных трудов стоила эта бодрость духа, это неиссякаемое тепло. Люди тянулись к отцу Игнатию всем сердцем, горевали, когда приходилось расставаться.

В то время, когда многие священнослужители и монашествующие оказались в тюрьмах, отцу .Игнатию, благодаря его находчивости, смелости и дружбе со многими и многими преданными ему людьми, до поры до времени удавалось избегать арестов. Однако, в 1925 году отец Игнатий был арестован и пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев.

В 1932 году на Урале чекисты развернули большое дело по «чистке» от всякого «вредного элемента». 29 марта 1932 года был арестован по обвинению во враждебной деятельности и отец Игнатий. На допросах он вел себя очень просто, но разговаривал со следователями, как с неразумными, они же неразумным считали его. На вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «…Состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать непосредственно под руководством архимандрита Ксенофонта (Медведева)… Признаю, что, действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположным установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом — это значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество важнее советской власти и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…»

На другом допросе высказался еще определеннее: «На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаиваться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду. Больше показать ничего не могу».

Обвинительное заключение поспело быстро, через три месяца после ареста: «Иеромонах Кевролетин Иван Афанасьевич, 1875 г.р., холостой, самоучка, два раза арестовывался ГПУ, обвиняется в том, что, будучи враждебно настроен к существующему строю, состоял членом контрреволюционной организации…»

Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на три года. Группа в 40 человек была отправлена этапом, то есть пешком под конвоем… У отца Игнатия оказались отмороженными многие внутренние органы, и до конца жизни он страдал тяжелыми недугами. В Нарыме он заболел цингой, начались различные воспалительные процессы. Евлампия Матвеевна, его духовная дочь, приехала к батюшке, чтобы лечить его.

После ссылки отцу Игнатию не разрешалось жить в больших городах, но в Верхотурье он мог беспрепятственно возвратиться. Сколько же печальных изменений произошло в этом святом месте с того времени, когда молодой иеромонах начинал здесь свое служение!. Верхотурские жители с удивлением стали встречать на улицах человека с какой-то необычайной внешностью и поведением. Лицо у него было интеллигентное, доброе, взгляд острый, а одежда и поступки смешные. Так и казался он посторонним то ли чудаком, то ли полубезумным, и это давало отцу Игнатию возможность продолжать пастырское служение. Жил он на окраине, в маленьком домике, похожем скорее на землянку — сыром и холодном.

Через некоторое время раб Божий Михаил, зубной врач, имевший тайный постриг, привез денег на покупку нового дома, и отец Игнатий вскоре стал жить недалеко от монастыря, откуда виден любимый им Кресто-Воздвиженский собор. При нем келейницами были матушка Евгения (схимонахиня Евдокия) и матушка Надежда (монахиня Симеония). Этот небольшой домик стал для многочисленных чад батюшки духовным убежищем. Пока позволяло здоровье, отец Игнатий ездил по городам, селам, тайно встречался с верующими, наставлял их в духовной жизни, совершал Церковные таинства. Люди тянулись за ним, спрашивали совета, его слова пересказывали друг другу. Часто он говорил назидания приточно, часто обличал в форме шутки, видел то, что скрыто для других.

Отец Игнатий почил о Господе 27 января 1961 года в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму. . В схиме он наречен Иоанном, в память евангелиста и любимого ученика Господня Иоанна Богослова. Похоронили подвижника возле Успенской церкви недалеко от могилы блаженного Косьмы Верхотурского, чьи святые мощи ныне пребывают Свято-Покроском Верхотурском женском монастыре.

В 1993 году прах отца Иоанна перенесен с городского кладбища в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. Свидетельствует игумен Тихон (Затёкин);

«Летом 1993 года архиепископ Мелхиседек благословил перезахоронение в монастыре, было получено и разрешение светских властей. Когда с гроба была снята крышка, мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица — все оно было опутано как бы паутинкой корней. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс — переданы в монастырский музей».

Имя отца Иоанна часто поминается за богослужениями в храмах Екатеринбургской епархии, оно вписано в помянники сотен верующих. Изучив собранные благочестивыми уральцами материалы о почитании народном иеросхимонаха Иоанна Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение прославить преподобного Иоанна в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память нового нашего небесного заступника будет совершаться в храмах России в соответствии с традициями Русской Православной Церкви в день его кончина — 27 января.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Рождественское поздравление Мэра Екатеринбурга

Издавна на Руси почитают Рождество как самый радостный и душевный праздник. По традиции в эти дни можно мысленно оглянуться назад и подвести итоги прошедшему году, а можно нам еще раз осмыслить наши надежды, задуматься о будущем. Все мы в своих мечтах надеемся на лучшее.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено новое празднование в честь святого праведного Симеона Верхотурского

Екатеринбург, 11 января. Каждый год 25 сентября и 31 декабря православный российский народ чтит память святого праведного Симеона Верхотурского, Чудотворца. В декабре, празднуя прославление (причисление к лику святых) Верхотурского Праведника

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс