Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Я думаю, ни для кого не секрет, что сердечное отношение нужно не только «сердечным» больным. Сердце, сердцевина, средостение человека — то место, где сосредоточены поистине «высокие» чувства — милосердие, доброта, любовь, совесть. Что мы носим в сердце своем? Более чем за тридцать лет, отданных медицине, мне не раз с душевной болью приходилось наблюдать бездушное, черствое отношение врачей, медсестер, санитарок к больным, их родным и близким. Сейчас, взглянув на жизнь с некоторой духовной высоты, яснее видишь, какое противоречие раздирает нашу медицину. И дело не в её нищенском существовании по «остаточному принципу», который достался нам от тех времен, когда болеть «строителю светлого будущего» было стыдно и унизительно. Дело в том, что, добавив к нашим безусловным достижениям мировой опыт, достигнув мирового уровня в медицинских технологиях, мы оказались совершенно не готовы к этому с духовной, моральной точки зрения. Поклонение технологиям — своего рода идолопоклонство, а поклонение идолам требует жертв. Трагические случаи гибели больных из-за технических неисправностей аппаратуры, внутрибольничное заражение больных СПИДом и другими инфекциями через кровь, сыворотки, органы для трансплантации — вот лишь малая доля этих жертв. Я уже не говорю о нравственной стороне того, что человек, проработавший всю свою жизнь, в той же медицине, например, не может собрать несколько тысяч рублей для плановой операции, нужного лекарства, необходимого обследования. Не меньше проблем в питании и уходе за больными. И всё же главная проблема — наше отношение к больному человеку. И здесь всё более и более чувствуется влияние окружающего нас мира. Даже школьного курса истории достаточно, чтобы понять: как только у какого-либо народа исчезает вера, так тут же начинается падение нравственности, анархия, разгул насилия, вакханалия пошлости. А что может быть страшнее безнравственной медицины — самой гуманной, то есть самой человечной профессии? Болезнь в любые времена остается болезнью. И это особое состояние тела и души человека заставляет его мучительно думать: за что, почему я, что делать, как жить дальше? Смысла болезни, смысла страдания, смысла всей жизни ищет страдающий. Ищет ответа и обращается к врачу, к медсестре. Ведь их же учили, они же знают! Если бы! «Врач, да излечися сам!» Эти слова приобретают в Евангелии совершенно особый смысл. Нет, не от телесной болезни лечи себя врач, лечи себя от духовной своей немощи. Реши сначала для самого себя эти вопросы: для чего ты живешь? Для чего ты выбрал эту профессию? Что ты сможешь ответить людям, которые ждут от тебя откровения? Да, наверное, тебе говорили в институте о гуманности, тебе преподавали деонтологию, ты даже знаешь, что есть такая биоэтика — очень современная, но такая неоднозначная наука. Ну и что? А сам ты какую избрал позицию в жизни? Какие слова утешения ты скажешь безнадежному больному? Или будешь обманывать его до тех пор, пока он сам все не поймет и не потеряет последнюю веру в человеческую порядочность? И это называется утешением?! Можно, конечно, скрыться в ординаторской, уйти от прямого ответа, сослаться на занятость, отсутствие нужных лабораторных данных. Но что делать сестре? Вот она среди больных, ей не уйти от тех вопросов, которые теперь обрушиваются на неё. К сожалению, здесь: «Не знаю, спросите врача!» — самое мягкое, что может услышать больной. Всё, круг замкнулся. Круг безысходности для больного. Ведь недаром идут и идут больные мимо врачей и больниц к гадалкам, магам, колдунам, экстрасенсам, бабкам. Им нужны не столько лекарства наши, сколько вера, надежда, просто человеческое отношение. А вере нас не учат, её почти совсем изгнали из жизни, изгнали из школ, училищ, институтов. Оставили лишь науку, а наука без веры — что голый король. Но только смеха мало, а все больше греха. Пытаемся психологией прикрыть наготу, но тоже не получается — и психология без веры не более одета, чем любая другая наука. Вот так и маемся, забывая, что никогда не обходилась медицина без религии. Сотни лет рядом с лекарями, врачами, сестрами милосердия стояли священники, потому что именно религия давно ответила на все те вопросы, от которых мы сейчас стыдливо прячемся: за что, почему я, каков смысл страдания, болезни, жизни? Ведь о большинстве современных болезней можно сказать словами Святителя Иоанна Златоуста: «Испорченность души есть причина болезней телесных». Неплохо было бы и врачу и медсестре знать об этом, неплохо бы и им быть не только образованными научно, но и хоть сколько-то просвещенными духовно. Ведь не пустышку, а тысячелетнюю историю Православия на Руси, двухтысячелетний опыт православной медицины предлагает Церковь им в помощь. Это не языческие гадания по звездам, картам, фотографиям, астропрогнозы и кофейная гуща. Это опыт Святых Апостолов, бессребреников и целителей, опыт чудотворцев Российских и православных врачей. Вера не смущала ни Пирогова, ни Спасокукоцкого, ни Филатова, ни Павлова, ни Юдина, ни Войно-Ясенецкого, ни Дашу Севастопольскую, ни Елизавету Федоровну Романову, ни сестер милосердия. Что же мы-то стали такие стеснительные? Мы что, не на той же земле живем, что Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербуржская, Святые Новомученики, в земле Российской просиявшие? Знать несколько статей Уголовного Кодекса, Конституции и международного права — недостаточно для того, кто посвятил себя медицине — науке и чуду одновременно. Знать моральный кодекс, данный человеку Господом в Его Божественных законах, и не только знать, но чтить и соблюдать. Вот тогда, когда сам укрепишься этой верой, приступи к страждущему человеку, тогда и необходимые слова Истины, Надежды и Любви найдутся в твоей душе. Тогда только будешь не только врач, но целитель — ибо здоровье не в теле, а в гармонии между духом, душой и телом человека. Вернешь гармонию — исцелишь человека, не вернешь — потеряешь его и ответишь за это перед Господом, как давший обет, но не сдержавший его. Вот почему не раз и не два Православная Церковь обращалась и обращается к тем, кто отвечает за подготовку врачей, фельдшеров, медицинских сестёр — медицина не просто набор наук о человеке и его болезнях, медицина — особая профессия, так тесно связанная с жизнью тела и души, что без просвещения не может в ней обойтись человек — не по силам ему. Не бойтесь того, что никому еще и никогда не приносило вреда, наука только обогатится верою. Не пора ли сделать правильный вывод из всех тех трагических событий, которые стали для нас чуть ли не привычными? Разве не понятно, что технические возможности человечества, в том числе и в области медицины, намного опередили его духовное, моральное развитие. Высочайшие достижения науки, современные технологии можно дать в руки только высокодуховным и высокоморальным людям, а их нужно воспитывать с младенчества, со школьной и студенческой скамьи. Один из ученых с мировым именем А. Тойнби писал: «Чем больше наша власть над материей, тем более необходимы духовные знания и способность использовать эту власть во имя добра, а не во зло…» Россия, с её тысячелетним опытом Православия, всегда давала и сейчас в состоянии давать миру именно таких учёных, врачей, инженеров. Но для этого вопросы духовности, вопросы веры должны занять достойное место во всей системе воспитания и образования, в подготовке любого современного специалиста.
Настоятель Свято-Илиинского храма г. Екатеринбурга Сергий Вогулкин,
доктор медицинских наук, профессор
(Продолжение. Начало в № 23) ПЛАН NSSM-200, МЕМОРАНДУМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США 27 апреля 1974 года в основные ведомства США: Министерство обороны, ЦРУ, Министерство сельского хозяйства, Агентство международного развития — был послан запрос, подписанный госсекретарем Генри Киссинджером.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.